Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

К концу 1932 года были построены литейный цех, лесосушка, два механических цеха и ряд временных подсобных сооружений для развертывания дальнейшего большого строитель­ ства. 5 августа 1933 года новостройку посетил нарком тяжелой промышленности Серго Орд­ жоникидзе. Этой поездкой наркома определились новые направления и перспективы строитель­ ства — завод изменил свой профиль и стал называться «Сибмашстрой», начав выполнять госу­ дарственные заказы по изготовлению мелкого инструмента и запчастей для тракторов и комбай­ нов. Позже начался выпуск простейших сельскохозяйственных машин — льнотрепалок и насо­ сов типа «Комсомолец». В 1936 году завод в очередной раз поменял профиль. На этот раз по инициативе Марша­ ла Советского Союза М.Н. Тухачевского набиравшему темпы заводу горного оборудования реше­ нием Совета Труда и Обороны 26 мая 1936 года, определили новый профиль и приказом наркома тяжелой промышленности строительную площадку завода передали Главному управлению авиа­ ционной промышленности Народного комиссариата оборонной промышленности. Это повлекло реконструкцию уже существующих цехов и строительство новых. К тому моменту на заводе име­ лось 18 тысяч 684 квадратных метра производственных площадей, 138 единиц оборудования. На производстве работало 502 человека. Первым директором «Предприятия авиационной промышленности №135» стал по реко­ мендации Тухачевского И.М. Данишевский, доктор технических наук, генерал-лейтенант авиа­ ции, возглавлявший до этого конструкторское бюро Всесоюзного научно-исследовательского института авиационной промышленности. Первый самолет И-16 был выпущен именно при нем. В 1936 году по приказу наркома обороны К.Е. Ворошилова 320 демобилизованных крас­ ноармейцев и краснофлотцев — как считалось, специалистов по самолетам — прибыли на за­ вод. Они и составили костяк будущих авиастроителей. Темпы роста впечатляли. В 1937 году на заводе №135 трудилось уже более двух тысяч человек; производственные площади и установленное оборудование увеличились в 2,7 раза, число работников — в 4,8 раза. В 1938 году серийное производство позволило выпустить 104 самолета, а в 1939— 1940-м годах завод довел выпуск самолетов до 503 машин.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2