Советская Сибирь, 2005, Специальный выпуск № 100

С Анастасией Журавле вой любой желающий мо жет встретиться в пол ночь. На канале програм ма так и называется «Пос ле 12... с Анастасией Журавлевой». Гости у нее бывают разные: извест ные в широких кругах или пока только в узких. Жес тких правил и ограниче ний здесь нет, кроме од ного — собеседник дол жен быть интересен. Анастасия вернулась в телеэфир с авторской про граммой. После довольно продолжительного отсут ствия захотелось еще раз войти «в ту же воду»? Или телевидение — это такая «зараза», которая не от пускает? Как выяснилось, все так и не так одновре менно. — Телевидением меня «зара зила» мама. Она была редакто ром на новосибирской телесту дии. Оставлять дома меня было не с кем, и мама брала с собой на работу. Вот так, в четыре года, я дебютировала в программе «Азбука Буратино». Взрослой ве дущей там была Елена Алексеев на Батурина, а я — девочка На стенька, которая училась читать, считать, писать вместе с телезри телями. Так продолжалось, пока я не пошла в школу. Меня благо получно проводили в первый класс, но в третьем классе верну ли назад в программу «Юный си биряк». Потом были пионерские программы, где я пробовала сама писать тексты. Но, в конце концов, мама решительно пре кратила мою «карьеру». Сказала: «Ты, конечно, уже знаешь, КАК говорить с людьми, но говорить то тебе пока НЕ О ЧЕМ». И она очень правильно оценила ситуа цию. Нередко бывает, что юные девочки подхватывают «звезд ную болезнь» и сами потом от этого очень страдают. Поэтому, уже поступив в институт и перей дя на заочное отделение, я вер нулась на телевидение и прошла весь путь от помощника режис сера до ведущей. А «ведущая» на госТВ — это была довольно со лидная должность. — А кто в программе са мый главный? — Это вопрос распределения обязанностей. Все зависит от того, кто определяет концепцию программы. Иногда ведущий. Иногда — режиссер. Я, напри мер, мечтаю поработать в ситуа ции, когда главный — режиссер. И у меня был такой опыт: очень понравилось работать на между народных телемостах. Там, как правило, и с нашей, и с другой стороны работали очень профес сиональные режиссеры. Было очень комфортно, когда о массе вещей кто то думал за тебя: как ты выглядишь, как должен себя повести, какая твоя лучшая черта будет востребована в какой либо момент, какую PR поддержку оказать этому проекту и т.д. Но есть повседневные реалии наше го телевидения, где человеку, ко торый делает авторскую про грамму, приходится быть глав ным. Вот и мне приходится са мой принимать решения. — Вы говорите о том, как хорошо подчиняться режиссе ру. Но может ли подчиняться тот, кто сам не только спосо бен, но и привык руководить? — Не вижу здесь противоре чия. Дело не в моих личностных качествах. То, что происходит в кадре, — своего рода игра: жизнь в предлагаемых обстоятельствах в определенный отрезок време ни. И какие то мои предпочтения могут не иметь значения. Напри мер, совершенно неважно, люб лю ли я украшения и какие. Если от этого «картинка» на какой то момент привлечет внимание, то я буду любить украшения. Скажут надеть вот эти — надену. Только очень не хватает, чтобы кто ни будь это говорил. Я работаю с прекрасным, очень профессио нальным режиссером Натальей Мезенцевой уже много лет. Но когда то давно мы так распреде лили обязанности, что мне доста лась роль лидера. И поэтому но вое инициируется, в основном, мною. — Но, наверное, судьба любого проекта, не только те левизионного, зависит от кон кретной личности. Лидером, как правило, становится кто то один. — Не уверена. Телевизионная программа — продукт коллектив ной работы. Я ничего не смогу одна. — А была когда то на ГТРК программа «Бизнес новости». И если бы не вы, она, возмож но, не состоялась бы? — Возможно. Но была бы другая программа. Вы говорите об ошибке