Советская Сибирь, 1999, № 131
2 . «Советская Сиби/гь», М>/ 3 / 7азе*па в газей1е Я Н Н иксЬйкмаиионн.й - акаии^пич^асий выпуск, аалсинис&ксшии Новосибирской оЯлаапи ВЛАСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ: ПАРТНЕРСТВО И СОТРУДНИЧЕСТВО № /6 . 2 0 июля 7999 г . ' Уважаемые чи татели! Сегодня мы пред ставляем очеред ной выпуск тема тической страни цы областной ад министрации «Гу берния». Продол жая затронутую в прошлом выпуске «Губернии» тему взаимодействия ад министрации Но восибирской облас ти с общественны ми организациями, мы расскажем, как строит админист рация отношения с политическими ор ганизациями и пар тиями. Ответст венность за этот участок работы возложена науправ ление обществен ных связей — об щественнуюприем ную главы админис трации области. В Р оссийской Федерации с момента начала создания многопартийной сис темыв 1990 году процесс становления отношений между органами исполни тельной власти и политическими фор мированиями проходил достаточно сложно. С одной стороны, д о 1994 года на федеральном уровне у партий зачастую не было официального кана ла общения с властями и делегирова ния своих интересов, а с другой — у властей не было механизмов постоян ного взаимодействия с партиями, ко торые отражают интересы различных социальных групп и категорий населе ния. На областном уровне взаимодействие между исполнительной властью и партиями не менее, а даже более важно, чем на феде ральном. Органы исполнительной власти, несмотря на введение в 1995 году прямых выборов, формируются исключительно на непартийной основе. У большинства партий в 1990— 1999 годы отсутствовали свои пред ставители в Советах различных уровней, а отсутствие во время выборов законодатель ных (представительных) органов элементов пропорциональной системы (как это, напри мер, было в Свердловской области и Крас ноярском крае), привело к тому, что значи тельная часть партий оказалась за рамками парламентской деятельности. Например, в Новосибирском облсовете своих представи телей имеют лишь шесть партий и движений. Однако это не является проявлением чьей-то злой воли, ибо даже проблемы введения элементов пропорциональной системы ни разу не обсуждались в местном истеблиш менте. Налицо другое — трудный процесс становления многопартийности, который, судя по всему, займет еще немало времени. В этой ситуации важно искать выход, а имен но налаживать конструктивное взаимодейст вие между областной администрацией и партиями. Администрация Новосибирской области в течение длительного времени проводит разноплановую работу по взаимодействию с политическими партиями и движениями. На чалась она еще в 1992 году по инициативе В. П. Мухи. Тогда он предложил ведущим по литическим партиям и движениям создать консультативный орган при областной адми нистрации. После всестороннего обсужде ния большинство из них вошло в этот орган, получивший название «Постоянно действую щее совещание политических партий и дви жений» (ПДС). В то время таких организаций было намного меньше, чем сейчас. Заседа ния проводились ежемесячно и рассматри вались на них исключительно вопросы соци ально-экономического развития области. Затем произошла «смена власти» в облас ти, и деятельность ПДС прекратилась. Рабо той по взаимодействию с партиями в 1994— 1995 гг. занимался специально созданный в областной администрации отдел и Регио нальный центр поддержки российской госу дарственности. Тогда по инициативе Адми нистрации президента во многих субъектах Федерации были созданы общественные па латы. Однако в нашей области подобный орган так и не появился. После избрания главой администрации области В. П. Муха провозгласил одной их своих основных задач налаживание контак тов с общественностью и установление об ратной связи, экспертизу общественных инициатив и другие вопросы, по которым можно было бы привлечь общественность к решению социально-экономических и об щественно-политических проблем области. Формы этого взаимодействия разнообраз ны. Прежде всего, это сбор различной ин формации о политических общественных объединениях, действующих в области. Ин формация собирается из разных источни ков. На постоянной основе проводятся встречи и консультации между представите лями администрации и партий. В 1996 году был создан организационный механизм, позволяющий непосредственно взаимодействовать с партиями и движения ми. Это — Общественная палата. При ее ор ганизации использовался опыт ПДС, а также наработки из других регионов. Все организации, которые реально имели силу и участвовали в выборах в Госдуму по партийным спискам и у которых есть мест ные отделения на территории области, были приглашены и изъявили желание работать в Общественной палате. На компромиссной основе были подготовлены ее учредитель