Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

Н о б о н и к о л а е б с к - Н о В о с и б и р с к Нетрудно предположить, что все это брошенное добро подвергалось нещадному раз­ граблению. В ходе Гражданской войны железнодорожный транспорт Сибири понес огромные поте­ ри. На Томской магистрали количество паровозов сократилось вдвое, более половины из них были неисправными. Вышло из строя тринадцать тысяч вагонов. Депо обобраны и разрушены. Пассажирское движение восточнее Новониколаевска отсутствовало. Шли только воинские эше­ лоны. Соблюдать графики движения даже на ограниченных участках стало крайне сложно. Во многих местах оказался разрушен железнодорожный путь. Взорваны были десятки станционных зданий, пунктов водоснабжения, почти 170 мостов. В их числе и Обский, в Новониколаевске, который колчаковцы взорвали при отступлении. Восстанавливать его пришлось на сильном мо­ розе, почти вручную. Несмотря ни на что, работы велись круглосуточно, ночью при свете кост­ ров, и 26 декабря 1919 года он был восстановлен. Имелась еще проблема: оставались непогребенными целые штабеля смерзшихся тру­ пов. Здесь были не только убитые в боевых действиях или в карательных операциях, но и умер­ шие от сыпняка, брюшного тифа, холеры, других заболеваний. Не удивительно, что с приходом весны железная дорога превратилась в рассадник эпидемии. Требовалось срочно наводить порядок. НКПС для восстановления и организации рабо­ ты железных дорог решило усилить руководство на местах и с этой целью в мае 1920 года созда­ ло Сибирский округ путей сообщения (СибОПС) с местом пребывания в Омске, куда вошел и но­ вониколаевский участок Томской железной дороги. Кроме Управления железнодорожного транс­ порта, в округе находилось еще два — водного (Западно-Сибирское и Восточно-Сибирское). Но в октябре СибОПС разукрупнили, из его состава вывели управления водного транспорта. Восстановление железнодорожного хозяйства велось, с одной стороны, принудитель­ ными мерами, а с другой — с привлечением инициативы рабочих. В феврале 1920 года Сибрев- ком постановил мобилизовать всех железнодорожников, оставивших службу после 1919 года, а созданная в июле того же года Новониколаевская уездная комиссия по борьбе с дезертирством отправила на работу 3,5 тыс. человек. Кроме того, она вела негласное наблюдение за приходом служащих на работу. В феврале 1921 года Сибревком издал приказ о расстреле на месте лиц, разрушающих полотно железной дороги. Крестьяне, живущие в ее десятиверстной полосе, «несли ответственность жизнью и имуществом» за сохранность пути. По инициативе железнодорожников в Новониколаевске стали проводиться коммунис­ тические субботники. На первый из них 19 января 1920 года вышло четыреста жителей города. В апреле того же года в ходе «Недели фронта» в Новонико­ лаевске отремонтировали бо­ лее 180 паровозов, пятьдесят вагонов, оборудовали 150 теп­ лушек, разгрузили свыше 250 вагонов, очистили от снега де­ сятки тысяч квадратных сажен железнодорожных путей. Не в последнюю очередь благодаря этому с 20 июня 1920 года уда­ лось наладить беспересадоч­ ное движение на Омской и Том­ ской железных дорогах. 155

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2