Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

оны области, изъять часть помещений у организаций и уч­ реждений, уплотнять жильцов, построить новое жилье — в основном одно-двухэтажные бараки, приспособить для проживания нежилые помещения и даже построить землян­ ки на окраинах города. Немного легче проблема расселения эвакуирован­ ных обстояла на заводе имени Чкалова, где еще до войны построили два соцгорода и учреждения социально-бытовой инфраструктуры, но и здесь жилья не хватало. Для работы на предприятиях привлекалось город­ ское и сельское население: домохозяйки, женщины, имев­ шие детей старше четырех лет, и лица пенсионных возраст­ ных групп. Кроме того, использовался труд спецпереселен- цев и заключенных. Многие из перечисленных групп насе­ ления не имели представления о промышленном производ­ стве, но после небольшого курса обучения, встав к станку, выпускали необходимую для фронта продукцию. Крупнейшей отраслью в Новосибирске в военные годы стала промышленность Наркомата боеприпасов. Пра­ вительство страны поставило задачу создать в городе центр производства всех видов боеприпасов для фронта. Только на площадке комбината №179 разместилось пять заводов, а также цехи и производства других предприятий, которые затем стали самостоятельными заводами. Таким образом, в Новосибирске за годы войны сфор­ мировался крупнейший на востоке страны центр по производству боеприпасов. Одно только снарядное производство выпустило и отправило на фронт более 125 млн штук, из них 48 млн штук было изготовлено на «Сибсельмаше». Правительство планировало создать в городе не только производственный, но и круп­ ный научно-исследовательский центр авиационной военной техники. В Новосибирск перевели экспериментальный завод №51 Наркомата авиационной промышленности под руководством глав­ ного конструктора Н.Н. Поликарпова. В ноябре 1941 года в город прибыла большая группа уче­ ных ЦАГИ во главе с академиком АН СССР С.А. Чаплыгиным. Перед сконцентрированными в Но­ восибирске лучшими научными кадрами, хорошо знавшими состояние мировой авиационной техники, поставили задачу создавать и испытывать самолеты и содействовать предприятиям в их производстве. Ставший еще до войны серийным самолетостроительным предприятием завод им. Чка­ лова за годы Великой Отечественной вырос в крупнейшее предприятие Наркомата авиапромыш­ ленности, выпустив более 13% самолетов, произведенных за военное время. Из его цехов на фронт было отправлено 11 типов самолетов в количестве 16 500 боевых машин. От Наркомата вооружения в годы войны действовало три завода (№ 69 им. Ленина, №350, № 188), выпускавших танковые и стереоскопические прицелы, артиллерийские панора­ мы, зенитные и морские бинокли, миллионы патронов. Завод № 69 им. Ленина являлся самым крупным оптико-механическим предприятием наркомата и производил несколько десятков но­ менклатур сложных оптических приборов. До войны завод «Труд» являлся единственным в городе заводом Нар­ комата цветной металлургии. В 1942 году в Новосибирске ввели в эксплуата­ цию оловозавод, а еще раньше, во второй половине 1941 года — заводы №2 и аффинажный, производившие цветные металлы для военной промышленнос- 117 ш Ш И Н В Н

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2