Голодяев К.А. Новосибирск военный. Том 2

142 Культурный ковчег. Часть 1 Ленинградского совета депутатов в городских и пригородных му- зеях были отобраны «редчайшие экспонаты», для них заготовлены и подписаны ящики, расписаны маршруты следования, определено количество вагонов. Но относительно полноты музейных коллек- ций это всё равно был мизер. Лучше всех оказался подготовлен Эрмитаж — он уже имел опыт эвакуации и в 1917 году, и в Первую мировую, и даже в войну 1812 года. Милица Эдвиновна Матье: «Всё, что могло понадобиться для эвакуации, было заготовлено задолго до войны. Помню, у меня в ка- бинете чуть ли не два года стояло в углу несколько длинных стру- ганых палок. «Зачем они вам?» — недоумевали заходившие ко мне молодые сотрудники и всё норовили их выбросить, считая, что они нарушают декорум моего кабинета. Я отшучивалась: пусть посто- ят. Я сама не верила, что придёт время, когда мы накатаем на эти палки ткани коптского Египта, отправляя их на Урал. Всё было за- готовлено впрок» 1 . Борис Борисович Пиотровский: «В Эрмитаже в крепких под- валах строились надёжные бомбоубежища; для эвакуации ценно- стей музея были подготовлены ящики, каждый из них имел свой номер, список предметов, которые должны быть в нём помещены, упаковочный материал, а в ящиках, предназначенных для картин, были подготовлены гнёзда по размеру подрамников, что значитель- но облегчало упаковку» 2 . Эскизный проект рулона для перевозки картин, разработанный реставраторами Третьяковской галереи. Октябрь 1940 года 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2