Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
■ШД частный капитал к восстановлению и реконструкции заводов, фабрик, транспорта, коммуналь ного хозяйства. Начали формироваться подрядные строительные организации различных форм собствен ности. На основе коллективной собственности возникли Новониколаевское инженерно-строи тельное товарищество и Запсибкрайжилсоюз, объединившие тринадцать жилищно-строитель ных кооперативов. На базе госсобственности образовалась Новониколаевская губернская стро ительная контора, ставшая своеобразной школой перехода на новые социалистические принци пы ведения строительного производства. Через городские органы исполнительной власти осу ществлялось планирование капитальных вложений, выделение материальных средств и конт ролировалось их расходование. Несколько позже сформировался «Сибгосстрой», специали зировавшийся на строительстве административных и общественных зданий и сооружении го сударственных промышленных предприятий. Огромный вклад в становление этой организа ции внес инженер И.И. Загривко — автор первого проекта планировки города, работавший в «Сибгос-строе» с 1925 по 1931 годы. Еще одной строительной госорганизацией, созданной в 1920-х годах, был трест «Госстрой», построивший в городе ряд монументальных зданий. В част ности, Дворец труда (ныне здание Академии водного транспорта) по проекту С.А. Швецова, ко торый также руководил сооружением здания Промышленного банка СССР (сейчас здесь распо лагается мэрия). По плану Г0ЭЛР0, принятому на V III Всероссийском съезде Советов в 1920 году, особое внимание уделялось развитию тяжелой индустрии на основе опережающего роста энергетичес ких мощностей. Это было важно и для Новониколаевска, страдавшего от дефицита электроэнер гии. Выдвигались различные проекты энергоснабжения города, среди которых конкурировали два основных: ГЭС на реке Бердь или ТЭЦ в Новониколаевске. Решили строить более дешевую тепловую электростанцию. Для этого была создана строительная организация «Электрострой», позднее переименованная в «Энергострой». Ее руководителем назначили опытного специалис та А.Ф. Ильина, который спроектировал станцию. 10 мая 1924 года был заложен ее фундамент, а через два года электростанция была построена, и город приобрел еще одно каменное здание, перекрытое железобетонными конструкциями. Мощность станции, торжественно открытой 14 марта 1926 года и названной именем М.И. Калинина (впоследствии ТЭЦ-1), была всего тысяча 18 Город благоустраивается
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2