Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

■ШД частный капитал к восстановлению и реконструкции заводов, фабрик, транспорта, коммуналь­ ного хозяйства. Начали формироваться подрядные строительные организации различных форм собствен­ ности. На основе коллективной собственности возникли Новониколаевское инженерно-строи­ тельное товарищество и Запсибкрайжилсоюз, объединившие тринадцать жилищно-строитель­ ных кооперативов. На базе госсобственности образовалась Новониколаевская губернская стро­ ительная контора, ставшая своеобразной школой перехода на новые социалистические принци­ пы ведения строительного производства. Через городские органы исполнительной власти осу­ ществлялось планирование капитальных вложений, выделение материальных средств и конт­ ролировалось их расходование. Несколько позже сформировался «Сибгосстрой», специали­ зировавшийся на строительстве административных и общественных зданий и сооружении го­ сударственных промышленных предприятий. Огромный вклад в становление этой организа­ ции внес инженер И.И. Загривко — автор первого проекта планировки города, работавший в «Сибгос-строе» с 1925 по 1931 годы. Еще одной строительной госорганизацией, созданной в 1920-х годах, был трест «Госстрой», построивший в городе ряд монументальных зданий. В част­ ности, Дворец труда (ныне здание Академии водного транспорта) по проекту С.А. Швецова, ко­ торый также руководил сооружением здания Промышленного банка СССР (сейчас здесь распо­ лагается мэрия). По плану Г0ЭЛР0, принятому на V III Всероссийском съезде Советов в 1920 году, особое внимание уделялось развитию тяжелой индустрии на основе опережающего роста энергетичес­ ких мощностей. Это было важно и для Новониколаевска, страдавшего от дефицита электроэнер­ гии. Выдвигались различные проекты энергоснабжения города, среди которых конкурировали два основных: ГЭС на реке Бердь или ТЭЦ в Новониколаевске. Решили строить более дешевую тепловую электростанцию. Для этого была создана строительная организация «Электрострой», позднее переименованная в «Энергострой». Ее руководителем назначили опытного специалис­ та А.Ф. Ильина, который спроектировал станцию. 10 мая 1924 года был заложен ее фундамент, а через два года электростанция была построена, и город приобрел еще одно каменное здание, перекрытое железобетонными конструкциями. Мощность станции, торжественно открытой 14 марта 1926 года и названной именем М.И. Калинина (впоследствии ТЭЦ-1), была всего тысяча 18 Город благоустраивается

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2