Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
Н о б о н и к о л а е б с к - Н о В о с и б и р с к и на поясе. К занятию водовозным промыслом допускались лица, достигшие восемнадцати лет, запрещалось передавать промысел другому лицу. Воду набирали в местах, указанных городской управой, в чистые бочки с крышкой. От водовоза требовали чисто одеваться, летом воду отпус кать через кран, а зимой — личным ведром. Переднюю и заднюю стенки бочек и дугу красили в красный цвет. В 1922 году работало 22 водовоза. В грузовом извозе рано проявилась тенденция к монополизации. В 1900 году в Новони колаевске действовали три транспортные конторы: братьев Каменских, Гергард и Гей, Россий ского общества и контора Литвинова. А через десять лет их насчитывалось двенадцать: «Сала мандра», «Кухтерин и сыновья», «Гартонг и Станг» и др. На Новониколаевский базар, располагавшийся на Новой, или Базарной площади, в суб боту и воскресенье приезжало несколько тысяч крестьянских подвод. Сельхозпродукты везли за двести-триста верст. За право торговли с каждой подводы брали гривенник. За взвешивание каждого пуда — копейку. В итоге торговые обороты достигали нескольких миллионов рублей. Гужевым транспортом доставлялась и почта. Ежегодно проводились торги на отдачу в содержание почтовой станции Новониколаевска, на которой использовалось девять лошадей при шести ямщиках. Если извозчикам в городе запрещалась быстрая езда, то при перевозке почты они развивали максимальную скорость. Доставка почты была сопряжена с большим рис ком. На почтовые тройки нередко совершали нападения. * * • К началу XX века можно отнести зачатки в Новониколаевске трамвайного, автомобиль ного и авиационного транспорта. В январе 1914 года «Первое русское Восточно-Сибирское об щество электрических трамваев» предложило городу построить трамвайное сообщение концес сионным способом. Городская дума поддержала предложение. Трамвайная линия должна была пройти по наиболее оживленным улицам: от вокзала по Михайловской, Николаевскому проспек ту и Будаговской к станции Алтайская и пристани. Длина линии составляла шесть верст. В проекте строго регламентировались детали строительства: ши рина колеи устанавливалась в один метр, вагоны рассчитывались на сорок че- "151 ловек, скорость трамвая определялась в восемнадцать верст в час, стоимость
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2