Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

Н о б о н и к о л а е б с к - Н о б о с и б и р с к * * * Революция в среде сибирских речников была воспринята неоднозначно. С одной сторо­ ны, ее поддерживали рабочие судостроительных и судоремонтных заводов и мастерских, груз­ чики портов и беднейшая часть плавсостава; с другой — имелась значительная привилегиро­ ванная прослойка инженерно-технических работников и управленцев. Онастроениях самих судо­ владельцев и говорить не приходится. В ответ на смену власти директора правлений пароходств приостановили отпуск материалов для судоремонта и выплату зарплаты. Все это происходило в разгар постановки флота на зимовку и пагубно сказалось на завершении этой важной кампании. Часть судов, оставленных недовольными командами, обрекалась на гибель и разграбление. В этих условиях как нельзя кстати появился принятый в начале февраля 1918 года Дек­ рет Совнаркома «О национализации торгового флота», по которому все суда, верфи, портовые сооружения и прочее хозяйство без выкупа объявлялись неделимой собственностью Советской республики. Практическое осуществление национализации речного флота возлагалось на изби­ раемые на местах районные комиссии («нацпары») и комиссаров, назначенных во все пароход­ ные фирмы, порты, затоны. Акты на передачу подписывались нередко под дулом винтовок. Хотя и с издержками, национализация флота происходила организованно и в короткие сроки. А вскоре декретом Совнаркома была утверждена новая форма управления речным фло­ том: «Главвод», «облводы» (в том числе и Западно-Сибирский), «рупводы» (районные управле­ ния). Благодаря работе Советов и централизованной системе управления речным хозяйством, водники Обь-Иртышского бассейна сумели подготовить его к первой советской навигации, и уже в первый ее месяц открылись традиционные пассажирские линии; началась перевозка леса и хлеба. Но работа речников была прервана белочешским мятежом. После захвата чехами Мари- инска, Тайги и Новониколаевска и после того, как они двинулись на Омск и Томск, встала задача эвакуации водным путем партсовактива и малочисленных гарнизонов занятых городов. Задача эта двумя экспедициями флотилий судов из Томска и Омска в Тюмень была решена успешно. В годы Гражданской войны пароходы участвовали в десантных операциях, переброске войск и грузов. Часть их уничтожили, многие вышли из строя. Осенью 1919 года по приказу отступающего на восток адмирала Колчака все паровые суда, катера и баржи были расставлены на излучинах с таким расчетом, чтобы оказаться раздав­ ленными при весеннем ледоходе. Вырубка судов из ледового плена вручную, обыкновенными пешнями — один из ярких эпизодов жизни обских речников. Как писал в воспоминаниях А.Н. Дианов, однажды для выводки судов пришлось выдолбить канал во льду длиной три километ­ ра. В итоге, «к началу ледохода все суда (до ста единиц) были отведены в безопасное место». За время революции и Гражданской войны грузооборот речного транспорта Сибири со­ кратился со 150 млн пудов в 1913 году до 60 млн в 1920-м. Располагал Обь-Иртышский бас­ сейн в 1920 году 165 пароходами, около трети которых были неисправны, и почти сотней непа­ ровых судов — из них пятая часть требовала ремонта. В запущенном состоянии находились порты, пристани, РЭБы и мастерские. Остро не хватало кадров на всех участках речного хозяй­ ства. Руководству Главвода пришлось принять решение о проведении учета и мобилизации всех лиц от 18 до 55 лет, работавших ранее на речном флоте. Постановлением Сибревкома Сиб- комтруду предписывалось срочно направить в распоряжение рупводов не менее тысячи рабо­ чих и специалистов. Люди, измученные войной, за каторжный труд получали скудные пайки муки и рыбы. Как вспоминает один из речников, заставший то тяжелое время, «вместе с другими речниками я жил в трюме старого покалеченного парохода «Дедушка»... Люди не имели мало-мальски целой одежды. В сильные морозы они делали из старых пенько­ вых канатов наколенники, надевали лапти и шли работать. Для тех, кто тру- | дился на льду, дали несколько телогреек и теплых брюк. Их посменно надева -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2