Голодяев К.А. Новосибирск военный. Том 2
Новосибирск военный в воспоминаниях современников 221 суда представил симфонию в Куйбышеве (ныне Самара) и в Москве, а 22 июня, в годовщину начала Великой Отечественной войны, в Лон- доне состоялась зарубежная премьера в исполнении Лондонского симфонического оркестра под управлением Генри Вуда. Лишь через месяц после премьеры в Новосибирске оркестр Ленинградского ра- диокомитета исполнил эту симфонию и в блокадном Ленинграде. П. Богданов: «Глубоко патриотические чувства советского на- рода, любовь к Родине, жгучая ненависть к врагу выражены в этой симфонии. Народ, создающий такие произведения, непобедим» 34 . Но не все отзывы об этой симфонии были благодарными. На- пример, в Комитет по делам искусств при СНК СССР, ЦК ВКП(б) и Новосибирский обком ВКП(б) поступило письмо персонально- го пенсионера Я. И. Гуральского, в котором произведение названо «карликом», более того — «браком на идеологическом фронте»: «Ведь немного нужно знаний музыки и ума для того, чтобы разо- браться и убедиться в том, что если поставить музыкальные про- изведения Шостаковича рядом с произведениями Чайковского и Бетховена, как это делает профессор Ленинградской консервато- рии, руководитель Ленинградской филармонии — Солертинский (так в источнике) И. И., что 7-я симфония — не более и не менее как скрипучие колеса немазаной телеги. <…> Почти все газеты уже в который раз с восторгом оповещают, что в США признали «ге- ниальность» Шостаковича и его 7-ю симфонию. <…> Будучи по- следовательным в силу большевистской логики, могу предъявить «идеологам» и защитникам 7-й симфонии Шостаковича тяжёлые обвинения вредительского характера, мешающие и тормозящие ро- сту нашему на идеологическом фронте» 35 . К счастью, подобные заявления не повлияли на работуфилармонии. Иван Иванович Соллертинский: «Весь творческий коллектив работает в Новосибирске с исключительным подъёмом и энтузиаз- мом. Мы успели полюбить Сибирь, мы не чувствуем себя здесь слу- чайными и равнодушными гостями. Мы пламенно хотим, чтобы Новосибирск стал одним из центров боевой советской музыкальной культуры, чтобы пребывание в Сибири высокоценных эвакуирован- ных художественных коллективов навсегда оставило большой и по- ложительный след в развитии всей культуры Сибири. Мы счастли- вы, что имеем возможность этому способствовать…» 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2