Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

Н о б о н и к о л а е В с к - Н о б о с и б и р с к Пристань на р. Обь. Начало XX века зовым. Потом начались и массовые пассажирские перевозки. Перевозили преимущественно пе­ реселенцев, рабочие артели, арестантов. Пароходы «Товарищества Западно-Сибирского пароходства» доставили в Кривощеково в мае 1893 года и рабочих Самаро-Златоустовской железной дороги, приехавших на строитель­ ство моста через Обь. Собственно, с этого момента и началась история речного транспорта буду­ щей столицы Сибири. Вместе с людьми пароходы и баржи доставляли грузы для строительства моста и стан­ ции. Строилась пристань с трехкилометровой веткой к станции, которая существенно ускорила доставку грузов из речного порта на железнодорожную линию. Выше Новониколаевска располагалось около десятка пристаней (Барнаул, Бийск, Ка­ мень и др .), отправлявшие до восемнадцати миллионов пудов хлеба, что создавало прекрасные условия для быстрого развития Обской пристани. Правда, поначалу пароходные компании не имели на пристани никаких складов, и грузы или хранились на баржах, или выгружались прямо на берег. Железная дорога на свои склады их не принимала. На берегу лежали горы плугов, сеялок, ящиков с сельскохозяйственными орудиями и сепараторами. Бочонки с маслом склады­ вали в «погреба-ледники». Лишь в феврале 1907 года выделили для расширения пристани уча­ сток земли в 250 погонных сажен, на котором построили деревянный склад (его еще потом дваж­ ды расширяли). А в 1913 году в дополнение к уже имеющейся проложили еще две железнодо­ рожные ветки. В 1894 году на Оби курсировало более сотни пароходов и трехсот непаровых судов. Перевозкой грузов и пассажиров занимались в основном крупные компании. Семи из них при­ надлежало до шестидесяти процентов общего числа пароходов. И концентрация эта продол­ жалась. В 1895 году пароходные компании «Товарищество Курбатов и Игнатьев», «Товарище­ ство Трапезников и К0», пароходства «М.Д. Плотников и сыновья», А.Ф . Морозовой объедини­ лись в сообщество на паях «Товарищество Западно-Сибирского пароходства и торговли» с у с ­ тавным капиталом три миллиона рублей, располагавшее тридцатою пароходами и 76 баржами. Оно монополизировало основные перевозки в Обь-Иртышском бассейне. «Товарищество...» стало прообразом действующего ныне Западно-Сибирского речного пароходства. Работало оно успешно, владело к 1914 году почти полусотней буксирных и грузопассажир­ ских судов, то есть без малого пятой частью всего речного флота Обь-Иртыш- ского бассейна. 10 Заказ № 717

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2