Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

Н о б о н и к о л а е б Чтобы упорядочить перевозку переселенцев, Переселенческое управление установило пять оче­ редей их отправки в зависимости от места назначе­ ния, но они постоянно нарушались. Во-первых, в Си­ бирь двинулась масса никем не учтенных самоволь­ ных переселенцев. А во-вторых, железные дороги, несшие громадные убытки от перевоза льготников (билет переселенцу обходился в четыре раза дешев­ ле, чем пассажиру I I I класса), срывали графики по­ ставки переселенческих составов, отчего к Сибир­ ской дороге они прибывали со значительным опоз­ данием. Для их пропуска задерживали пассажирские и грузовые поезда. Переселенцев перевозили в вагонах IV клас­ са. При осмотре в 1909 году оказалось, что в полови­ не неисправны окна, не хватало досок для нар, во многих отсутствовало освещение — поездная при­ слуга растащила свечи, многие имели одинарную обшивку. Ревизор Переселенческого управления П.Т. Оленич-Гнененко, проехав в переселенческом вагоне от Омска до Новониколаевска, сообщал своему начальству в январе 1911 года, что хотя и ехал он внизу, и оделся, как эскимос, после этой поездки все равно заболел. Основная масса переселенцев высаживалась на станциях Омск, Татарская, Каргат, Чу­ лым, Новониколаевск, их здесь скапливались тысячи в ожидании отправки на место. В апреле 1908 года начальник жандармского управления Сибирской дороги писал в МПС, что особенно много переселенцев скопилось на станции Обь. Из-за нехватки бараков на переселенческом пункте, они располагались табором под открытым небом, на станции, на платформах, жгли кост­ ры — по ночам стояли еще морозы. К попутным поездам прицепляли вагоны с переселенческим имуществом. Они приходили позже, и переселенцы в Новониколаевске по месяцу ожидали свое добро. В 1909 году реконструкция Транссибирской магистрали была практически завершена. На повестку дня встала задача сооружения подъездных железных дорог для подвоза сельхоз­ продукции. Поскольку экономическое развитие городов зависело от близости к железным доро­ гам, между ними шла борьба за свои проекты строительства. С 1906 по 1917 годы было предло­ жено восемьдесят проектов сооружения новых линий, из которых наиболее интересным оказал­ ся проект Алтайской железной дороги. Изыскания на этой трассе начались еще в период строи­ тельства Транссиба. Вариантов соединения ее с Транссибирской магистралью было несколько. Лишь осенью 1907 года трассу Алтайской железной дороги инженер МПС Ленц исследовал в направлении Новониколаевска. В феврале 1911 года Совет министров утвердил проект Алтай­ ской железной дороги, которая должна была пройти от Новониколаевска до Семипалатинска. В й нагон 1 сса слснцсв 4ССТ с к - Н о б о с и б и р с к

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2