восприятия. Зритель персонифицирует телевизион ный продукт. Для него успех про граммы напрямую связан с тем, кто сидит в кадре, независимо от степени участия этого человека в процессе создания программы. Был у нас в Новосибирске фено мен Наташи Клочковой. Она вела прогноз погоды на телестанции «Мир». Не делала ничего осо бенного: просто читала сводку погоды. Но у нее была очень ин теллигентная внешность, какая то очень приятная интонация. И знаете что? По всем рейтингам она опережала даже ведущих новостных программ. Что это, заслуга лично Наташи или того человека, который собрал все воедино: погоду, Наташу, время выхода? Для зрителя же это — успех Наташи. Яркий ведущий, бесспорно, очень важно для про граммы. Но секрет успеха в дру гом — в составе команды, в гра мотном продюсировании и т. д. Ведь когда то новости на НТВ мы стали смотреть еще и потому, что нам показали работу команды, показали, что новости — это не только ведущий, но и работа ре портеров, которые готовят сюже ты. — Но вы сказали, что жизнь в кадре — это игра. Значит, то, что видит зритель, не подлин но, человеку на экране нельзя полностью доверять? — Нет, не так. Речь не идет о степени доверия к тому, что го ворится с экрана. Мы сейчас об образе ведущего. Актер на сцене и в жизни — не один и тот же че ловек. И здесь — что то подоб ное. Никто никого не обманыва ет. Я договариваюсь со зрителем о правилах игры: сейчас я буду такой, а сейчас — вот такой. Ко нечно, в жизни я другая. Или вы говорите о том, что от телевиде ния ждут во всем объективности? Помилуйте! Вот в учебниках пи шут, что информация — это объективный жанр. Но ни теле видение, ни журналистика вооб ще не могут быть абсолютно объективными. Стремиться — да. Но фактически я же не могу про сто пропустить через себя собы тие, без всяких эмоций, оценок. Я не робот, не ретранслятор. Даже сам факт выбора той или иной новости в программу субъективен. Это зависит от мас сы вещей: от моего образования, моей профессиональной подго товки, политических убеждений, гражданской позиции. Да, рей тинг доверия к СМИ сильно упал. Да, мы сами этому поспособство вали. Но есть и не зависящие от нас причины. — И как же исправлять си туацию? — Я не сторонник резких и искусственных телодвижений. Должна накопиться какая то кри тическая масса, должен каче ственно измениться состав лю дей, которые владеют СМИ, дол жно измениться отношение госу дарства... — То есть, прежде всего, должна измениться система финансирования? Должны быть созданы условия для по явления независимых СМИ? — Независимость — это такой же досужий вымысел, как и аб солютная объективность. Каждое СМИ все равно будет от чего то зависеть. Другое дело, что, прежде всего, оно должно зави сеть от своего профессионально го уровня. Мне кажется, что лю бой владелец СМИ должен быть заинтересован в хорошем каче стве продукта. И государству, в свою очередь, необходимо изме нить правила поддержки СМИ. Ведь сейчас поддерживают дале ко не лучших. Почему, если изда ние частное, но оно решает массу социальных задач и делает это блестяще, почему государству не поддержать это издание? — Каким же в таком слу чае должно быть хорошее, ка чественное телевидение? Удовлетворять интересы зри теля? Развивать, обучать? — Я достаточно часто об этом думаю, но пока не могу найти для себя ответа. Советское теле видение должно было информи ровать, развлекать и просве щать. Но сейчас появился не только большой выбор каналов. Появился Интернет, который в состоянии удовлетворить едва ли не любые запросы. Возможно, должны быть специализирован ные каналы, как спортивный, «Культура». Но, с другой сторо ны, местное телевидение не мо жет позволить себе такой специ ализации. В конечном счете все определяет зритель. Если про грамму никто не смотрит, то за чем тратить силы и средства на ее создание? Но если