Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
И Н Н стратегические объекты и Дом революции, где проходило пленарное заседание Совета. Больше вики и сочувствующие советской власти были арестованы, батальон имени Карла Маркса, рас квартированный в военном городке, разгромлен. Обстановка за Уралом продолжала накаляться. В результате мятежа возникло Времен ное Сибирское правительство. Уже на первых порах оно столкнулось с серьезным сопротивле нием. На Томской железной дороге в середине октября объявили стачку рабочие депо и вагон ных мастерских станции Томск-П, рабочие и служащие станций Топки, Болотная и Барабинск. Через несколько дней забастовали железнодорожники Новониколаевска. Они потребовали ос вобождения арестованных, свободы слова и печати, повышения заработной платы. Сибирское правительство прибегло к силе оружия. Томская и Омская дороги объявля ются на осадном положении. Для подавления забастовок направляются воинские отряды. В Но вониколаевске все члены стачечного комитета были арестованы, взяты заложники. Было объяв лено, что в случае диверсий на железной дороге заложники будут расстреляны. Железнодорож ное сообщение на Сибирской магистрали восстановливается. Но и век Временного Сибирского правительства был недолог. 18 ноября 1918 года в Омске был провозглашен Верховным правителем адмирал А.В. Колчак. В период его правления железная дорога находилась в глубоком кризисе. Поезда кур сировали без всякого расписания, вагоны приходили в негодность, мастерские и депо работали в авральном режиме, безопасность движения должным образом не обеспечивалась. Катастро фическое положение в экономике и на транспорте в Сибири усугублялось поражениями белых на фронте и возникновением партизанского движения в тылу. Ответом на это были жестокие репрессии. Железнодорожники всеми силами чинили помехи нормальной работе Транссибирской магистрали. Французский генерал Жанен в эти дни писал: « .. .Дезертировали почти все желез нодорожники. Немногие оставшиеся саботируют: семафоры закрыты, вокзалы пусты... Бес порядок чрезвычайный... Угля не хватает...» Сопротивление непопулярному режиму нарастало, словно снежный ком. Декабрь 1919 года фактически стал последним месяцем существования Верховного правителя. Сметая засло ны, красные отряды стремительно рвались вперед, настигая и громя отходящие дивизии. 14 де кабря 1919 года они заняли Новониколаевск. После отступления колчаковцев Транссибирская магистраль в районе Новониколаевска представляла собой удручающую картину. Вот как писал об этом очевидец тех дней: «Погода, как и во всю дорогу, мягкая и ясная. Но чем ближе мы к Чулыму... тем больше она омрачается. Поднимается в тайге буран, заметает путь. Всю ночь мы слышим, как паровоз борется со сти хией, как колеса, словно по песку, скрипят по снегу, как для нового разбега осаживается назад поезд... Утро, ясное и морозное, застает агонию поезда, напрасны усилия, паровоз зарывается в сугроб, но «взять» его не может. Всех вызывают на очистку пути от быстро леденеющего и твердеющего барьера: команду красноармейцев охраны, жильцов служебного вагона. И что же, путь расчищен, мы медленно продвигаемся, доезжаем до разъезда, к вечеру после длительных маневров опять трогаемся в путь и окончательно застреваем за версту от следующего... ...Н а всем протяжении от Чулыма до Николаевска, на 60 верст впереди нас, на 30 поза ди, тянется почти непрерывная «лента» поездов. Они еще за неделю до бурана забивали оба пути, но вторую лентууже успели «растаскать». Вокруг этого сплошного почти вала иуплот нился занос, не сдерживаемый деревянными щитами, давно сломанными на дрова. Поезда следуют друг за другом подчас на расстоянии всего пяти саженей. Состав их разнообразен: пульмановские вагоны дальневосточного экспресса, просто классные, санитар ные, теплушки, цистерны, платформы, груженные автомобилями, ящиками со шрапнелью, необозримым, неисчислимым добром... Дальше еще цистерны, 1 5 4 холодильники, салон-вагоны, «больные» паровозы, взятые на буксир, вагоны без конца, тысячи вагонов — и в них ни души...»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2