Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

вали в станцию Новоникола­ евск. При остром дефиците железнодорожных путей в Рос­ сии вставала задача строитель­ ства новых дорог и эффективно­ го использования старых. Ее были призваны решать так на­ зываемые порайонные комите­ ты при губернаторах. В августе 1912 года возник Сибирский порайонный комитет, куда вош­ ли представители Пермской, Сибирской, Омской, Забайкаль­ ской железных дорог, мини­ стерств путей сообщения, фи­ нансов, торговли, внутренних дел, землеустройства и земле­ делия, администраций губерний, банков, бирж и т.д . Комитет был призван согласовать интересы всех сторон в целях эффективной работы транспорта и выбора оптимальных вариантов строи­ тельства новых дорог и вспомогательных предприятий. Его представители вошли в состав Ко­ миссии о новых железных дорогах при Министерстве путей сообщения. Заседания Сибирского порайонного комитета проводились в Новониколаевске. Превращение Новониколаевска в крупный транспортный центр делало обоснованными его притязания на размещение в городе Управления Сибирской железной дорогой. В июне 1908 года подается соответствующее прошение, но его отклонили по причине отсутствия в городе условий для жизни служащих и обучения их детей. Огромную роль Сибирская железная дорога сыграла в перевозке переселенцев в годы Столыпинской аграрной реформы. Поскольку переселенчество способствовало росту населения Сибири и развитию ее производительных сил, пополняло трудовые ресурсы, власти это движе­ ние поощряли. На больших Двухосный крытый тормозной вагон грузоподъемностью 12,5 т постройки 1892 г. станциях и в крупных населен­ ных пунктах вдоль Транссибир­ ской магистрали создаются врачебно-продовольственные пункты помощи переселенцам, где имелись аптеки, лечебные помещения с несколькими де­ сятками коек, дежурили врачи. Здесь можно было получить де­ шевую горячую пищу, купить по максимально низким ценам продукты. В начале XX века по­ добных пунктов в Сибири было свыше тридцати. Попечителем переселенческого пункта в пер­ вые годы его существования яв­ лялся производитель работ на строительстве моста через Обь Г.М. Будагов. 142 Станция V класса Каргат

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2