покупать смотребельные сериалы низкого качества, как потом это повлияет на того же зрителя? Значит, при отборе программ должны быть экспертные оценки, фокус груп пы. Возможно, и так могло бы быть. — Возвращаясь к началу нашего разговора, у вас была достаточно большая пауза, когда вы не вели своих про грамм. Насколько трудно было при этом сохранить себя в профессии? — У меня была пауза, когда я в силу обстоятельств была вы нуждена уйти с новосибирского государственного телевидения. Но со мной ушли ребята из моей команды, мы создали компанию РТВ, стали делать программы для других каналов. Правда, услови ем показа этих программ было мое отсутствие в эфире. Может быть, руководители каналов про сто перестраховывались, но тако ва была местная ситуация на тот момент. Однако появление на эк ране — это только часть профес сии, так что в самой работе для меня пауз не было. Сейчас, прав да, меня тоже никто не пригла шал вести программу. Я сама сказала: все, возвращаюсь. За это время многое изменилось во мне и вокруг меня. Захотелось вдруг «чистого жанра», без спецэффек тов, без разных вывертов. Поду мала про себя: если смогу сде лать программу, которая держит ся только на профессионализме, и не на самом популярном кана ле, и не в прайм тайм... Если удастся через год сделать такую программу, чтобы ее начали смотреть, искать, то все нор мально — я в форме. А если нет, то надо уходить. Это экзамен та кой. — То есть без эфира теле визионный человек прожить может? — Вполне. Да у меня и не было слишком резкого перехода. Конечно, были люди, которые изменили свое отношение. Но я такое уже переживала не один раз, когда те, кто вчера с тобой раскланивался, сегодня перехо дят на другую сторону улицы. И ребята из моей команды были рядом. Мы быстро научились де лать то, чего не приходилось де лать раньше. Но нужно было ра ботать, как прежде, только луч ше. — Уйдя с государственного телевидения, вы стали более независимы? — Я стала куда более зависи ма. Экономически. — И какая форма зависи мости вам больше нравится? Ведь сейчас вы занимаетесь не только творчеством, но и уп равлением. — Сейчас я занимаюсь всякой ерундой. Уже месяц, например, разбираюсь с соседним офисом из за туалетной бумаги. Оказы вается, что уровень цивилизо ванности людей не настолько вы сок, чтобы просто обойти эту проблему. Конечно, на ГТРК я этим не занималась. Но, по боль шому счету, не так сильно все и изменилось. Когда мы решили делать «Бизнес новости», нас по ставили в очень жесткие условия: сами ищите деньги, окупайте затраты и приносите прибыль. Я по сей день благодарна Олегу Ивановичу Семченко, который в нас поверил, помог с финансиро ванием. Благодаря ему состоя лась не только программа, но и я профессионально встала на ноги. Кстати, за все время существова ния программы он ни разу не по звонил и не сказал: мне нужно вот это и вот это. Это к вопросу о зависимости. А потом нам при ходилось работать как сумас шедшим: у нас была масса идей, мы хотели многое успевать, и ус певали. Составом в 20 человек мы делали столько же, сколько остальные 300 сотрудников теле компании. За это нас не любили. Так что на ГТРК было не очень то и комфортно. Может быть, луч шее, что есть — это комфортная зависимость. — Интересное выражение... — Да я его только что приду мала. Вот когда два человека до говариваются о партнерстве и им хорошо вместе, не важно, идет речь о личных отношения или о деловых, мы же не говорим, что один из них зависит от другого. Хотя на самом деле, конечно, за висит. Вопрос в том, насколько людям в этой зависимости ком фортно, и в степени свободы для каждого в рамках этих отноше ний. — А в отношениях челове ка и профессии действует тот же принцип? Перед вами ведь вопрос выбора не стоял? Не стали ли вы заложником про фессии, как джин заложником лампы? — Да, наверное. И это