Редакция в Новосибирске: г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6. Тел. 106 285. Издательский Дом «АртБизнесЛайн». 12 мая, в рамках ярмарки общественных организаций, состоялся «круглый стол», на котором губернатор провёл презентацию законопроекта об Общественной палате Но восибирской области и ини циировал процесс его обще ственного обсуждения. О ню ансах предстоящего обсужде ния Закона и особенностях самого института обществен ных палат рассказал Борис БРУСИЛОВСКИЙ, председа тель Новосибирской торгово промышленной палаты. — Какие задачи предполагает ся решить в рамках обсуждения Закона об Общественной палате и к какому сроку предполагается вступление данного Закона в силу? — Такое обсуждение предполага ет всесторонний анализ и обобщение всех комментариев и пожеланий к данному Закону к ближайшей осени. На презентации высказывались поже лания принять Закон к началу осени. В готовом чтении для области он будет обсуждён на ближайшей сессии, но вопросов остаётся много. Если отвлечься от сиюминутной шумихи, очевидно, что у нас идёт про цесс формирования новых отношений общества и властных структур. Здесь можно многое сказать и немало напи сано. Работая в торгово промышлен ной палате, общаясь со многими дру гими общественными организациями, например такими как «Опора России», я постоянно сталкиваюсь с тем, что всё чаще говорится о необходимости по явления надёжного механизма, кото рый позволил бы наладить процесс регулярного обсуждения множества актуальных вопросов совместно об ществом и властью. Мы хотим, чтобы в процедурах принятия решений власть услышала бы голос общества, который озвучивается, в том числе, и через общественные организации. Очевидно, что Общественная па лата теоретически способна стать инст рументом, с помощью которого власть смогла бы услышать общество и об суждать с ним общие проблемы. Го воря об Общественной палате именно в Новосибирской области, можно ска зать, что её роль и права чётко пропи саны в Проекте Закона, который наде ляет её значительными полномочия ми. Так, согласно Закону, заключения Общественной палаты обязаны рас сматриваться различными ветвями власти. Палата может проводить слу шания по различным вопросам, куда могут быть приглашены представите ли административных органов, пред полагается наделить палату законода тельной инициативой. В нашей облас ти свыше трёх тысяч общественных организаций. Некоторые представля ют интересы очень ограниченного кру га лиц, другие, в свою очередь, — за метные общественные группы. Это не плохо и не хорошо. Просто, социаль ное поле, с которым мы имеем дело, очень разнородно и с ним трудно ра ботать неструктурированно. Обще ственная палата как раз способна сыг рать роль такой структуры. В этом смысле мы, безусловно, поддерживаем идею создания такой палаты. Здесь вполне актуален вопрос о механизмах формирования обще ственных палат как на федеральном, так и на региональном уровне. В каж дом случае определённая часть членов формируется различными органами государственной власти, а другая часть — общественными организациями. — Но не является ли вся эта структура определённой формой усложнения и без того громоздкой системы государственной власти, которая просто создаёт ещё один, дополнительный эшелон закреп ления и легетимизации своих ре шений? — Идеального в мире нет ничего. Но при этом мы можем бесконечно совершенствовать всё, что существует вокруг нас. С одной стороны, есте ственно, власть показывает, что будет активно участвовать в формировании подобных структур. Но в этой ситуации полезно сфокусироваться на том, что в её формировании принимают участие именно организации, созданные по независимой общественной инициа тиве. Общественная палата — это прежде всего инструмент, которым мы, согласно Закону, можем пользо ваться для полноценного диалога с властью. Палата может создавать об щественные советы, в которых могут работать и общественные организа ции, представители которых не вошли в палату. Туда смогут в конечном счёте войти все, кто пожелает и согласен работать. Для работы действительно есть много направлений. Власть созда ёт площадку для взаимодействия с об щественностью с двух сторон. Наверняка вызовет споры прин цип формирования состава палаты. Но давайте рассмотрим вопрос де тальнее. Какой алгоритм отбора в подоб ный институт мы могли бы предста вить себе сегодня? По количеству чле нов? Или, может быть, по громкости голоса? Каким путём должны быть ле гитимизированы люди, которые туда вошли? Если начать задумываться над подобными вещами, сразу возникают вопросы типа: как? Есть путь легити мизировать какую нибудь обществен ную структуру, например, всенарод ным голосованием. Но у нас есть как облсовет, так и многие другие обще ственные структуры, сформированные всенародным голосованием. В этом случае мы просто бы плодили множе ство дублирующих друг друга обще ственных институтов. Проект, предложенный нашим гу бернатором, предполагает, например, утверждение предложенных им лю дей облсоветом, то есть представи тельной властью, избранной населе нием. Другой вопрос — хорошо он представляет людей, или с этим оста ются вопросы к избирательной систе ме и самим избирателям, но другой легитимной, представительной власти у нас нет. Я считаю это вполне прием лемым вариантом, с которым можно начать работать. Как выделить из бес крайнего моря возможных критериев тот, который отвечал бы стандартам адекватным или более менее убеди