Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

И Н Н стратегические объекты и Дом революции, где проходило пленарное заседание Совета. Больше­ вики и сочувствующие советской власти были арестованы, батальон имени Карла Маркса, рас­ квартированный в военном городке, разгромлен. Обстановка за Уралом продолжала накаляться. В результате мятежа возникло Времен­ ное Сибирское правительство. Уже на первых порах оно столкнулось с серьезным сопротивле­ нием. На Томской железной дороге в середине октября объявили стачку рабочие депо и вагон­ ных мастерских станции Томск-П, рабочие и служащие станций Топки, Болотная и Барабинск. Через несколько дней забастовали железнодорожники Новониколаевска. Они потребовали ос­ вобождения арестованных, свободы слова и печати, повышения заработной платы. Сибирское правительство прибегло к силе оружия. Томская и Омская дороги объявля­ ются на осадном положении. Для подавления забастовок направляются воинские отряды. В Но­ вониколаевске все члены стачечного комитета были арестованы, взяты заложники. Было объяв­ лено, что в случае диверсий на железной дороге заложники будут расстреляны. Железнодорож­ ное сообщение на Сибирской магистрали восстановливается. Но и век Временного Сибирского правительства был недолог. 18 ноября 1918 года в Омске был провозглашен Верховным правителем адмирал А.В. Колчак. В период его правления железная дорога находилась в глубоком кризисе. Поезда кур­ сировали без всякого расписания, вагоны приходили в негодность, мастерские и депо работали в авральном режиме, безопасность движения должным образом не обеспечивалась. Катастро­ фическое положение в экономике и на транспорте в Сибири усугублялось поражениями белых на фронте и возникновением партизанского движения в тылу. Ответом на это были жестокие репрессии. Железнодорожники всеми силами чинили помехи нормальной работе Транссибирской магистрали. Французский генерал Жанен в эти дни писал: « .. .Дезертировали почти все желез­ нодорожники. Немногие оставшиеся саботируют: семафоры закрыты, вокзалы пусты... Бес­ порядок чрезвычайный... Угля не хватает...» Сопротивление непопулярному режиму нарастало, словно снежный ком. Декабрь 1919 года фактически стал последним месяцем существования Верховного правителя. Сметая засло­ ны, красные отряды стремительно рвались вперед, настигая и громя отходящие дивизии. 14 де­ кабря 1919 года они заняли Новониколаевск. После отступления колчаковцев Транссибирская магистраль в районе Новониколаевска представляла собой удручающую картину. Вот как писал об этом очевидец тех дней: «Погода, как и во всю дорогу, мягкая и ясная. Но чем ближе мы к Чулыму... тем больше она омрачается. Поднимается в тайге буран, заметает путь. Всю ночь мы слышим, как паровоз борется со сти­ хией, как колеса, словно по песку, скрипят по снегу, как для нового разбега осаживается назад поезд... Утро, ясное и морозное, застает агонию поезда, напрасны усилия, паровоз зарывается в сугроб, но «взять» его не может. Всех вызывают на очистку пути от быстро леденеющего и твердеющего барьера: команду красноармейцев охраны, жильцов служебного вагона. И что же, путь расчищен, мы медленно продвигаемся, доезжаем до разъезда, к вечеру после длительных маневров опять трогаемся в путь и окончательно застреваем за версту от следующего... ...Н а всем протяжении от Чулыма до Николаевска, на 60 верст впереди нас, на 30 поза­ ди, тянется почти непрерывная «лента» поездов. Они еще за неделю до бурана забивали оба пути, но вторую лентууже успели «растаскать». Вокруг этого сплошного почти вала иуплот­ нился занос, не сдерживаемый деревянными щитами, давно сломанными на дрова. Поезда следуют друг за другом подчас на расстоянии всего пяти саженей. Состав их разнообразен: пульмановские вагоны дальневосточного экспресса, просто классные, санитар­ ные, теплушки, цистерны, платформы, груженные автомобилями, ящиками со шрапнелью, необозримым, неисчислимым добром... Дальше еще цистерны, 1 5 4 холодильники, салон-вагоны, «больные» паровозы, взятые на буксир, вагоны без конца, тысячи вагонов — и в них ни души...»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2