Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

Н о В о н и к о л а е б с к - Н о б о с и б и р с к пада десятки предприятий. Это создавало массу бытовых проблем. Прежде всего — жилищных. В жилых зданиях Управления Томской дороги в Новосибирске разместили восемь с половиной тысяч эвакуированных железнодорожников с Северо-Донецкой магистрали, Мичуринского па­ ровозоремонтного завода, транспортных институтов Днепропетровска, Ленинграда, Москвы. Кроме того, по просьбе властей Новосибирска в жилых домах железной дороги были размещены артисты Ленинградского драмтеатра им Пушкина, Ленинградской филармонии. Важную роль в усилении работы железнодорожного транспорта сыграло распоряжение правительства о перемещении в апреле-мае 1941 года значительной части подвижного состава с западных дорог на восточные и введение нового летнего графика движения поездов, состав­ ленного с учетом почти годового опыта военного времени. С первых недель работы по новому графику заметно увеличился вес поездов, активизировались погрузочно-разгрузочные работы. Многое для ускорения продвижения поездов делала диспетчерская служба. Так, диспет­ черы Инского отделения только в марте-апреле 1942 года пропустили по своим участкам около 140 поездов в режиме «красной стрелы». «Кадры решают все!» С этим лозунгом в годы Великой Отечественной войны было труд­ но поспорить. С началом войны большое количество железнодорожников призывается в ар­ мию. По указанию ГКО с мая 1942 года мобилизация работников железнодорожного транспорта прекращается, но уже не менее трети их находилось на фронтах Великой Отечественной. Кроме того, из состава железнодорожников формировались военно-эксплутационные отделения, пред­ назначенные для работы на прифронтовых дорогах, а также другие специальные группы и поез­ да. Сюда было направлено около пятой части рядового и четверти командно-технического со­ става сибирских магистралей. Всего же за военные годы состав железнодорожников обновился на 70— 75 процентов. Главным образом за счет женщин и подростков, преимущественно из се­ мей железнодорожников. Не прошло и недели после начала войны, как к начальнику пассажирского отдела Ново­ сибирского отделения Томской железной дороги явилась целая делегация домохозяек — жен железнодорожников. Они заявили, что в дни тяжелых испытаний не могут отсиживаться дома, и попросили помочь им освоить какую-нибудь железнодорожную профессию. В начале июля 1941 года на курсах и производственных кружках Новосибирского узла обучалось уже более двухсот женщин, которые успешно осваивали профессии обходчиков, кондукторов, кочегаров, электри­ ков и даже диспетчеров и машинистов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2