Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

Транспортные артерии Новосибирска Н о б о н и к о л а е В с к - Н о б о с и б и р с к в к ш т ш ! » МАГЛЧКН'Ь регламентировала внешний вид извозчиков. С января 1909 года для извозчиков ввели специ­ альную одежду из черного кафтана, подпоясанного кушаком, и шляпы. Извозчики 1-го класса летом ездили на рессорных крытых экипажах-пролетках с кожа­ ными фартуками, а зимой на санках-американках с теплыми суконными полостями темного цве­ та и меховой опушкой. Извозчики 2-го класса летом выезжали на полурессорных пролетках, а зимой на «глухих» санках городского типа. В ночное время, праздничные дни и распутицу уста­ навливалась полуторная плата за проезд. Брать плату извозчик мог только по таксе. С началом Первой мировой войны рост цен на фураж обесценил установленную город­ скими властями таксу за проезд, и осенью 1915 года извозчики устроили забастовку с требова­ нием ее повысить. Руководители забастовки были в административном порядке наказаны, но городская дума все-таки таксу для ломовых и легковых извозчиков подняла. Отказывать пассажирам извозчики не имели права, так же как и курить при них. По пра­ вилам 1914 года извозчик укреплял по бокам экипажа два фонаря, а спереди и сзади — номер­ ные знаки. Дважды в год — весной и осенью — они проходили осмотр в городской управе. Ос­ мотр производили члены горуправы и полицмейстеры. В 1903 году запрещается быстрая езда по улицам города. Извозчики должны были ез­ дить по правой стороне умеренной рысью, а на мостах только шагом. Не способствовало лихаче­ ству, помимо прочего, и состояние дорог. Змеиногорская и Инская улицы были настолько узки, что на них не могли разъехаться два извозчика. Мостовых почти не было. На улицах стояла не­ пролазная грязь. По сообщению газеты «Обская жизнь» в 1910 году, на многих улицах намыло глубокие рвы вдоль и поперек проезжей части. Их заравнивали навозом — неизменным бес­ платным материалом. А бывший председатель Новосибирского облисполкома В.И. Егоров, вспо­ миная о поездке в дореволюционный Новониколаевск, отмечал: «Тобыла недорога, а какая-то дикая смесь ухабов и грязи, тьмы и зловоний... По совести говоря, только добравшись до города, я понял извозчика, который тогда отказывался везти меня даже за хорошую плату». Не имея средств для мощения улиц, городские власти решили привлечь к этому делу же­ лезную дорогу и пристань, для которых многие городские улицы являлись подъездными путями. Весной и осенью при подъездах к станции лошади вязли в грязи, получали увечья, и портился груз. Песчаные почвы легко размывались и дорогу перерезали овраги. Даже пустые экипажи с трудом подъезжали к вокзалу. В ноябре 1910 года городская дума приняла решение о введении попудного сбора с грузов железной дороги. На полученные деньги планировалось замостить прилегающие к станции и пристани участки улиц Об­ ской, Гурьевской, Александровской и др. и соорудить два моста через Каменку.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2