Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
Большое место по-прежнему занимали воинские перевозки. Пропускная способность магистрали на участке Новониколаевск — Барабинск составляла восемь пар поездов в сутки, а на участке Алтайская — Черепановская — три-четыре. Трудным выдался для Томской магистрали 1921 год. Железные дороги России начинали работать в условиях новой экономической политики, когда на место уравниловки приходила материальная заинтересованность. Однако руководство СибОПС ввело сложную систему тари фов, которая привела к уменьшению и задержанию заработной платы. Томская дорога попала в тяжелое положение. Начавшееся возрождение приостановилось. К октябрю половина парово зов и четверть вагонов были неисправными. На станциях не имелось запасов топлива, и в начале декабря 1921 года Сибревком прекратил пассажирское и ограничил товарное движение, чтобы подвезти уголь. А в Европейский России из-за сильной летней засухи свирепствовал голод, и вся надежда была на сибирский хлеб. Между тем на железных дорогах Сибири скопилось свыше сорока миллионов пудов хлеба. Для нормализации обстановки направили комплексную экспедицию ВЦИК, СТО, НКПС во главе с Ф.Э. Дзержинским. В нее входили представители различных ведомств, и любые вопросы она решала на месте. Комиссия проработала в Сибири с 5 января по 8 марта 1921 года. Планиро валось, что основное время она пробудет в Новониколаевске, но из-за развала руководства СибОПС она проработала в городе с 19 января по 8 февраля и отбыла в Омск. 22 января 1922 года Ф.Э. Дзержинский сделал доклад на заседании Сиббюро ЦК РКП(б) «О положении сибирского транспорта и мерах к поднятию его». По предложению Дзержинс кого, который возглавлял тогда не только ВЧК, но и Наркомат путей сообщения, Сибревком принял меры для решения целого ряда вопросов: о порядке выгрузки вагонов, об увеличе нии угледобычи и подвозе угля к железнодорожным станциям, о создании подвижных отря дов для расчистки путей от снега и т. п. Но главное внимание Дзержинский уделил снабже нию железнодорожников, оплате их труда. По его распоряжению СибОПС выделили 77 тыс. пайков и зимнее обмундирование. В пути железнодорожников стали обеспечивать горячим питанием. Вместе с тем на дорогах Сибири устанавливалась строгая дисциплина и жесткий порядок. Совместным приказом Сибревкома и экспедиции Дзержинского с 1 февраля 1922 года на двух десятках станций Транссиба, в числе которых был и Новониколаевск, вводилось военное положение. Принятые меры дали свои результаты. Если в декабре 1921 года Новониколаевск от правлял 34 вагона продовольствия в сутки, то в феврале 1922-го — 122. Положительные сдвиги, впрочем, были видны во многом. На железных дорогах Сиби ри стало вводиться формирование поездов по разрядам и роду преобладающих грузов: ско рые, вспомогательные,топливные, продовольственные, воинские, почтово-пассажирские, с по рожняком, транзитные, хозяйственные. Переход на хозрасчет способствовал увеличению гру зооборота. В октябре 1922 года в Новониколаевске на основании постановления Совета Труда и Обороны возникло Правление сибирских железных дорог. Создание правления было вызвано необходимостью организации работ на началах новой экономической политики. Восстанавли валась платность перевозок, дороги переходили на хозрасчет, давалось право развивать ком мерческую деятельность и т.д . Эта структура просуществовала недолго. С января 1924 года была проведена еще одна реорганизация управления сибирскими железными дорогами. СибОПС лик видировался, руководству дорог в полном объеме возвращались привычные административно- хозяйственные функции. При этом восстанавливалась проверенная временем и наиболее раци ональная схема взаимодействия: наркомат — дорога — предприятие.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2