Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

Транспортные артерии Новосибирска Н о В о н и к о л а е б с к - Н о В о с и б и р с к I(овоннколасвская пристань возникшая во время строительства моста. Ее осуществляли два парома с узкими мостиками и без освещения. Один из них однажды сорвался и едва не разбился о быки моста. До 1910 года переправой ведал Кабинет. Возле переправы скапливался народ. Ждать приходилось иной раз сутками. Многие тут же, на берегу, и ночевали, карауля свою очередь. При посадке случались драки. Тех, кто пытался жаловаться на завышенную таксу, паромщик и кассир с руганью выталкивали с парома. С богатых пассажиров паромщики требовали «на чай», после которого едва держались на ногах. Деньги за проезд собирали не при посадке, а прямо на паро­ ме. Хозяева же заставляли паромщиков работать по 15— 20 часов в сутки. Еще в 1908 году уполномоченные города просили губернские власти устроить мост вме­ сто парома, так как последний долго простаивает во время ледохода и при сильных ветрах. Однако из-за больших финансовых затрат власти решили просто модернизировать переправу. В июле 1910 года город приобрел в собственность стосильный пароход, названный «Новониколаевском», и баржи для организации постоянной переправы с левого берега на правый. До 1917 года перевоз прино­ сил городу ежегодный доход до пяти тысяч рублей. В 1919 году «Новониколаевск» был заменен пароходом «Братья», а переправа — со специально устроенными причалами и расписанием рей­ сов — просуществовала до наведения понтонного и появления коммунального мостов. * * * Основным средством передвижения внутри Новониколаевска начала XX века были лоша­ ди. Возникновение и развитие гужевого транспорта тесно связано с ростом города. Первые грузы на место будущего города привез конный поезд Г.М. Будагова. Люди, прибывавшие на строитель­ ство, селились в поселках около моста и станции Обь. Для связи с ними начал складываться внут­ ренний гужевой транспорт. Извозчики возили пассажиров на простых дрожках с плетеным коро­ бом и брали за проезд по поселку двадцать копеек, за час езды — тридцать и за Каменку — семьде­ сят. В 1895 году появился маршрут гужевого транспорта до переселенческого пункта. С открытием движения по Сибирской железной дороге и до пуска в эксплуатацию же­ лезнодорожного моста пассажиров со станции Кривощеково (ныне Новосибирск-Западный) до станции Обь (Новосибирск-Главный) перевозили зимой на лошадях. К прибы­ тию поезда на станцию Кривощеково собиралось много ямщиков. Путешествие длилось меньше часа. Обычно через Обь переправлялись по льду мимо строя- щегося моста через Сузунский подъем (ныне ул. Восход) и Каменку. Одни из-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2