Голодяев К.А. Новосибирск военный. Том 1

Новосибирск военный в воспоминаниях современников 277 сов фронту! Иначе трудно отбить, остановить врага! Вижу, знаю, как вы устали…Но… очень прошу вас поработать ещё, не останав- ливать конвейер! Постарайтесь, девчата, для страны, для Красной армии!» Всей душой мы ощутили, что устами нашего директора нас просит Родина! Разве мы могли отказать?! И мы сдюжили — конвейер продолжал свой бег ещё почти целую смену. Цех, а с ним и весь завод, выполнил повышенное задание правительства. А мы получили дополнительный паёк—по 2 куриных яйца. По тем голод- ным временам это был бесценный дар» 59 . Инна Петровна Клименко: «Мама работала воспитателем в колонне молодёжи. Эти девчонки к ней придут: «Марь Иванна, Марь Иванна…» Одна заголосила, заплакала: «Ой, к маме хочу! Как там мама, корову доить надо, братишек-сестрёнок в школу во- дить надо, как моя там мамочка справляется…» Начинает при- читать-плакать, другая ей вторит. Вы знаете, это только надо было слышать — такой вой, такой рёв! Голосят кто как может. Так им было тяжело. Мама приходит к ним и говорит: «Ну, что вы ревёте? Да вы же герои! Да вы же делаете самолёты! Вы же помога- ете нашей армии, вы — оплот! Без сильного тыла не будет победы у нас на фронте! Да вы же у меня молодцы, да что же вы плачете?! Давайте петь частушки!» Там была одна: спрыгнет со второй пол- ки—и голые пятки как начинают отбивать чечётку. На балалай- ке играют, частушки поют: Скоро в армию поеду, Милую мою куда? В чистом поле есть колодец – Головой ее туда! И вот после этого рёва начинается веселье. Девки развеселятся, частушки поют— всё, мама их успокоила. Мама им отдавала всю любовь свою: она каждой хотела заменить мать. Она понимала, как этим девчонкам тяжело» 60 . Это о заводах «Электросигнал» и им. Чкалова, а вот комбинат № 179 («Сибсельмаш») чаще отмечался в обратную сторону. Здесь барачный быт радости и здоровья не добавлял. Органы власти ре- гулярно получали отчёты проверок по фактам бесчеловечного от- ношения к рабочим, которые невозможно читать без щемящих эмо- ций и возмущения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2