плохо. Я, как всякий мыслящий человек, пытаюсь оценивать то, что я де лаю в жизни, что сделано за пос леднее время. И я собой очень недовольна. Мне гораздо рань ше следовало понять, что телеви дение — это только часть жизни, а не все, что есть на свете. И нужно искать другие пути, осваи вать другие направления. Пусть это будет даже не приближено к журналистике. Я понимаю, что в состоянии делать гораздо боль ше. Очень хочется, например, продолжить образование, посту пить в институт, но пока я не могу себе этого позволить. Впро чем, есть и некоторые бизнес идеи. Но говорить о них еще рано. Я понимаю, что когда то очень себя ограничила, загнав в определенные рамки. Или все это кризис роста? — Какие бы изменения ни происходили, это все равно движение. — Только хочется, чтобы все это происходило как то по дру гому. У меня есть любимая при сказка по поводу испытания деньгами и славой. «Господи, ну испытай меня, пожалуйста, я точ но выдержу». Но не испытывает. Может быть, и так знает, что вы держу. ОХ УЖ ЭТА НАСТЯ!.. Л И Ц А — Ну, славой то испыты вал... — Какая же это слава? Это уз навание и только. Какая может быть слава в провинции? Вот я собираюсь в августе сделать свой бенефис, тогда и проверим, есть слава или нет. — Тогда каким должен быть человек, работающий на телевидении? — Любить мир и людей. И это действительно не только для те левидения. Либо ты любишь ис кусство в себе, либо себя в ис кусстве, но это тогда уже, прости те, полная дрянь. Факт присут ствия на экране, факт успеха и факт удовлетворенности — это не одно и то же. — А вы могли бы вообще уйти с телевидения и заняться совершенно иным делом? — Разумеется. Все зависит от того, чем заниматься, за какие деньги и что будет в результате с ребятами из моей команды. — То есть телевидение все же не такой уж и наркотик? — А кто вам сказал, что я бы не вернулась? Просто я пони маю, что время от времени не обходимо совершать какие то шаги, пусть даже неправиль ные, пусть даже не по прямой, а в сторону, но нужно двигаться, нужно расти. А возвращаться можно, только каждый раз в новом качестве. — А не пробовали, ска жем, книгу писать? — Книгу?! Если честно, я пишу сказки. Про солнечных зайчиков. Это удивительные су щества. Благодаря им любое пространство оказывается более живым и радостным. . . Нет нет, не для публикации своих лите ратурных упражнений. Это чи тают совсем близкие друзья. И для них это уже «свои» персо нажи. Мне передают приветы для зайцев, спрашивают, как у них дела, приносят пряники, потому что у зайцев есть свои привычки. Например, они едят совершенно обычные пряники из магазина и за эти пряники готовы на что угодно. Бесполез но объяснять зайцам правила хорошего тона: они живут так, как им нравится, потому что солнечные. И это какой то кусо чек свободы, которой сегодня многим из нас очень не хватает. А остальное. . . Беседовал Константин ВАЛОВ. НОВОСИБИРСК. — Наш Всероссийский детс кий фонд работает сразу по не скольким программам, главная цель которых сделать так, чтобы наши дети как можно меньше теряли своё здоровье. К сожале нию, оно не всегда им даётся с рождения. Здоровье в детстве — это залог здоровья во взрослой жизни. В условиях нашего мега полиса, нашего темпа жизни и напряжённого школьного обра зования, дети постоянно сталки ваются с рисками для своего здо ровья. Эту проблему мы изучали очень внимательно в семьях, школах и других детских учреж дениях. Результаты проведённо го нами специализированного мониторинга здоровья детей, ко торые приходят в первый класс, привели нас в ужас. К концу первого класса как минимум в два раза ухудшается состояние позвоночника у детей, и в полтора — два раза состоя ние зрения. Если к началу пер вого класса мы наблюдаем на рушение осанки и начальные стадии сколиоза у 20 % детей, то к концу первого класса у 47 — 50%. И всё