Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

Большое место по-прежнему занимали воинские перевозки. Пропускная способность магистрали на участке Новониколаевск — Барабинск составляла восемь пар поездов в сутки, а на участке Алтайская — Черепановская — три-четыре. Трудным выдался для Томской магистрали 1921 год. Железные дороги России начинали работать в условиях новой экономической политики, когда на место уравниловки приходила материальная заинтересованность. Однако руководство СибОПС ввело сложную систему тари­ фов, которая привела к уменьшению и задержанию заработной платы. Томская дорога попала в тяжелое положение. Начавшееся возрождение приостановилось. К октябрю половина парово­ зов и четверть вагонов были неисправными. На станциях не имелось запасов топлива, и в начале декабря 1921 года Сибревком прекратил пассажирское и ограничил товарное движение, чтобы подвезти уголь. А в Европейский России из-за сильной летней засухи свирепствовал голод, и вся надежда была на сибирский хлеб. Между тем на железных дорогах Сибири скопилось свыше сорока миллионов пудов хлеба. Для нормализации обстановки направили комплексную экспедицию ВЦИК, СТО, НКПС во главе с Ф.Э. Дзержинским. В нее входили представители различных ведомств, и любые вопросы она решала на месте. Комиссия проработала в Сибири с 5 января по 8 марта 1921 года. Планиро­ валось, что основное время она пробудет в Новониколаевске, но из-за развала руководства СибОПС она проработала в городе с 19 января по 8 февраля и отбыла в Омск. 22 января 1922 года Ф.Э. Дзержинский сделал доклад на заседании Сиббюро ЦК РКП(б) «О положении сибирского транспорта и мерах к поднятию его». По предложению Дзержинс­ кого, который возглавлял тогда не только ВЧК, но и Наркомат путей сообщения, Сибревком принял меры для решения целого ряда вопросов: о порядке выгрузки вагонов, об увеличе­ нии угледобычи и подвозе угля к железнодорожным станциям, о создании подвижных отря­ дов для расчистки путей от снега и т. п. Но главное внимание Дзержинский уделил снабже­ нию железнодорожников, оплате их труда. По его распоряжению СибОПС выделили 77 тыс. пайков и зимнее обмундирование. В пути железнодорожников стали обеспечивать горячим питанием. Вместе с тем на дорогах Сибири устанавливалась строгая дисциплина и жесткий порядок. Совместным приказом Сибревкома и экспедиции Дзержинского с 1 февраля 1922 года на двух десятках станций Транссиба, в числе которых был и Новониколаевск, вводилось военное положение. Принятые меры дали свои результаты. Если в декабре 1921 года Новониколаевск от­ правлял 34 вагона продовольствия в сутки, то в феврале 1922-го — 122. Положительные сдвиги, впрочем, были видны во многом. На железных дорогах Сиби­ ри стало вводиться формирование поездов по разрядам и роду преобладающих грузов: ско­ рые, вспомогательные,топливные, продовольственные, воинские, почтово-пассажирские, с по­ рожняком, транзитные, хозяйственные. Переход на хозрасчет способствовал увеличению гру­ зооборота. В октябре 1922 года в Новониколаевске на основании постановления Совета Труда и Обороны возникло Правление сибирских железных дорог. Создание правления было вызвано необходимостью организации работ на началах новой экономической политики. Восстанавли­ валась платность перевозок, дороги переходили на хозрасчет, давалось право развивать ком­ мерческую деятельность и т.д . Эта структура просуществовала недолго. С января 1924 года была проведена еще одна реорганизация управления сибирскими железными дорогами. СибОПС лик­ видировался, руководству дорог в полном объеме возвращались привычные административно- хозяйственные функции. При этом восстанавливалась проверенная временем и наиболее раци­ ональная схема взаимодействия: наркомат — дорога — предприятие.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2