Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

до этого императоре Александре I I I объединенное поселение стало называться Александров­ ским. Поселок рос. К 1898 году он раскинулся вдоль правого берега Оби на шестнадцати квадратных верстах и насчитывал около четырнадцати тысяч жителей. За пять лет со дня сво­ его возникновения он по всем статьям обогнал соседнюю Колывань и с каждым днем все уве­ ренней заявлял о себе. Менялся и его облик. Из стихийного поселения первопроходцев он превращался в настоящий город, где были и больницы, и магазины, и аптеки, и школы, и поли­ ция с пожарной командой. Да и назывался теперь этот поселок-город уже по-иному — Ново­ николаевск. Возникнув на пересечении водного и железнодорожного путей, он быстро превратил­ ся в крупный и оживленный транспортный узел, в котором жизнь не затихала ни на минуту. Вот как описывает «общий вид станции» один из тогдашних путеводителей по Великой Сибир­ ской дороге: «Многочисленные станционные постройки, легкие и изящные, расположенные по обе стороны пассажирского здания, почти примыкают к строениям Новониколаевского поселка. Движение паровозов в Оби ночью непрерывное, оживление и суета не прекращаются. Здесь идет погрузка и выгрузка вагонов, сотни рабочих под звуки веселой песни лихо перетаскивают на своих дюжих плечах тяжелые тюки с товарами, там маневрирует паровоз, резкими свистками предупреждая зазевавшегося прохожего. Весной и летом здесь можно встретить огромные тол­ пы переселенцев из Европейской России». 15 октября 1896 года на Западно-Сибирском участке Транссиба началось регулярное движение. И сразу же поставило железнодорожников перед многими проблемами, главной из которых была низкая пропускная способность, которая существенно ограничивалась в первую очередь из-за применяемых при сооружении магистрали облегченных технических условий. Начиная строительство Транссиба, правительство ориентировалось на объем перевозок в 2,5 млн пудов, равный по величине товарообороту Сибири при гужевых перевозках, поэтому и строилась дорога по облегченным условиям в расчете на дальнейшую модернизацию. А она по­ требовалась намного раньше, чем планировалось. Первоначально предполагалось пропускать три пары поездов в сутки. Чтобы довести размеры движения до семи пар, на участках между станциями устраивались разъезды. Необходимость в них возникла очень скоро. 136 В ходе строительства, по мере начала временного движения на участ­ ках, фактический рост перевозок, вопреки утверждениям скептиков, что «гру-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2