это только к концу первого класса, притом что впе реди у них ещё девять лет. Та ким образом, начиная прямо со школьной скамьи, у детей со здаются предпосылки для разви тия различных нарушений и па тологий, связанных со здоровь ем позвоночника. Проблема более чем акту альна. Много лет назад дети учи лись за откидными партами, у них было больше шансов сохра нить свою осанку, просто в силу самой конструкции этих парт. Се годня парты совсем другие. Как нужно правильно сидеть за такой школьной партой или за рабо чим столом? Эти проблемы, ра зумеется, касаются не только де тей, но и взрослых. Стул должен стоять к столу как можно ближе, чтобы поясничный отдел был закреплён. Но ходить мы не уме ем, спать не умеем, и проблемы с осанкой и позвоночником воз никают всё чаще и чаще. Если вы спите в одной и той же излюбленной позе, подушка при этом у вас не ровная и не правильная, у вас есть все шансы заработать те или иные пробле мы с позвоночником. Очень про сто получить, скажем, кривошею — одни мышцы потянулись, дру гие сократились. То же самое происходит, когда вы, особенно девушки, ходите, наклонив голо ву в какую нибудь одну сторону. Хотя что может быть проще, по тянуть голову в другую сторону и снять напряжение с мышц, кото рые сократились. Никто вовремя этого не подсказал... Или, например, многие жен щины носят сумочку на одном плече. Если это делать очень долго, то одни мышцы потянутся, а другие сократятся. Гораздо бо лее опасна эта ситуация для ре бёнка, у которого мышцы гораз до слабее. Искривления получа ются очень просто. Посмотрите на современные ранцы. Идёт де вочка с неразвитыми мышцами, с нагруженным ранцем. Прихо дит в школу и садится за парту, способствующую развитию суту лости. Вот вам образование ки фоза. То же самое можно сказать и о сне. Как нужно спать? Прежде всего на левом или на правом боку. Ни в коем случае нельзя спать на спине. Потому что, когда мы спим на спине, мы спим на позвоночнике, и он испытывает максимальную нагрузку, автома тически при сне нарушая дугу. Утром, встав, полезно сделать упражнения на позвоночник, что бы, двигая им в одной плоско сти, восстановить его естествен ную дугу. Позвоночник отвечает прак тически за всю нашу жизнедея тельность. Передавится какой нибудь корешковый нерв в райо не грудной клетки или шейного отдела — начинаются боли, шумы в голове, осложнения слуха и зрения и другие неприятности. Мы идём к массажисту, но мас саж — это наука о мышцах, но не о позвоночнике. Мануальный те рапевт может поставить на место одно или два смещённых звена, но спустя какое то время пробле ма возвращается снова. Как же быть? Эти вопросы я исследую уже на протяжении пяти лет. Получа ется, что в течение жизни мы по стоянно сталкиваемся с нагруз кой на позвоночник, которая по степенно накапливается. Позво ночник, как вы знаете, существует в виде изгибающейся дуги. Почему эта дуга образова лась? Потому что позвоночник — это как амортизатор в пружинах. Он сдерживает ту нагрузку, кото рую мы получаем. Мышцы дер жат наш корсет. Когда вы двигае тесь, амортизация происходит у вас не только коленными, голе ностопными суставами, но и по звоночником. Если вы непра вильно распределяете нагрузку, позвоночник испытывает искрив ление. Одни мышцы оказываются расслаблены, а другие сокраще ны. Напряжение приходится на одну сторону, а другая остаётся незадействованной. Получается, что позвоночник смещается в ту сторону, куда тянут его мышцы. На сегодняшний день мы разработали уникальные упраж нения, которые следует выпол нять всего по пять, по десять ми нут в день, чтобы компенсиро вать накопившееся за день на позвоночнике напряжение и ас симетричные нагрузки. В чём суть этих упражнений? Мы про сто целенаправленно подтягива ем и выравниваем различные группы мышц. Вы сами контро лируете процесс, который тот же мануальный