Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
Н о В о н и к о л а е В с к - Н о В о с и б и р с к ская управа заключила до говор с архитектором А.Д. Крячковым, и вскоре круп номасштабное школьное строительство в Новони- колаевске началось. Оно совпало с кампанией по введению в России все общего начального обра зования, что несколько облегчило работу. В Но- вониколаевске в сжатые сроки были построены со временные каменные школьные здания, имев шие автономные водопро вод, паровое отопление, канализацию, освещавши еся городской электро станцией. ПРЕОДОЛЕВАЯ РАЗРУХУ В годы Гражданской войны экономика города пришла в упадок. Одни промышленные предприятия были разграблены, другие закрыты, взорван в двух местах мост через Обь, разру шена часть железнодорожных путей. Впервые за небольшую историю Новониколаевска его развитие остановилось. Прекра щение деятельности заводов, фабрик, железной дороги вынудило многих рабочих отправиться на поиски средств к существованию. Население Новониколаевска с 1917 по 1920 год уменьши лось на три тысячи человек. Несмотря на это, жилищная проблема обострилась. Еще в Граждан скую войну часть ветхого жилья в городе была разобрана на дрова, а холодной зимой 1920/1921 года жителям вновь пришлось использовать в качестве топлива строения, в результате чего Но вониколаевск потерял пятую часть жилой площади. Многим горожанам приходилось жить в ужа сающих условиях: в сараях, банях, подвалах, вагонах и землянках. Для возрождения нормальной хозяйственной и социальной жизни города требовались немалые финансовые и материальные средства, а поскольку у новой власти таковых не было, уповать приходилось больше на энтузиазм и патриотизм населения. Широко использовались и методы принуждения. В первую очередь было восстановлено железнодорожное сообщение с центром страны. Особо важное значение имел ремонт моста. В городе не осталось ни одной более или менее мощной строительной организации, а тем более специализирующейся на мостостроении, поэто му мост пришлось восстанавливать методом народной стройки. Иэта задача была решена в крат чайшие сроки. В результате совместного труда инженеров-строителей, железнодорожников, бойцов Красной армии через десять дней движение по мосту было открыто. Медленнее шел процесс восстановления промышленности Новониколаевска. Основные усилия направлялись на то, чтобы наладить работу существующих предприя тий. О новом строительстве речь даже не заходила. Производственная и хозяйственная жизнь города заметно оживилась | у после перехода к новой экономической политике. Она позволила привлечь 2 Заказ № 717 гоо. т н а Ш П И Н И ! Начальная школа в Вокзальной части города
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2