Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

билета от вокзала до городской управы — пять копеек, и от управы до Закаменской части — десять. Составлено было и расписание движения трамвая: зимой — с семи утра до девяти вече­ ра, летом — с шести утра до девяти вечера. Концессию обществу давали на двадцать лет, а срок строительства устанавливался в два года. Но при обсуждении проекта выяснились разногласия. Для их преодоления в январе 1915 года городская дума разработала детальные условия концес­ сии и направила на утверждение в Томское губернское управление. Томский губернатор ото­ слал проект в Министерство внутренних дел, назвав его в сопроводительном письме «сомни­ тельным и дерзким». После такой рекомендации министерство в августе того же года предложи­ ло городу отложить устройство трамвая «до более благоприятного времени». Но дума настаива­ ла, и к началу 1916 года проект утвердили. Однако к этому времени положение экономики в стране и в городе, подорванное войной, стало совсем плачевным, городская дума начала пере­ сматривать статьи договора, и концессионеры отказались от строительства. Что касается автотранспорта, то первый автомобиль в России появился в 1891 году. В этом же году сибиряки увидели его на Московском тракте во время кругосветного автопробега. В 1912 году в Томской губернии имелось двенадцать автомобилей и три мотоцикла. Один из автомобилей принадлежал И.Ф. Маштакову из Новониколаевска. Имелся в молодом городе и один мотоцикл, а также несколько велосипедов, которые стоили очень дорого. В начале XX столетия появились в Новониколаевске и первые воздухоплаватели. 26 ап­ реля 1907 года младший унтер-офицер Харченко с площадки в устье речки Первая Ельцовка совершил первый полет на воздушном шаре. Аэроплан в небе над Новониколаевском жители города впервые увидели 28 августа 1911 года, когда летчик Я.И . Седов выполнил показательные полеты на биплане «Фарман» над ипподромом (в районе нынешней ул. Ипподромской). Он сде­ лал несколько кругов над городом. А 15 июня 1912 года состоялся полет известного петербург­ ского авиатора А.А. Кузьминского. ВРЕМЯ ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ 1914 год стал для России началом великих потрясений. Первая мировая война, револю­ ции, гражданская междоусобица... Они наложили глубокий отпечаток на все стороны экономи­ ческой и социальной жизни страны. Транспорт Сибири и Новониколаевска, в частности, не стал исключением. • ♦ * С началом Первой мировой войны железные дороги перевели на военное положение и установили предельно жесткий режим труда для рабочих и служащих: двенадцатичасовой рабо­ чий день; за малейшие нарушения дисциплины судили и карали по законам военного времени. Для оперативного руководства Сибирскую дорогу разделили на Омскую и Томскую магистрали. К Омской приписали станцию Новониколаевск. В перевозках основное место заняли военные грузы. В июле 1914 года прием коммер­ ческих грузов вообще приостановили. Резко повысился спрос на продовольствие, необходимое для снабжения армии, а также сырье. Во время войны для нужд промышленности стал направ­ ляться на Урал кузнецкий уголь. Интенсивность движения на Сибирской железной дороге в 1914— 1915 гг. постоянно возрастала. В 1915-м пропускная способность Сибирской магистрали достигла двадцати пар по­ ездов в сутки, а вот материальная база укреплялась медленно, поэтому дорога оказалась пере­ гружена. Рост перевозок (к 1916 году их объем возрос до сорока процентов) достигался в основном за счет нещадной эксплуатации всего железнодорож- 1 5 2 наго хозяйства и введения в строй новых линий (Алтайская, Кольчугинская в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2