Голодяев К.А. Новосибирск военный. Том 1

Новосибирск военный в воспоминаниях современников 193 «БУДЕМ ЖИТЬ!» (Лётчики-испытатели завода № 153) Совсем не зря считается, что лётчик-испытатель—верный друг и помощник авиаконструктора. Завод № 153 имеет славные тради- ции лётчиков-испытателей. Даже назван он был именем Валерия Чкалова. Но сегодня мы обратимся ко времени Великой Отече- ственной войны, когда от результата работы лётчика-испытателя зависела не только его собственная жизнь, а десятки и сотни жиз- ней наших солдат. В 1936 году завод горного оборудования в Новосибирске был перепрофилирован. Он начал выпускать военные самолё- ты. Уже через 10 дней после сдачи авиазавода в эксплуатацию, 4 ноября 1937 года, происходят лётные испытания первой изго- товленной на нём машины — истребителя И‑16. На ней в небо поднялся лётчик Александр Филиппович Тамара. Испытания проходят успешно, и «деревянный ишачок» запускается в се- рийное производство. Тамара работал шеф-пилотом на Пермском самолётостро- ительном заводе и специально был откомандирован к нам для становления испытательной службы. После был начальником лётно-испытательной станции (ЛИС) авиационного завода № 1 имени Осоавиахима. Он очень хотел испытать машину в боевых условиях. «Командированный в июле 1939 г. в Монголию для сдачи заказ- чику истребителей И‑153 и тренировки лётного состава на «Чай- ках», испытатель так и рвался в бой. Как следует из слов комкора Симушкина: «показал отличную работу, как по пилотированию, так и по участию в боях». Но неподготовленный к ведению боевых действий лётчик погиб в воздушном бою» 1 . 23 мая 1938 года (по другим данным 1940 г.) при испытаниях И‑16 на заводе № 153 гибнет первый лётчик-испытатель Николай Баранов. 14 июня 1941 года ещё одна катастрофа УТИ‑4. При испы- тании погибли лётчик-испытатель Иван Гаращенко и находящийся на борту контролёр ОТК авиазавода Б. А. Ткачёв.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2