Голодяев К.А. Новосибирск военный. Том 1

Новосибирск военный в воспоминаниях современников 201 Тем не менее, комиссия завода и военной прокуратуры (т. Жу- равлёв) отвергла претензии лётчиков и установила, что вины заво- да в этих катастрофах не было. Они произошли из-за несчастного случая с боеприпасами, превышения критической скорости само- лёта во время полёта, по причине недосмотра механика самолёта. Комиссия отметила, что «в других в/частях и школах катастроф Як‑7 и Як‑9 не имелось» и предложила улучшить работу по экс- плуатации самолётов в самой бригаде, лучше вести аэродромный контроль и проверить методику выполнения упражнений лётным составом. По результатам проверки командующий ВВС СибВО ге- нерал-майор П. С. Шелухин заявил новосибирскому обкому КПСС о том, что относительно качества выпускаемых самолётов никаких претензий к заводу № 153 нет 14 . Поэтому сотрудникам ЛИСа, лётчикам-испытателям многие недостатки производства приходилось «вывозить» на себе. По- степенно разрыв между выполнением плана по сборке и по сдаче к бою снижался. Чкаловцы не забыли своего руководителя—име- нем Туржанского назван один из последних самолётов, отправ- ленных на фронт. ПАРЕНЬ, КОТОРЫЙ СПАС ГОРОД Летом 1943 г. Новосибирск потряс взрыв. Пожалуй, сегодня самый известный в городской истории той войны. Поэтому я хо- тел бы остановиться на этой катастрофе подробнее. Василий Илларионович Старощук родом из Украины. В голод- ные годы, в 1929 г., переехал в Новосибирск, к двоюродному брату, что жил недалеко от нынешнего парка «Городское начало» в доме инженеров строительства железнодорожного моста через Обь. Ра- ботал автослесарем, шофёром в гараже НКВД, в 1935 г. закончил Новосибирский аэроклуб, где и остался начальником технической части, лётчиком-инструктором, командиром отряда, заместителем аэроклуба. Потом семья переехала на проспект Сталина, 53 (это за Оперным театром). С началом Великой Отечественной Старощук подал заявле- ние об отправке на фронт, но был оставлен продолжать обучать пилотов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2