Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

Н о В о н и к о л а е В с к - Н о В о с и б и р с к ская управа заключила до­ говор с архитектором А.Д. Крячковым, и вскоре круп­ номасштабное школьное строительство в Новони- колаевске началось. Оно совпало с кампанией по введению в России все­ общего начального обра­ зования, что несколько облегчило работу. В Но- вониколаевске в сжатые сроки были построены со­ временные каменные школьные здания, имев­ шие автономные водопро­ вод, паровое отопление, канализацию, освещавши­ еся городской электро­ станцией. ПРЕОДОЛЕВАЯ РАЗРУХУ В годы Гражданской войны экономика города пришла в упадок. Одни промышленные предприятия были разграблены, другие закрыты, взорван в двух местах мост через Обь, разру­ шена часть железнодорожных путей. Впервые за небольшую историю Новониколаевска его развитие остановилось. Прекра­ щение деятельности заводов, фабрик, железной дороги вынудило многих рабочих отправиться на поиски средств к существованию. Население Новониколаевска с 1917 по 1920 год уменьши­ лось на три тысячи человек. Несмотря на это, жилищная проблема обострилась. Еще в Граждан­ скую войну часть ветхого жилья в городе была разобрана на дрова, а холодной зимой 1920/1921 года жителям вновь пришлось использовать в качестве топлива строения, в результате чего Но­ вониколаевск потерял пятую часть жилой площади. Многим горожанам приходилось жить в ужа­ сающих условиях: в сараях, банях, подвалах, вагонах и землянках. Для возрождения нормальной хозяйственной и социальной жизни города требовались немалые финансовые и материальные средства, а поскольку у новой власти таковых не было, уповать приходилось больше на энтузиазм и патриотизм населения. Широко использовались и методы принуждения. В первую очередь было восстановлено железнодорожное сообщение с центром страны. Особо важное значение имел ремонт моста. В городе не осталось ни одной более или менее мощной строительной организации, а тем более специализирующейся на мостостроении, поэто­ му мост пришлось восстанавливать методом народной стройки. Иэта задача была решена в крат­ чайшие сроки. В результате совместного труда инженеров-строителей, железнодорожников, бойцов Красной армии через десять дней движение по мосту было открыто. Медленнее шел процесс восстановления промышленности Новониколаевска. Основные усилия направлялись на то, чтобы наладить работу существующих предприя­ тий. О новом строительстве речь даже не заходила. Производственная и хозяйственная жизнь города заметно оживилась | у после перехода к новой экономической политике. Она позволила привлечь 2 Заказ № 717 гоо. т н а Ш П И Н И ! Начальная школа в Вокзальной части города

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2