Голодяев К.А. Новосибирск военный. Том 2

80 Дети войны вообще… кто-то приходил… у них отрывали от талона и давали завтрак в школе… а некоторые не ели завтрак, а деньги эти берег- ли — мы собирали на танк, на самолёт… Потом нам запретили, сказали: «Все, ребята, танков много, самолётов много». Вели ка- кое-то… объявление писали — собрано столько-то… Кисеты де- лали, я сама помню, из… даже помню свой кисет — чёрный такой кисет был, и на нём голубыми нитками я вышила гладью: «Бойцу», а внутрь положила тетрадку, химический карандаш—туда же» 51 . Владимир Иванович Миляев: «Макулатуру сдавали в утиль, на билеты в кино. Билет стоил 20 копеек. В кинотеатре «Пионер» большими буквами было написано: «В кинотеатр босиком не пуска- ют». Все дети летом бегали босиком. А в кино хочется. Пробирались в кинотеатр так. Один проходил в сандалиях и потом выбрасывал через туалет, и так несколько раз» 52 . Жили в основном дружно—беда сплачивала. Хотя, конечно, от- ношения в школе разнились—от романтических до агрессивных. Римма Даниловна Малянова: «Эвакуированных к нам не вселя- ли, потому что у кого отец ушёл на фронт, тех не трогали. Кроме того, у нас печное отопление было, там не разрешалась перегрузка, но у нас не выключали электричество, а там выключали. Поэтому всегда ребятишек дома у нас было…Мы уроки делали на полу лежа» 53 . Маргарита Валентиновна Белова: «Вспоминая школу тех лет, я отмечаю, что, несмотря на лишения, почти голод и отсутствие нарядов, любовь витала над нами. Все были в кого-то влюблены, мною тоже увлекались, но меня это не тревожило. В нашем клас- се учились брат с сестрой из очень культурной семьи. Блондины, крепенькие и очень доброжелательные к окружающим. Жаль, что не помню их имён… Он был влюблён в меня и молча вздыхал, не от- крываясь. Писал стихи, которые мне передавала его сестра. Они были очень привязаны друг к другу, и ей так хотелось, чтобы брат был счастлив моим вниманием!» 54 Юрий Иванович Бородин: «Это тоже очень важно — я сей- час только это начал понимать — с большим благоговением, что ли, уважением относились к девочкам. <…> И у нас были тогда какие-то романтические отношения между мальчиками и девочка- ми, и мы устраивали часто совместные вечера школьные, но обуче- ние в школе раздельное» 55 .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2