Голодяев К.А. Новосибирск военный. Том 2
Новосибирск военный в воспоминаниях современников 201 ОПЕРНЫЙ ТЕАТР Все годывойныработалиНовосибирский театроперыибалета. Он не успел открыть свой первый театральный сезон 1 августа 1941 года, и здание на три года стало самой крупной сокровищницей планеты. Елена Фёдоровна Каменская: «Здание стояло посреди площади в центре города, а площадь эта представляла собой огромный пустырь, состоящий из ям и бугров, образованных невывезенным мусором. Зимой всё это пространство заносил снег, и оно было почти непроходимым. К тому же на пустыре гулял ветер, такой сильный, что он сшибал человека с ног и тот только на четвереньках выбирался оттуда. Об этом здании ходили мрачные легенды. Кто-то кого-то убил, кто- то умер из строителей. Всё это невольно вспоминалось при подходе к нему, и даже когда жизнерадостно светило солнце и лошадки бежа- ли по Красному проспекту, здание это сумрачно высилось и не предве- щало ничего доброго. На театр оно было совершенно не похоже, хотя внутри построено было как театр. Поражал своими нечеловеческими размерами зрительный зал, обнесённый колоннами. Между колоннами стояли скульптуры по всей окружности зала. Странно было видеть ворвавшиеся в нашу серую действительность роскошные обнажённые античные фигуры с их классической красотой. Как всё непомерно было в этой Сибири, так и эти копии были значительно больше человече- ского роста. По странной особенности их подбора они были парные, каждая левая фигура повторялась точно справа» 81 . 29 июня 1942 года Совнарком СССР издал распоряжение «о до- стройке оперного театра в Новосибирске». Здание было включено в список первоочередных строек. У театра не было главного— сце- ны: на её месте зиял огромный котлован. Для её достройки требова- лось прежде всего найти оборудование, крайне дефицитное в воен- ное время: это и тысячи метров электрокабеля, и свет, и различный текстиль, например, парашютный шёлк. Всё это потихоньку начало поставляться из строго лимитированных фондов. Старший архитектор строительства театра Борис Иванович Дмитриев ушёл в армию добровольцем на второй день войны, 24 июня 1941 года. Но грандиозное здание не отпускало его, с фрон- та он часто писал в Новосибирск, делился со строителями здания своими мыслями об интерьерах театра. Эти письма хранятся в Му- зее истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2