Голодяев К.А. Новосибирск военный. Том 1

Новосибирск военный в воспоминаниях современников 127 сильно, что всё тело подпрыгивало при каждом ударе. Но, намаяв- шись за смену, мы всё равно засыпали. А когда уж совсем не спалось, то по доброй воле ходили подавать шихту, грузили на тележки стальные чушки, каждая из которых весила по три пуда. И делали всё это без понуканий, с шутками, с песнями. Если были какие-то продукты, то здесь же в кузнечном цехе на стальных болванках, раскалённых для ковки, готовили себе не- хитрую еду и кипятили чай. И тут же пили его вприкуску, а чаще вприглядку. Это когда маленький кусочек сахара был один на всех. <…> Однако никто из нас, ветеранов завода, не сможет припом- нить случая, чтобы кто-то жаловался на трудности. Все понима- ли: идет кровопролитная война, и потому лозунг «Всё для фронта, всё для победы!» составлял суть нашей жизни. В те дни любой успех на производстве становился праздником для всего коллектива» 26 . В 1943 году предприятие выпустило продукции на 642 тысячи рублей, в семь раз больше первого года работы. С января 1944 года мастерские получили статус паровозоремонтного завода, который всё продолжал строиться, причём объём его выпускаемой продук- ции и запасных частей только увеличивался за счёт уже мирной продукции для освобождённых территорий. В его строительстве широко были задействованы и немецкие военнопленные, лагерь которых находился по соседству. Железнодорожники отлили свыше 126 тонн чугуна, 22,5 тонны бронзы, выковали почти 47 тонн различных изделий, обеспечили бесперебойную доставку грузов и воинских эшелонов на фронт, а в обратном направлении вели поезда с эвакуированными из за- падных областей страны заводами и ранеными. Авторемонтный завод № 15, Томская железная дорога, Запад- но-Сибирское речное пароходство… Транспортники внесли свой весомый вклад в организацию путей сообщения. Воинские графи- ки движения поездов обеспечивали скоростной режим эшелонов. В депо железной дороги было налажено производство бронепоез- дов, миномётов, боеголовок для снарядов и т. д. Область давала стране лес, он был востребован всеми, и в тылу, и на фронте. Это тара для снарядов, строительство переправ, шпа- лы для железных дорог фронта. Поэтому, лес был главным речным грузом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2