Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

в Д й 1 Увеличилось и число молодежи. К 1944 году в железнодорожных училищах и школах ФЗО одной только Томской дороги обучалось около трех тысяч человек. Немалую помощь оказы­ вали железнодорожникам студенты транспортных вузов,техникумов, курсанты технических школ, школьники... Возвращались в строй и пенсионеры. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1943 года все работники же­ лезных дорог объявлялись мобилизованными на период войны и закреплялись для работы на транспорте. Ответственность за проступки по службе они несли наравне с военнослужащими Красной армии. В 1943 году значительно улучшились показатели западносибирских дорог. Увеличилась интенсивность движения. Объем перевозок в 1944 году возрос до девяноста процентов по срав­ нению с предыдущим годом. Вес поездов на линии Челябинск — Новосибирск вырос с двух с половиной до трех тысяч тонн. Этому способствовало проведение крупных организационно-тех­ нических мероприятий. В частности, увеличивается пропускная способность важнейших желез­ нодорожных линий и узлов, в том числе и Новосибирского, подъездных путей промышленных предприятий. Массовым и обычным явлением в годы войны стала работа на воскресниках и субботни­ ках, где железнодорожники очищали и ремонтировали пути, подготавливали к зиме производ­ ственные здания, ремонтировали паровозы и вагоны. В преддверии зимы 1941 года начался сбор теплой одежды для красноармейцев. А по инициативе жен работников вагонного депо Инская была организована мастерская по пошиву теплого белья и одежды для нужд армии. Подобные мастерские появились и на других станциях и депо Томской дороги. Активно пополнялся фонд обороны. Кроме того, практически все желез­ нодорожники ежемесячно до конца войны отчисляли одно-двухдневный заработок, подписыва­ лись на многочисленные военные займы. Сдавали также много ценных вещей, золотых и сереб­ ряных изделий, монет и т.д . Собирались средства на строительство танков, самолетов, военно- морских кораблей. К концу 1941 года на всех железных дорогах страны создали отделы особых оборонных заказов. Благодаря им в той или иной мере было налажено на железнодорожных предприятиях производство оружия и боеприпасов. В одном только депо Инская освоили выпуск около ста наименований изделий для фронта: минометов, боеголовок для снарядов, зацепок для авиа­ бомб, финских ножей и т.д . Еще одной страницей военной истории сибирских железнодорожников стало строитель­ ство бронепоездов. Первый бронепоезд построили в депо Тайга. Назвали его «Лунинец». Почти

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2