Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
Транспортные артерии Новосибирска Н о В о н и к о л а е в с к - Н о б о с и б и р с к одновременно в паровозном депо Новосибирск строился бронепоезд «Советская Сибирь». Оба сибирских бронепоезда с боями прошли более десяти тысяч километров и еще столько же «на мотали» на охране южных границ СССР. Они совершили полторы тысячи огневых налетов на по зиции немцев, уничтожили множество вражеской техники, включая самолеты, и более шести тысяч фашистских солдат и офицеров. Война еще не закончилась, а на освобожденных территориях уже началось восстанов ление разрушенных стальных магистралей. Одними из первых, кто принял в этом самое активное участие, были сибирские железнодорожники. Газета «Правда» писала: «Хорошую инициативу проявили железнодорожники Томской дороги. Они организовали поезд для ремонта и восстанов ления пути, мостов и других железнодорожных сооружений на военных дорогах... Это прекрас ное начинание, которое окажет фронту большую помощь». Годы военного лихолетья вызвали к жизни много и других ценных начинаний, которые пригодились и в послевоенный период при восстановлении народного хозяйства страны. * * * В годы Великой Отечественной войны РЭБы, пристани и службы Западно-Сибирского речного пароходства перестроили работу на военный лад. Вот как о тех драматических днях рассказал бывший главный инженер пароходства М.С. Кагановский: «Необычайные трудности встали перед речниками Оби с первых дней войны. На фронт ушли тысячи мужчин с судов, из портов, пристаней, судоремонтных мастерских, из бригад грузчиков. Их место заняли у котлов судов, за станками женщины, подростки, стари ки. Каждому приходилось работать за двоих. Рабочий день стал ненормированным. Не хвата ло тяги, судов различного назначения. И люди работали самоотверженно. Знали — в этой войне надо выжить, победить. А для этого необходимо делать все, на что только спосо бен. И делали». С 1941 года впервые пароходство организовало групповой способ ремонта флота, когда производится сборка однотипных судов одной серии и их ремонт ведется от начала до конца. Это позволило подготавливать к навигациям весь флот. Потом этот метод распространился во всех сибирских пароходствах, а после войны — и на Днепре. Главным грузом в войну являлся на Оби лес. Древесина требовалась для строек, шахт Кузбасса, на изготовление шпал для железных дорог, на топливо. Но не хватало тяги для вывоз ки леса на судах и в плотах. Вопрос решился с постройкой в Самусе, Бобровке (Барнаул), Ново сибирске двадцати трехсотсильных дизельных буксиров-колесников и одного шестисотсильно го двухвинтового. До их постройки нехватка судов для вывозки леса, особенно с малых рек, была столь острой, что решили перебросить с Енисея на Обь три маломер- 173 аЛШ ЛННН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2