терапевт проконтро лировать не может. Только вы сами себя можете ощутить. Это комплекс несложных уп ражнений, выполняя которые вы вытягиваете позвоночник так, что устраняете накопившиеся в нём зажатости и напряжения. Кроме того, наши упражнения направ лены на то, чтобы заставить ра ботать мышцы, которые не рабо тали, и восстановить тем самым исходное положение позвонко вых дисков. Многие врачи и учёные мира уже давно согласны с тем, что дефекты позвоночника можно вылечить только с помощью уп ражнений. Полезно было бы эту систему внедрить в каждую се мью, в каждое школьное учреж дение. Собаки и кошки не имеют проблем с позвоночником, пото му что раз по пятьдесят в день начинают его вытягивать и сни мают таким образом нагрузку. Но в отличие от кошек и собак, ко торые ходят горизонтально, мы ходим вертикально, вследствие чего получаем на наш позвоноч ник вдвое большую нагрузку. Но как только мы получили нагруз ку, необходимо её снять. Однако снимать её мы чаще всего не умеем. Вообще этот цикл состоит из шестнадцати упражнений. Все наши упражнения выполняются в одной плоскости. Их могут вы полнять все, но всё это нужно показывать на практике. Важна работа с дыханием. Мышцы на вдохе напрягаются, на выдохе расслабляются. Когда голову поднимаем, плечи лежат на мес те. Вдох и выдох. Как только мы подняли поясничный отдел, мы потянули мышцы с обеих сторон. И т.д. Вообще, то, что касается че ловеческого здоровья и, как следствие, долголетия, — про блема, безусловно, более широ кая, чем только работа с позво ночником. Человек — это единая, целостная система, где одно не отделимо от другого. К сожале нию, мы мало знаем о себе и своих возможностях и, как след ствие, соглашаемся на суще ственно меньшее, чем то, на что на самом деле способны. Кто верит, что человек может прожить очень долго? По телеви зору как то показывали тибетс ких монахов, которые могут про жить не одну сотню лет. Но у по давляющего большинства людей этот срок существенно меньше, потому что наступает гиподина мия. Любой сустав нормально работает только тогда, когда нет ФИЛОСОФИЯ НЕСТАРЕНИЯ гиподинамии. Как только прояв ляется гиподинамия, малопод вижный образ жизни, начинают болеть суставы. Появляются арт рит, артроз, полиартрит и т. д. Малоподвижные суставы, испытывающие минимальную нагрузку, становятся благоприят ной средой для развития разного рода воспалений и других нега тивных процессов. Проблемы с суставами сегод ня возникают и у детей. Наши дети развиваются очень и очень плохо. При советской власти всех учили любить физкультуру и спорт. Все секции были бесплат ными. Теперь же всё кругом платное, что подчас отбивает даже зачатки желания всерьёз заняться своим здоровьем. С тридцати — сорока лет мы, как правило, ведём малоподвижный образ жизни. Спортом не зани маемся, с позвоночником не ра ботаем. Наши же упражнения позво ляют разработать, в том числе, и суставы и решить накопившиеся в них проблемы. Для того чтобы обучить им взрослого человека, потребуется не более часа. Как только вы начинаете приводить в норму свой позвоночный столб, начинаете правильно и раздель но питаться, заниматься физи ческой культурой, хотя бы по од ному часу в день, вы начинаете жить гораздо больше. Если вы в это верите — у вас появляется мощная база для того, чтобы так именно и получилось. Информа ция на клетки идёт из головного мозга. Всё идёт от сознания. Мне по казывали фотографию мужчины, который прожил двести пятьдесят лет! В это трудно поверить, но он даже не помнил своего возраста. Но прожить в старости — это одно, но прожить в молодости — это совсем другое. Здесь мы стал киваемся с тем, что можно было бы определить как «философия нестарения». Главный тезис очень простой, — как это ни банально прозвучит, это самый активный образ жизни. Давайте вести здо ровый образ жизни, и мы