Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
Н о б о н и к о л а е б с к - Н о В о с и б и р с к Нетрудно предположить, что все это брошенное добро подвергалось нещадному раз граблению. В ходе Гражданской войны железнодорожный транспорт Сибири понес огромные поте ри. На Томской магистрали количество паровозов сократилось вдвое, более половины из них были неисправными. Вышло из строя тринадцать тысяч вагонов. Депо обобраны и разрушены. Пассажирское движение восточнее Новониколаевска отсутствовало. Шли только воинские эше лоны. Соблюдать графики движения даже на ограниченных участках стало крайне сложно. Во многих местах оказался разрушен железнодорожный путь. Взорваны были десятки станционных зданий, пунктов водоснабжения, почти 170 мостов. В их числе и Обский, в Новониколаевске, который колчаковцы взорвали при отступлении. Восстанавливать его пришлось на сильном мо розе, почти вручную. Несмотря ни на что, работы велись круглосуточно, ночью при свете кост ров, и 26 декабря 1919 года он был восстановлен. Имелась еще проблема: оставались непогребенными целые штабеля смерзшихся тру пов. Здесь были не только убитые в боевых действиях или в карательных операциях, но и умер шие от сыпняка, брюшного тифа, холеры, других заболеваний. Не удивительно, что с приходом весны железная дорога превратилась в рассадник эпидемии. Требовалось срочно наводить порядок. НКПС для восстановления и организации рабо ты железных дорог решило усилить руководство на местах и с этой целью в мае 1920 года созда ло Сибирский округ путей сообщения (СибОПС) с местом пребывания в Омске, куда вошел и но вониколаевский участок Томской железной дороги. Кроме Управления железнодорожного транс порта, в округе находилось еще два — водного (Западно-Сибирское и Восточно-Сибирское). Но в октябре СибОПС разукрупнили, из его состава вывели управления водного транспорта. Восстановление железнодорожного хозяйства велось, с одной стороны, принудитель ными мерами, а с другой — с привлечением инициативы рабочих. В феврале 1920 года Сибрев- ком постановил мобилизовать всех железнодорожников, оставивших службу после 1919 года, а созданная в июле того же года Новониколаевская уездная комиссия по борьбе с дезертирством отправила на работу 3,5 тыс. человек. Кроме того, она вела негласное наблюдение за приходом служащих на работу. В феврале 1921 года Сибревком издал приказ о расстреле на месте лиц, разрушающих полотно железной дороги. Крестьяне, живущие в ее десятиверстной полосе, «несли ответственность жизнью и имуществом» за сохранность пути. По инициативе железнодорожников в Новониколаевске стали проводиться коммунис тические субботники. На первый из них 19 января 1920 года вышло четыреста жителей города. В апреле того же года в ходе «Недели фронта» в Новонико лаевске отремонтировали бо лее 180 паровозов, пятьдесят вагонов, оборудовали 150 теп лушек, разгрузили свыше 250 вагонов, очистили от снега де сятки тысяч квадратных сажен железнодорожных путей. Не в последнюю очередь благодаря этому с 20 июня 1920 года уда лось наладить беспересадоч ное движение на Омской и Том ской железных дорогах. 155
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2