Голодяев К.А. Новосибирск военный. Том 1

196 «Будем жить!» Александр Сергеевич Яковлев: «Каждый новый серийный са- молёт проходит программу лётных испытаний. За 20–30 минут полёта испытатель должен проверить скорость и манёвренность машины, проверить её на фигуры высшего пилотажа, убедиться в её прочности, надёжности и быстроходности. Только после этого са- молёт мог быть передан военным» 4 . Юрий Александрович Шадрин: «И вот однажды, в ясный полу- денный день в конце октября, юркие, маленькие, они устроили в небе настоящую карусель, гоняясь друг за другом. Зрелище было захваты- вающим. Вдруг они оказались совсем рядом друг с другом, на какое-то мгновение замерли в воздухе и начали разваливаться. От них отде- лились две фигурки, и через некоторое время раскрылись парашюты. Раздался крик одноклассника: «Самолёты разбились!» Все бросились к окнам, и было видно, как падают обломки самолётов. Мы, несмотря на возгласы Елены Илларионовны, побежали к месту падения. Туда же бежали впереди нас другие ученики школы, такие же любители на- блюдений из окна класса. Обломки самолёта лежали рядом с деревян- ной водонапорной башней, которая стояла на высоком месте в рай- оне телецентра. В то время там был пустырь, на котором во время войны обучали красноармейцев перед отправкой на фронт. Когда мы подбежали к месту падения, здесь уже стоял часовой, который ска- зал, что лётчики спаслись. Вскоре прибыло оцепление, и всех разогна- ли. Чем закончилось данное происшествие, мне неизвестно» 5 . Лётчики-испытатели работали с большим напряжением — от зари до тёмных сумерек. И 22 ноября 1942 г. при испытании оче- редного Як‑7Б происходит нелепая трагедия. Уже приземлившись на аэродром и заруливая на стоянку, гибнет опытный лётчик-испы- татель Никодим Яковлевич Симонов. Не в воздухе! А уже «дома», на земле. Был уже вечер, темно, и в это время с аэродрома взлетал другой самолёт. Столкнувшиеся машины загорелись. Взлетавший лётчик Лазарев успел выскочить из самолёта, а у Симонова закли- нило фонарь самолёта, он сгорел. Внедрение новых технологических процессов без должной про- верки, низкая квалификация работников ОТК часто приводили к массовому браку. В первые два месяца 1943 года было забракова- но 40 комплектов крыльев Як‑9 и ручное управление на 90 самолё- тов, в мае по причине некачественной сварки забраковано 70 ком-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2