Голодяев К.А. Новосибирск военный. Том 1
184 Авиаград Научно-теоретические работы и экспериментальные исследо- вания по аэродинамике и прочности самолётов сыграли важней- шую роль в авиапроизводстве. При рабочем цикле самолёта Як‑7 в 60 дней, в 1944 году из Новосибирска на фронт уходило по 17 ис- требителей в сутки. Работал на Чкаловском заводе ещё один легендарный человек. Он приехал к нам вместе с Ленинградским авиазаводом № 23. Это лётчик Яков Иванович Серов, в 1911 году совершивший первый по- лёт над нашим городом на самолёте «Фарман». Юрий Яковлевич Фокин: «Осенью 1941 года в цехе сборки поя- вилось много эвакуированных. Среди них ничем не выделялся и этот пожилой человек с тёмными усами на круглом приятном лице, не- броско одетый. Это был Серов. Не было тогда времени вникать: кто и что? Прибыли они в труднейшее время, и от всех требовался пока ответ на один вопрос: «Что вы можете делать?». На это Яков Иванович кратко и немного неожиданно ответил: «Я могу делать всё». <…> Первое задание он выполнил, как сейчас говорится, на вы- сочайшем техническом и профессиональном уровне. В свою работу он вкладывал не только профессионализм, но и страстное желание отдать всё, чем он овладел. Талантливость исполнения работы сразу проявилась в том, что он изготовил специальный инстру- мент, в результате чего получилось отличное качество и ещё, что очень немаловажно, стал работать на этом монтаже один вместо пятерых рабочих» 34 . А в 1944 г. Серов познакомился с другим прославленным лёт- чиком — А. И. Покрышкиным, который приезжал на завод в сен- тябре 1944 г. ПРИЕЗД А. И. ПОКРЫШКИНА Александр Иванович Покрышкин: «Брату не терпелось ско- рее провести меня в сборочный цех, где недавно он сам был членом комсомольской бригады. Там я познакомился со старейшим ма- стером завода Ф. Тумановским, проработавшим в авиапромыш- ленности более тридцати лет, и шестидесятипятилетним Я. Серовым-Седовым — одним из первых русских лётчиков-испы- тателей, лично знавшим Нестерова. Ветераны производства
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2