Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
билета от вокзала до городской управы — пять копеек, и от управы до Закаменской части — десять. Составлено было и расписание движения трамвая: зимой — с семи утра до девяти вече ра, летом — с шести утра до девяти вечера. Концессию обществу давали на двадцать лет, а срок строительства устанавливался в два года. Но при обсуждении проекта выяснились разногласия. Для их преодоления в январе 1915 года городская дума разработала детальные условия концес сии и направила на утверждение в Томское губернское управление. Томский губернатор ото слал проект в Министерство внутренних дел, назвав его в сопроводительном письме «сомни тельным и дерзким». После такой рекомендации министерство в августе того же года предложи ло городу отложить устройство трамвая «до более благоприятного времени». Но дума настаива ла, и к началу 1916 года проект утвердили. Однако к этому времени положение экономики в стране и в городе, подорванное войной, стало совсем плачевным, городская дума начала пере сматривать статьи договора, и концессионеры отказались от строительства. Что касается автотранспорта, то первый автомобиль в России появился в 1891 году. В этом же году сибиряки увидели его на Московском тракте во время кругосветного автопробега. В 1912 году в Томской губернии имелось двенадцать автомобилей и три мотоцикла. Один из автомобилей принадлежал И.Ф. Маштакову из Новониколаевска. Имелся в молодом городе и один мотоцикл, а также несколько велосипедов, которые стоили очень дорого. В начале XX столетия появились в Новониколаевске и первые воздухоплаватели. 26 ап реля 1907 года младший унтер-офицер Харченко с площадки в устье речки Первая Ельцовка совершил первый полет на воздушном шаре. Аэроплан в небе над Новониколаевском жители города впервые увидели 28 августа 1911 года, когда летчик Я.И . Седов выполнил показательные полеты на биплане «Фарман» над ипподромом (в районе нынешней ул. Ипподромской). Он сде лал несколько кругов над городом. А 15 июня 1912 года состоялся полет известного петербург ского авиатора А.А. Кузьминского. ВРЕМЯ ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ 1914 год стал для России началом великих потрясений. Первая мировая война, револю ции, гражданская междоусобица... Они наложили глубокий отпечаток на все стороны экономи ческой и социальной жизни страны. Транспорт Сибири и Новониколаевска, в частности, не стал исключением. • ♦ * С началом Первой мировой войны железные дороги перевели на военное положение и установили предельно жесткий режим труда для рабочих и служащих: двенадцатичасовой рабо чий день; за малейшие нарушения дисциплины судили и карали по законам военного времени. Для оперативного руководства Сибирскую дорогу разделили на Омскую и Томскую магистрали. К Омской приписали станцию Новониколаевск. В перевозках основное место заняли военные грузы. В июле 1914 года прием коммер ческих грузов вообще приостановили. Резко повысился спрос на продовольствие, необходимое для снабжения армии, а также сырье. Во время войны для нужд промышленности стал направ ляться на Урал кузнецкий уголь. Интенсивность движения на Сибирской железной дороге в 1914— 1915 гг. постоянно возрастала. В 1915-м пропускная способность Сибирской магистрали достигла двадцати пар по ездов в сутки, а вот материальная база укреплялась медленно, поэтому дорога оказалась пере гружена. Рост перевозок (к 1916 году их объем возрос до сорока процентов) достигался в основном за счет нещадной эксплуатации всего железнодорож- 1 5 2 наго хозяйства и введения в строй новых линий (Алтайская, Кольчугинская в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2