Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
П о XIX в., по историческим масштабам совсем недавно, сухопутные, наземные транспортные средства приводились в движение мускульной силой животных. Появившиеся в начале XIX в. пароход и паровоз открыли эру механизации транспортных сообщений. Почти 100 лет пароходы и паровозы безраздельно властвовали в сфере транспортных сообщений. В начале XX в. к пароходу и паровозу, ровесникам по времени изобретения, добавились автомобиль и самолет. В отличие от предыдущих XIX и XX вв., ознаменовавшихся, соответствен но, рождением и стремительным развитием пароходных, железнодорожных, автомобильных и авиационных сообщений, в XXI веке семейство транспортных средств ничем новым, пригодным для реальной и масштабной транспортной работы, пока что не обогатилось. Несмотря на дости жения в космотехнике, оптимизм экспериментаторов в создании транспортных средств на воз душной подушке, рецидив надежд на дирижаблеплавание и другие идеи и замыслы, имеется много больше оснований полагать, что в обозримое время реального прорыва в сфере создания принципиально новых транспортных средств не произойдет. Грузопассажирские перевозки бу дут, как и в минувшем XX в., в основном обслуживаться сегодняшними транспортными средства ми и коммуникациями: железнодорожными, автомобильными, авиационными и морскими. Веро ятнее всего, интегрированными показателями достижений технического прогресса во всех ви дах транспортных сообщений, как и прежде, останутся грузо- и пассажировместимость и ско рость, с которой грузы и пассажиры могут следовать из пункта отправления в пункт назначения. В XX веке состязание за приращение скорости проиграл водный, в первую очередь речной, транс порт. Морские остались «на плаву» прежде всего из-за отсутствия иных способов преодоления океанских пространств и несопоставимо ничтожной грузоподъемностью самолетов в сравнении с морскими транспортными средствами. В отличие от океанского судоходства, возможного по всем румбам компаса, транспортная деятельность на реках и озерах находится под воздействи ем жестких природно-климатических ограничений. Водоразделы, рассекающие естественную гид рографическую сеть на отдельные изолированные друг от друга регионы системы, далеко не единственные препятствия на пути развития транспортной деятельности на реках. В условиях Сибири совершенно непреодолимой преградой для высокоэффективного транспортного исполь зования речных акваторий является кратковременная летняя навигация. Бо лее двух третей года сибирские реки находятся под ледовым панцирем. В ре зультате значительная часть экономических выгод транспортной эксплуатации дарованных природой путей сообщения утрачивается. Но списывать внутрен
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2