Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
Н о В о н и к о л а е в с к - Н о б о с и б и р с к В годы первых пятилеток изменения происходили во всех областях сложного железно дорожного хозяйства. Усиливалась мощность пути. С 1937 года в путевом хозяйстве стали широ ко использоваться путевые дорожные машины. Строились и реконструировались электростан ции. Совершенствовалась связь. Станции оборудовались электрической централизацией. В 1935 — 1937 годах участок дороги Новосибирск — Чулымская был оборудован автоблокировкой. А в годы второй пятилетки сдается в эксплуатацию первая высокочастотная связь Москва — Ново сибирск — Хабаровск. До 1938 года железные дороги не имели в своем составе строительных организаций. Мелкие объекты возводились и ремонтировались местными силами и хозяйственным спосо бом. В отдельных случаях привлекались подразделения регионального треста «Сибстройпуть», но тот занимался в основном более важным и ответственным делом — сооружением новых линий и вторых путей. В декабре 1938 года на каждой магистрали страны создаются строи тельно-монтажные конторы, действовавшие на полном хозрасчете. В марте 1939-го контора «Дорстрой» появилась и на Томской дороге. В ее состав входило семь прорабских пунктов, в том числе и Новосибирский. Они проводили работы по переустройству предприятий локомо тивной и вагонной служб, широко вели жилищное строительство. Планировались и крупные объе мы работ по капитальному строительству, но дальнейшее развитие всей этой деятельности пре рвала война. * * * Осенью 1923 года Западно-Сибирское государственное пароходство переехало в Ново николаевск. На пристани в 1929 году начали сооружать причальную стенку. В 1930— 1935 годах построили 276 метров. Штат пристани в начале 1930-х составлял всего 42 человека. К концу 1931 года на ней соорудили склад для разных грузов большой скорости с установкой ленточного транспортера. В 1932 году пристань переименовали в Новосибирский речной порт. В годы первых пятилеток речной флот существовал в основном за счет собственных средств — на хозрасчете. Основной упор делался на укрепление дисциплины и поиск внутрен них резервов. В то же время год от года нарастало поступление новой техники и судов. Осенью 1936 года Новосибирский речной порт получил два первых во всем пароходстве портальных крана грузоподъемностью две тонны. Благодаря обновлению флота и слаженной работе речни ков грузооборот 1940 года вдвое превысил уровень 1913-го. В 1935-м было начато строительство Новосибирского судоремонтного завода. * * * В годы первых пятилеток стал сдавать позиции гужевой транспорт. Из-за быстрого ро ста населения и территории города возникла острая проблема пассажирских перевозок, кото рую с помощью конного извоза решить уже было нельзя. На смену ему шли автомобиль и трам вай. Еще в 1923 году предпринимались первые попытки осуществить в Новониколаевске ав тобусное сообщение. В июле газета «Советская Сибирь» писала: «Недавно губкоммунотдел орга низовал автомобильное сообщение на автомобусе по городу между вокзалом, Базарной площа дью и Закаменкой. Плата за проезд по линии установлена в 10 руб. В недалеком будущем начнет ходить еще один автомобус по тем же линиям». Автомобусами назывались старые трехтонные грузовики марки «уайт» 164 с легкими кузовами, рассчитанными на двенадцать пассажиров. Автомобусов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2