Голодяев К.А. Новосибирск военный. Том 2
Новосибирск военный в воспоминаниях современников 191 БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР Белгосет перебрался в Новосибирскую область в декабре 1941 года. Здесь, в Томске, уже находился Первый белорусский дра- матический театр (им. Я. Купалы), с которым у коллектива были давние тесные творческие связи. Дирекция еврейского театра пошла ва-банк: благодаря тому, что тогдашний первый секретарь обкома партии М. В. Кулагин ещё недавно работал в ЦК КП(б) Белоруссии, театру была предоставлена возможность работать в Новосибирске. Началась подготовка к возобновлению спектаклей. Материаль- ная база была почти на нуле: костюмы, реквизит—всё погибло в Бе- лоруссии. Благодаря усилиям художественного руководителя театра Виктора Яковлевича Головчинера часть материалов и костюмов вы- делил областной совет искусств. Главный дирижёр театра Соломон Эмерман по памяти восстановил партитуру всех постановок. Оскар Борисович Фельцман: «Война… Новосибирск… Ночь… Мороз… Градусов тридцать… Я бегу в Белорусский еврейский те- атр… Мне неспокойно… Сталин издал приказ — за опоздание на ра- боту на пять минут отдавать под суд и судить строго… А я в те- атре заведующий музыкальной частью, дирижёр и композитор… До этого я нигде и никогда не служил. Теперь — на работе… У меня начинается психоз. Днём я смотрю расписание на завтра. А вечером думаю, что, возможно, что-то изменилось, а я об этом не знаю. Если вовремя не явлюсь—тюрьма!» 53 8 марта 1942 года Белорусский государственный еврейский те- атр в Новосибирске поднял занавес. В Доме Ленина, на сцене Ново- сибирского ТЮЗа, сибирякам была представлена историческая пье- са известного еврейского поэта Шмуэля Галкина «Бар-Кохба». Эти события (борьба иудеев против римлян), хотя и происходили почти два тысячелетия назад, хорошо накладывались на настоящее время. Коллектив театра очень боялся реакции зрителей, ведь это были не привычные носители еврейской культуры, а далёкие жители Си- бири, которые не понимали идиша (специально были распечатаны русскоязычные программки), но опасения не оправдались: зрители хорошо поняли тему спектакля и тепло приняли его. Александра Яковлевна Бруштейн: «Когда Бар-Кохба убил римля- нина Антония, сидевшая рядом со мной девочка-школьница, вскочив, восторженно зааплодировала. Оказалось, она—русская и не понима-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2