Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
Н о б о н и к о л а е В с к - Н о б о с и б и р с к к о й (мачтой, веслами, скамьями). К строительству привлекались подростки от десяти до пятнадца ти лет. Часть лодок дополнительно строилась в Новосибирске. Вот еще несколько фактов из военной эпопеи западносибирских водников. Как вспоми нает ветеран Великой Отечественной войны, речной инженер В.И. Нефедов, зимой 1941 года «из-за нехватки жидкого горючего двенадцать катеров пароходства... были переоборудованы на газоходы», а «при остром дефиците твердого минерального топлива (угля) лесотопливная контора пароходства организовала собственную добычу угля на шахте «Порывая», штольни которой выходили к эстакаде на берегу Томи — с непосредственной погрузкой угля на баржи». По свидетельству того же В.И. Нефедова, «близ Томи была начата и добыча торфа , но примене ние этого вида топлива не прижилось». Так называемый антинакипин, вырабатываемый из тор фа в одном из цехов Новосибирского затона, был успешно применен при обработке котлов на 35 пароходах. И подобных примеров изыскания местных резервов сырья и рационализации труда было немало. Все они стали весомым вкладом в общую победу над врагом. Но речники не забывали и о завтрашнем дне. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в самый разгар войны, в апреле 1943 года, открыл двери Новосибирский речной техникум. Активное участие в Великой Отечественной войне с самых первых ее дней приняли но восибирские летчики. Уже 22 июня 1941 года на митинге в Новосибирском аэропорту командир экипажа ПС-84 (Ли-2) Михаил Яковлевич Бычков заявил : «наш экипаж готов выполнить любое задание. Самолет находится в полной боевой готовности...». И он, и сотни других летчиков, техников, мотористов, инженеров Западно-Сибирского управления ГВФ отправились на фронт и за отличное выполнение боевых заданий удостоились высоких правительственных наград. Мно гие погибли в воздушных боях. Среди них и М.Я. Бычков. В числе первых летчиков управления, откомандированных в особую группу ГВФ, стал Григорий Алексеевич Таран из Новосибирского авиапредприятия. Он совершил 599 боевых вы летов, 230 — в глубокий тыл врага, доставляя партизанам боеприпасы, вывозил раненых. В 1943 году Г.А. Таран вывез пятьдесят детей с оккупированной территории, посадив самолет на огра ниченную площадку. За войну он переправил на своем самолете более шестисот раненых, доста вил свыше 120 тонн продовольствия партизанам Крыма. В 1944 году Г.А. Таран удостоился зва ния Героя Советского Союза. День Победы Г.А. Таран встретил в США, доставив туда советских дипломатов, принимавших участие в создании ООН. После войны он первым облетал самолет Ил-12, ставший на долгие годы главным самолетом гражданской авиации. Трагическая случай ность оборвала его жизнь в 1948 году. Звание Героя Советского Союза за личный героизм и мужество присвоили в 1943 году и другому летчику из ЗСУ ГВФ — Петру Федоровичу Еромасову. Навсегда остались в исторической летописи войны и другие летчики Новосибирского аэропорта — Герои Советского Союза: С.Н. Даньшин, который один из первых бомбил глубо кие вражеские тылы; Г.Г. Агамиров, Н.А. Ищенко, В.М. Обухов, О.А. Санфирова и М.А. Макаров, совершивший 119 боевых вылетов, а после войны еще многие годы летавший командиром Ту-104. Одной из самых ответственных задач, кроме боевых вылетов, стала в 1942 году для граж данских авиаторов перегонка боевых самолетов на фронт. После заключения соглашения с США в 1942 году о поставке боевой техники по ленд-лизу, открылась авиатрасса Москва — Уэлькаль. По ней начали перегонять боевые самолеты — «Аэрокобры», «Бостоны», Си-47 и другие с по садкой в Толмачево, а затем в Новосибирском аэропорту. Организовали и доставку своим ходом самолетов ЕР-2, ДБ-ЗФ и др., изготовленных в Иркут ске, Улан-Удэ и Комсомольске-на-Амуре. Часть пилотов Западно-Сибирского * 7 г управления ГВФ влилась в особые группы, перегонявшие самолеты с дальне- ШГШШ лЫШЙ мш мяш ш ш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2