тельным. Необходимо учесть, что Об щественная палата — это не «Департа мент по управлению общественными организациями», а площадка для их взаимодействия с органами власти и между собой. Поэтому участие пред ставителей власти в работе по ее фор мированию как раз и способно со здать инструмент эффективного взаи модействия власти и общества. И, кроме того, предложенные ме ханизмы формирования подобной площадки вовсе не означают, что тому, кто не вошёл в Общественную палату, запрещается быть организаци ей и проводить деятельность, ради которой эта организация и была со здана, в том числе подключаясь к ра боте общественных советов и комис сий палаты. — Сразу напрашивается вопрос: по каким направлени ям предстоит работать такой Общественной палате? — Здесь мы могли бы зачитать сразу целый список задач, определён ных в законопроекте. Прежде всего, речь идёт о возможности всесторон него обсуждения любого комплекса социальных вопросов и участии в при нятии связанных с ними решений. По любому аспекту развития области. Закон специально оговаривает выдвижение и поддержку гражданс ких инициатив, проведение гражданс кой экспертизы законов. Обществен ная палата может представлять заклю чения, обязательные для рассмотре ния органами власти. Вы можете иметь сколь угодно особенное своё мнение по любой проблеме, которое вряд ли станут рассматривать органы власти при вашей непосредственной инициативе, но подобный институт при ясной, юридически обоснованной аргументации способен заставить его рассмотреть. При серьёзных, комплек сных проблемах, обсуждение которых назрело в открытом, общественном формате, такая структура способна приглашать чиновников и представи телей органов выборной власти. Общественная палата может зап рашивать в органах государственной власти и местного самоуправления не обходимые для её работы сведения. Направлять своих представителей для участия в их работе и приглашать на свои заседания представителей зако нодательной и исполнительной влас ти, а также принимать участие в аттес тации государственных и муниципаль ных служащих. Согласно законопроекту, палата наделена полномочиями, принимать заключения экспертов, рекомендации специалистов и обращения граждан. Заключения имеют такой статус, что они должны обязательно рассматри ваться. Работа в палате — исключительно на общественных началах. Это должно предполагать, что люди и организа ции, представленные в палате, имеют за собой определенную базу. К приме ру, с нами — торгово промышленной палатой — имеет смысл говорить про сто потому, что мы ведём очевидную многогранную работу и способны её представить. Не имея базы и не пред ставляя из себя ничего, там нечего де лать. Но если мы способны разраба тывать обоснованные предложения, то можем оказаться полезны в работе такого органа. С законодательной инициативой хотели бы сегодня выступить многие, но Общественная палата — это тот фильтр, который мог бы квалифици рованно оценить полезность таковой. Это действительно новая перспектива, потому что сегодня только админист рация и облсовет могут выступать с за конодательной инициативой. Теперь такая возможность откроется и перед Общественной палатой. — Всё же интересно понять: ка ковы реальные шансы такой систе мы стать действительно эффектив ной и в какой степени различные бюрократические механизмы та кую эффективность способны сни зить? — Я думаю, что все существующие сегодня социальные институты от пар ламентов до любых общественных организаций становятся тем, чем их делают их члены и окружающие их люди. В теории демократии давно идёт полемика о том, что важнее — законы или обычаи. Многие мыслители и жизнь под час подсказывают, что обычаи важ нее. Законы правятся обычаями. Мно гие, внешне похожие институты в од ной стране представляют собой одно, в другой — совсем другое. Азиатские и европейские «демократии», при схо жести ряда основных терминов, пред ставляют собой совершенно различ ные ткани социальной реальности. Укоренённые веками обычаи рожда ют различные правовые процедуры и в итоге разные системы права. Конеч но, самый хороший правовой институт со временем может быть выхолощен. Проблемы создаются не какими то за гадочными внешними силами, но нами самими. Любой институт будет наполняться людьми. Снаружи и из вне. Что получится в итоге, будет зави сеть от этих людей. Мы воочию можем сегодня уви деть общественную активность многих организаций. Будет ли реально функ ционировать какая либо организация, зависит не от бюрократизма как тако вого, а, прежде всего, от её целей, за дач и мотивации членов. Поскольку палата будет работать исключительно на общественных началах, без особых финансовых потоков, речь идёт, прежде всего, о самостоятельной ак тивности тех, кому предоставляется та кая возможность? Во всяком случае — власть говорит, что на этой площадке она будет слушать, прислушиваться и привлекать людей. Надо добавить, что федеральные и региональные палаты не подчинены друг другу, каждый уровень муници пальной и федеральной власти фор мирует собственный институт взаимо действия со своей общественностью. Во всём мире общественные организации начинают играть все большую и большую роль. Хотя ряд вопросов и остаётся, необходимо ис пользовать живые силы общества. Эк сперимент, по крайней мере, интере сен, и воспользоваться этой площад кой полезно. Беседовал Дмитрий БАРИНОВ. НОВОСИБИРСК. ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ
RkJQdWJsaXNoZXIy