Советская Сибирь, 2019, № 16

Обозреватель «Советской Сибири» поучаствовала в читке на зрителя пьесы московского автора Малики Икрамовой и узнала, кто на самом деле должен выбирать тексты для постановок. Малика — системный программис т с дипломом МГУ, сейчас работает с ценными бумагами. А в перерывах между заботой о муже, детях (их у нее трое) и работой уже написала восемь пьес и стала победителем нескольких драматургических конкурсов. В Новосибирск Малика приехала на читку драмы «День пожилого человека», которую организовало Товарищес тв о сибирских драмат ургов «ДрамСиб» — неформальный проек т, объединяющий авторов Сибирского федерального округа, который родился в 2011 году. — Такие мероприятия очень полезны и интересны для пишущих. Я вообще редко по стране езжу, поэтому пользуюсь любой возможностью, ведь это так важно — услышать, как звучит твоя пьеса! — говорит Малика. По словам основателей «ДрамСиба» Дмитрия Рябова и Кристины Кармалиты, читки сейчас — явление модное и проводятся по всей стране, в частности в Омске и Екатеринбурге. Популярность их связана в первую очередь с демократичностью, ведь устраивают их чаще всего в кафе или в любом другом свободном от условностей театра пространстве. И еще вход на них обычно бесплатный, а это значит, что любой желающий может стать зрителем. В том числе даже не выходя из дома, ведь читки транслируются в Интернете. Участвуют в них (тоже на добровольной основе) актеры, студенты театрального института, педагоги, а также психологи и журналисты. — Начинали мы читки с пяти — семи зрителей, — рассказывает поэт, драматург, редактор журнала «Сибирские огни» Дмитрий Рябов. — И я думал, что еще месяц поразвлекаюсь и брошу. А потом как-то неожиданно люди с та ли приходить. Только перья летят… Обычно организ аторы читок делают анонсы в социа льных сетях, иногда — видеообращения. В гостиной Дома актера помещается 30–40 человек, а трансляции набирают 700–800 просмотров. То есть число увидевших пьесу в «концертном исполнении» приближается к количес тву мес т в зале «Красного факела». Так почему читки интересны зрителям и драматургам? — Для драматурга важно, что он апробирует свой текст, — комментируе т Крис тина К арма лита. — А зритель, в свою очередь, получает информацию о современной драматургии. И удовольствие от зрелища. А еще это возможнос ть высказ аться о пьесе. И зрители охотно это делают. Иногда тут бывают такие баталии, только перья летят. Кс тати гов оря, чтецам такое мероприятие тоже полезно, особенно тем, кто работает со словом. Да и вообще, скажите честно, разве вам никогда не хотелось пожить чужой жизнью, хотя бы на сцене, вместе с настоящими актерами? Патологоанатом испугался 20 апреля новую пьесу будут читать в рамках «Библионочи» в Новосибирской областной библиотеке. А как пьесы попадают на читки? Например, через драматургические конкурсы. Такой всероссийский конкурс под названием «Выбор зрителя» придума ла год назад драматург из ЛенинскаКузнецкого Кристина Гортман. — Сидела я как-то в ЛенинскеКу знецком и скучала. Думала, как же себя разв еселить? — рассказывает Крис тина. — А денег на веселье не было. Значит, нужно делать то, что не требует з атрат. И придумала в итоге драматургический конкурс. Мне друг говорит: «Да драматургических конкурсов — как собак нерез аных!» Значит, конкурсу нужна фишка. И я решила: у нас в жюри сейчас в сякие умные люди — критики, театров еды, режиссеры, а смотрят-то в се это обычные люди, и чего зрители хотят, у них в ообще ник то не спрашив ае т. Значит, надо спросить! Вот тебе и идея конкурса! В итоге я быс тро в се это организ овала, написала положение и создала себе очень много работы. Скучать с тало совершенно некогда. Крис тина гов орит, что у нее очень много знакомых драматургов, которые пишут действительно хорошие пьесы. Но в театр неизвестного автора можно «пропихнуть» разве что по знакомству. По э т о м у з а хо т е л о с ь п омоч ь талантливым людям. Например, была еще такая идея: делать сборники пьес и просто рассылать по театрам. Но в се, как обычно, уперлось в финансы. Прислушаться к зрителю — С жюри была отдельная ис тория, — рассказывает организ атор конкурса. — В него попросилось человек пятнадцать, люди из разных городов, разных профессий. Были, например, шв ея, патологоанатом и прочие. Но пос тепенно они отсеивались. В итоге к 1 декабря, к моменту, когда нужно было прочес ть в се 170 прис ланных пьес и прос тавить в се оценки, ос талось шес теро. Причем швея ос талась, а патологоанатом испугался. Когда организ овывала с ледующий конкурс, я подумала, что нет смыс ла брать десять челов ек, потому что это нерепрез ентативная выборка. То ес ть для драматургов это хорошо и, может, для читателей здоров о, но д ля театров такой выбор не предс тавляет вообще никакой ценнос ти. И я решила, что надо хотя бы человек с то набрать в жюри. И я их в итоге не набра ла. Я поняла, что обычные з рит е ли не г о т овы читать пьесы. Они готовы прос то приходить и смотреть то, что им показывают. А второй момент — обычные, нетеатральные люди не понимают, как этот текс т потом будет на сцене выглядеть, и поэтому не в сегда оценивают пьесы адекватно. Организаторы читок уверены, что театральные и литературные критики — профессии вовсе не вымирающие, «специа льно обученные» зрители театру нужны. — Только нужны критики объективные, неангажированные, — гов орит Крис тина Гортман. — Потому что и среди присланных нами текстов были пьесы объективно с лабые. Кс тати, читки и особенно обсуждения после них полезны и драматургу тоже. Вот я послушала, что мне сказали после читки «Угольной пыли», потом поправила ее — дв а момента поменя л а принципиа л ьно , и она — хоп! — победила в конкурсе. Это потому, что я услышала з амечания. Я считаю, что ес ли драматург адекватен и прислушивается к мнению зрителей, тогда все получится. Светлана ФРОЛОВА, frolova@sovsibir.ru КУЛЬТУРА № 16 17 апреля 2019 г. 23 ДОСЬЕ Товарищество сибирских драматургов «ДрамСиб» организует читки пьес, лаборатории современной драматургии, конкурсы, спектакли. С 2011 года состоялось более 50 читок пьес авторов из Новосибирска, Томска, Омска, Красноярска. Создатель проекта — новосибирский драматург Дмитрий Рябов. Цель минимум — пропаганда и развитие сибирской драматургии. Цель максимум — создание Театра сибирской драматургии. В мероприятиях «ДрамСиба» приняло участие много людей, в подавляющем большинстве случаев — безвозмездно. Играем в театр Новосибирские журналисты, актеры и психологи читают вслух пьесы современных драматургов Фото Романа БрыгинА, Кристины КармалитЫ реклама

RkJQdWJsaXNoZXIy