Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
Н о б о н и к о л а е В с к - Н о б о с и б и р с к Кузбассе и др .). Однако уже в 1917 году в результате перенапряженной работы число «боль ных» паровозов составило почти треть их общего количества, а перевозки грузов сократились на двадцать процентов. Железная дорога перестала давать вагоны для перевозки угля и дров, и весной 1916 года Новониколаевск охватил топливный кризис. За годы войны наполовину обновился состав железнодорожников. Стал ощущаться де фицит трудовых ресурсов. Уменьшилась доля квалифицированных рабочих, ухудшилось их ма териальное положение. Рост зарплаты не успевал за ценами. Среди железнодорожников росло недовольство, оживало забастовочное движение, назревала новая революция. В 1917 году железные дороги стали ареной битвы различных политических сил. Желез нодорожные рабочие пытались отстранить старую администрацию и установить собственный контроль за работой дороги и смежных организаций. Явочным порядком они ввели восьмичасо вой рабочий день и создали свой профсоюз. 23 апреля 1917 года Совет железнодорожных пред ставителей Томской железной дороги решил передать «регулирование железнодорожной жиз ни» исполнительному комитету цеховых железнодорожных комитетов. К этому времени каждый четвертый паровоз на Томской магистрали находился в ремон те, сократились перевозки. Хозяйственная разруха дополнялась анархией: на дороге шли беско нечные митинги. Временное правительство не контролировало ситуацию. К лету 1917 года по ложение настолько ухудшилось, что министр путей сообщения Н.В. Некрасов в докладе Вре менному правительству назвал его «угрожающим». Разруха ускорила приход большевиков. 25 января 1918 года власть в Новониколаевске перешла к Совету рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Митинг железнодорожников Но вониколаевска заявил о поддержке советской власти. А вот Управление Томской магистрали отка залось признать комиссара железной дороги, и открыто препятствовало его попыткам устранить «пробки» на дороге. В середине февраля 1918-го управление возглавил исполком дороги. Но куда более страшные события ждали впереди. К маю 1918 года на узловых станциях Транссиба скопились десятки эшелонов солдат Чехословацкого корпуса общей численностью около 45 тысяч человек. Советское правительство разрешило им выехать на родину через Даль ний Восток, но возникли задержки, связан ные с мятежом атамана Семенова в Забайка лье и высадкой японского десанта во Влади востоке. Эшелоны стояли на запасных путях, среди солдат и офицеров зрело недоволь ство, которое умело подогревалось. В конце мая на всей огромной территории в местах сосредоточения эшелонов Чехословацкого корпуса вспыхнул мятеж. Известие о мятеже чехов в Челябин ске в Новониколаевске получили 25 мая. В это время здесь, на станции, стояло два эше лона чехословацких войск общей численно стью около 2500 человек. На требование исполкома Совета сдать оружие чехи отве тили отказом и к осмотру вагонов не допус тили. Новониколаевский Совет больше пред принять ничего не смог, потому что военной силы, достаточной для разоружения, у него не имелось. В ночь с 25 на 26 мая в городе произошел переворот. Белочехи совместно с эсеровской дружиной захватили основные
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2