Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

Н о б о н и к о л а е В с к - Н о б о с и б и р с к Кузбассе и др .). Однако уже в 1917 году в результате перенапряженной работы число «боль­ ных» паровозов составило почти треть их общего количества, а перевозки грузов сократились на двадцать процентов. Железная дорога перестала давать вагоны для перевозки угля и дров, и весной 1916 года Новониколаевск охватил топливный кризис. За годы войны наполовину обновился состав железнодорожников. Стал ощущаться де­ фицит трудовых ресурсов. Уменьшилась доля квалифицированных рабочих, ухудшилось их ма­ териальное положение. Рост зарплаты не успевал за ценами. Среди железнодорожников росло недовольство, оживало забастовочное движение, назревала новая революция. В 1917 году железные дороги стали ареной битвы различных политических сил. Желез­ нодорожные рабочие пытались отстранить старую администрацию и установить собственный контроль за работой дороги и смежных организаций. Явочным порядком они ввели восьмичасо­ вой рабочий день и создали свой профсоюз. 23 апреля 1917 года Совет железнодорожных пред­ ставителей Томской железной дороги решил передать «регулирование железнодорожной жиз­ ни» исполнительному комитету цеховых железнодорожных комитетов. К этому времени каждый четвертый паровоз на Томской магистрали находился в ремон­ те, сократились перевозки. Хозяйственная разруха дополнялась анархией: на дороге шли беско­ нечные митинги. Временное правительство не контролировало ситуацию. К лету 1917 года по­ ложение настолько ухудшилось, что министр путей сообщения Н.В. Некрасов в докладе Вре­ менному правительству назвал его «угрожающим». Разруха ускорила приход большевиков. 25 января 1918 года власть в Новониколаевске перешла к Совету рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Митинг железнодорожников Но­ вониколаевска заявил о поддержке советской власти. А вот Управление Томской магистрали отка­ залось признать комиссара железной дороги, и открыто препятствовало его попыткам устранить «пробки» на дороге. В середине февраля 1918-го управление возглавил исполком дороги. Но куда более страшные события ждали впереди. К маю 1918 года на узловых станциях Транссиба скопились десятки эшелонов солдат Чехословацкого корпуса общей численностью около 45 тысяч человек. Советское правительство разрешило им выехать на родину через Даль­ ний Восток, но возникли задержки, связан­ ные с мятежом атамана Семенова в Забайка­ лье и высадкой японского десанта во Влади­ востоке. Эшелоны стояли на запасных путях, среди солдат и офицеров зрело недоволь­ ство, которое умело подогревалось. В конце мая на всей огромной территории в местах сосредоточения эшелонов Чехословацкого корпуса вспыхнул мятеж. Известие о мятеже чехов в Челябин­ ске в Новониколаевске получили 25 мая. В это время здесь, на станции, стояло два эше­ лона чехословацких войск общей численно­ стью около 2500 человек. На требование исполкома Совета сдать оружие чехи отве­ тили отказом и к осмотру вагонов не допус­ тили. Новониколаевский Совет больше пред­ принять ничего не смог, потому что военной силы, достаточной для разоружения, у него не имелось. В ночь с 25 на 26 мая в городе произошел переворот. Белочехи совместно с эсеровской дружиной захватили основные

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2