не бу дем стареть. Но это просто — только на первый взгляд. Такая установка требует определённых усилий и самодисциплины. В Китае в парках и на площа дях люди выходят и занимаются Энтузиастов в наше время мало. Один из них — мо лодой учёный, сотрудник Новосибирского отделения Всероссийского детского фонда, руководитель про граммы «Воспитание здоровья», преподаватель лечеб ной физкультуры и валеологии Владимир ЕФРЕМОВ. Он занимается проблемами оздоровления позвоночни ка и является автором методики, позволяющей в тече ние небольшого промежутка времени заметно укре пить здоровье позвоночника и скорректировать про блемы, связанные с нарушением осанки. В рамках «Международной выставки медицинских технологий и оборудования», проходившей на про шлой неделе на площадке «Сибирской ярмарки», Вла димир провёл презентацию своего нового социального проекта. О П Ы Т ушу. Это часть национальной традиции, которая никого не смущает. Теперь, представьте себе, что у нас какой нибудь смелый чудак, вышел в парк и начал там заниматься гимнасти кой. Такие немногие энтузиасты вызывают у окружающего боль шинства чаще всего чувство снисходительной иронии. Между тем пиво сегодня рек ламируют везде. Несмотря на все «запреты» и «постановления», бутылка пива в руках молодого человека или девушки прочно ут вердилась в качестве элемента повседневного стиля. О том, что мы имеем в итоге, сказано нема ло. Наше же предложение состо ит в том, чтобы инициировать активное общественное движе ние «За здоровый образ жизни». 6 июня, в понедельник, впервые не только в Новоси бирске, но и в России, мы бу дем проводить показательную оздоровительную зарядку. Приглашаем всех желающих. Приводите с собой детей и взрослых. Встреча будет в Первомайском сквере, возле фонтана в 9 часов утра. Я по кажу там весь оздоровитель ный комплекс, о котором у нас шла речь. Попробуйте прийти хотя бы один раз. Мощные оз доровительные процессы мы вам гарантируем. Очень важно взять с собой своих детей. На сегодняшний день вся информация к нашим детям может перейти только от родителей. Если родители будут заниматься, то и дети, глядя на них, тоже будут заниматься. По тому что ребёнок — это такое со здание, которое, прежде всего, слушает маму и папу. Конечно, когда он выходит на улицу, ему говорят совсем о другом, но ро дители — это всё же главный ав торитет. Скорее всего, собираться мы будем на травке. Возьмите с со бой что нибудь постелить. На месте по ходу дела мы всё уточ ним. Сейчас главное — чтобы процесс пошёл. Я надеюсь, что мы сможем внедрить это в систе му и проводить занятия три раза в неделю. Зима, лето, дождь, не погода — встали и сделали. В этом и состоит такое важное ус ловие «философии нестарения», как самодисциплина. Важно ваше здоровье. В конце концов, дождик — это закаливание орга низма. Как только здоровый образ жизни начинаете вести вы, вов лекаете в него своих детей, а по этому приводите их и не стесняй тесь. Так, постепенно, будет по являться массовое оздорови тельное движение. Главное, чтобы эта группа не распадалась, но наоборот разрасталась. И по степенно, будем надеяться, отно шение к таким вещам в духе: «вот придурошный, собрался за ниматься спортом, мы лучше пивка попьём» — сойдёт на нет. Кроме того, хочу добавить, что у нас есть более специаль ная коррекционная группа, кото рая собирается по средам и пят ницам в Лицее № 22, на ул. Со ветская, 63. Мы собираемся в зале ЛФК на первом этаже. Для детей наши занятия бесплатны, для взрослых — за минимальную плату. Сюда можно приходить с какими то более специфически ми проблемами из разряда тех, о которых сегодня шла речь. Особенно это касается детей, в работе с которыми мы испове дуем индивидуальный подход, потому что все дети разные. Все справки по телефону: 79—50—11. Записал Дмитрий БАРИНОВ. НОВОСИБИРСК.

RkJQdWJsaXNoZXIy