Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

ний водный, речной транспорт в безвозвратное прошлое, даже с учетом экстремальных природ­ но-климатических условий Сибири, конечно, преждевременно. На бескрайних пространствах Си­ бири существуют громадные территории, для которых речной транспорт, несмотря на кратков­ ременную навигацию, является своеобразной артерией, обеспечивающей жизнедеятельность окраинных районов. Транспортное сообщение по рекам исторически являлось первой, передовой линией возникновения, формирования и развития системы транспортных коммуникаций. Эта его исто­ рическая роль в условиях сибирского бездорожья остается актуальной до настоящего времени. Транспортная деятельность на реках и сегодня важный фактор пионерного хозяйственного ос­ воения сибирских пространств, вектор которого, подобно стрелке компаса, указывает на север по течению великих сибирских рек. Опираясь на исторический опыт стран с высокоразвитыми составляющими транспортной системы, можно полагать, что, по мере динамичного роста сети автомобильных и железных дорог, сфера деятельности речного транспорта будет сокращаться и все далее отступать в глубь малообжитых, слабо в хозяйственном отношении освоенных терри­ торий. Однако время, когда этот процесс в Сибири приобретет динамичный характер, находится, пожалуй, за горизонтом обозримой перспективы. Реально до сегодняшних дней огромные внут- риконтинентальные пространства Сибири от меридиана Омска и далее на восток и на север от широты Томска до полярного побережья являются территориями так называемого северного завоза, который осуществляется преимущественно водным транспортом. Обращаясь к опыту зарубежных стран с высокоразвитой системой транспортных комму­ никаций, представляется необходимым отметить, что этот в целом позитивный опыт складывал­ ся методом проб и ошибок. Так, например, на протяжении всего почти 100-летнего периода до­ минирующего развития пароходных и железнодорожных сообщений не прекращалась дискус­ сия между сторонниками взаимоисключающих гипотез. Идеологи и пропагандисты развития па­ роходных сообщений указывали на недостижимые для дорогих по стоимости строительства же-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2