ные документы (положение и регламент). Кстати, с тех пор они не пересматривались, это доказывает, что был найден общий язык. Участвуют в работе палаты организации самой различной политической ориентации, в том числе и те, которые критически отно сятся к деятельности администрации и ее главы. Общественная палата не является за мкнутым образованием, в ней происходит постоянная ротация. Так, некоторые ее члены прекратили свою политическую дея тельность и выбыли из числа участников па латы. С другой стороны, возникают новые политические структуры, большинство из которых выражают желание вступить в Об щественную палату. За три года таких оказа лось восемь. Областная администрация не стремится искусственно увеличить число участников Общественной палаты. Ведь не секрет, что немало партий и движений ре ально насчитывают в своих рядах не более десятка активистов. Их представительство безусловно бы превратило палату в непро дуктивный и громоздкий орган. Подчеркнем одну важную деталь: палата — равноправный орган, сотрудничающий с областной администрацией, но ни в коем случае не структура «при администрации» или «при главе администрации», как это иногда приходится слышать. Сюда приходят представители независимых политических сил со своими мнениями для совместной вы работки подходов к той или другой важной проблеме. И роль администрации здесь — не руководить, а помогать в работе, оказы вая материально-техническую, информаци онную и организационную поддержку. За три года прошло шесть заседаний Об щественной палаты. На первый взгляд, цифра скромная. Но многих участников Об щественной палаты подобное вполне устра ивает, потому что каждый вопрос требует тщательной проработки и подготовки, для того, чтобы их итогом явились взвешенный, продуманный документ и полновесное ре шение, учитывающие нередко весьма поляр ные точки зрения партий и движений. Кроме этого, сами заседания являются лишь «вер хушкой айсберга», ибо им предшествует длительная работа а также текущая и буд ничная деятельность по взаимодействию между областной администрацией и участ никами Общественной палаты. Вес работе палаты придает неизменное присутствие на каждом заседании губерна тора. Он постоянно высказывает на них свое мнение по самым различным проблемам, от вечает на многочисленные вопросы партий цев. Принципиально важный момент — в пала те уходят от обсуждения политики: таково было общее желание. Все политические во просы рассматриваются только в информа ционном порядке. Именно на заседании па латы ее участники регулярно получают ин формацию от облизбиркома и областной администрации о ходе подготовки к различ ным выборам. Под эгидой палаты проходят семинары, где данные вопросы рассматри ваются предметно и детально. В сентябре 1997 г. перед участниками палаты выступил В. П. Муха, предложивший политическим партиям договориться о соблюдении мо рально-этических норм в предстоящей изби рательной кампании по выборам депутатов облсовета. Подобное соглашение было впервые в истории области оформлено, что безусловно повлияло на то, что выборы про шли гораздо цивилизованнее, чем раньше. Даже партии, критически относящиеся к деятельности областной администрации, ак тивно с ней сотрудничают, понимая, что это гораздо конструктивнее конфликтов и кон фронтаций. К слову сказать, сотрудничество дает немало преимуществ членам Общест венной палаты — они регулярно получают различные нормативные акты и информаци онные материалы, имеют право знакомиться с любыми документами, имеют возможность встречаться с руководителями всех подраз делений исполнительной власти, а также по сещать сессии областного Совета депутатов. Таким образом, партии регулярно получают информацию от представителей областной администрации по вопросам, связанным с ее деятельностью, участвуют в решении важ нейших вопросов и вносят свои предложе ния на рассмотрение губернатора, структур ных подразделений областной администра ции. С другой стороны, регулярное взаимодей ствие с политическими партиями и движени ями позволяет исполнительной власти осу ществлять обратную связь с населением, так как политические структуры в период между выборами являются выразителями интере сов различных групп населения. Областная администрация получает оперативную ин формацию об общественно-политической ситуации в области, учитывает ее в своей де ятельности, при необходимости оказывает влияние на общественно-политические про цессы, прогнозирует их развитие, обеспечи вая сохранение стабильной общественно- политической ситуации в области. Обеспечи вается цивилизованный диалог между пред ставителями партий различной ориентации, а также между органами власти и политичес кими формированиями, что способствует эмированию политической культуры, анализ работы по взаимодействию между исполнительной властью и партиями показы вает, что в Новосибирской области эта дея тельность проводится эффективнее, чем во многих других субъектах Российской Феде рации. НА ПУТИ К МНОГОПАРТИЙНОСТИ Недавно управление общественных свя зей администрации области выпустило 4 -е издание справочника о политических пар тиях и движениях, действующих на терри тории области. В Новосибирской области на данный момент имеется 72 политические организации, включая представительства избирательных блоков. Надо отметить, что по сравнению с предыдущим перио дом и многими другими субъектами Российской Федерации в нашей области процесс создания новых парторганизаций значительно усилился. Так, за два последних года создано 25 подобных структур, из них шесть — только за два последних месяца. Статус этих организаций различен. Имеют свои областные представительства (отделения и организации) 60 общефедеральных партий и дви жений. 11 партий являются региональными, то есть действуют только на территории нашей об ласти. Есть и одна межрегиональная партийная структура — «Сибирская партия». В Новосибирской области, как и в России в целом, отмечается 4-секторное разделение поли тического спектра: демократы, центристы, нацио нал-патриоты и левые. Более всего организаций демократической и центристской ориентации — 34. Именно их число за последние два года замет но возросло. В два раза возросло и количество организаций национал-патриотической ориента ции — 17. Сторонников левых и социалистических взглядов объединяют 11 партий и движений. Кроме этого, имеется 10 «партий по интересам», в которые входят любители пива, автомобилей и т. д. Потенциал имеющихся в области парторганиза ций различен. Можно выделить четыре основные его составляющие: популярность лидеров (феде ральных и местных), состояние партийных струк тур (районных и по месту жительства), наличие ак тивистов и материально-технической базы. Так, из вышеуказанных 72 на настоящий момент семь уже фактически прекратили свою деятельность. Лишь у 26 организации есть свои штаб-квартиры и пар тийные функционеры. Значительно меньшее число партий выпускает свои печатные издания или распространяет подобную продукцию, при сланную из Москвы. Большинство партий по-пре жнему остаются исключительно городскими, так как не имеют своих организаций в сельских район ных и городах областного подчинения. Во всех территориях области имеют свои ячейки лишь КПРФ, ЛДПР и «Отечество». На территории Бара- бинского округа имеются свои структуры у АПР. И еще у 12 организаций есть свои подразделения в определенной части сельских районов. Стоит ли удивляться тому, как нередко отличаются резуль таты голосования по некоторым партиям и полит ическим лидерам в Новосибирске от сельских районов. Что же касается численности, то и здесь безус ловные лидеры те же КПРФ, ЛДПР, «Отечество» и АПР, насчитывающие от 4,5 до 2,5 тыс. человек. Вместе с тем имеется значительное число партор ганизаций, насчитывающих не более десятка акти вистов. Интересно, что за последние три года общее число новосибирцев, являющихся членами различных партий, фактически не изменилось и составляет около 1%. Вместе с тем, по мнению различных специалистов, по России эта цифра со ставляет 2—2,5%. Это говорит о том, что у партий имеется значительный резерв для привлечения новосибирцев в свои ряды, тем более, что различ ные опросы показывают, что 10% россиян готовы участвовать в той или иной форме в политической жизни. Сравнение соответствующих показателей с со седями по Западной Сибири показывает, что Но восибирск по-прежнему остается политической столицей региона. Так, число политических фор мировании у нас примерно в два раза больше, чем в других территориях. При этом 1 юисутствует весь политический спектр. В Новосибирской области больше сильных парторганизаций и объединений, имеющих территориальные структуры. Анализ электоральных предпочтений новоси бирцев и итогов выдвижения кандидатов вразлич- ные органы власти показывает, что в нашей облас ти по сравнению с соседями по Западной Сибири партии играют большую роль во время избира тельных кампаний. Новосибирский облсовет вошел в десятку законодательных органов мест ной власти, где наиболее сильно представлены политические структуры. Хотя за последние годы в целом по России произошла некоторая деполи тизация местных законодательных органов за счет увеличения доли хозяйственников и лоббис тов, у нас наблюдается другая тенденция. Ее под тверждением стали и результаты выборов депута тов Новосибирского горсовета (80% депутатского корпуса — члены различных партий и движений), а также наличие партийной прослойки в нынешних депутатских корпусах сельских районов и городов областного подчинения, где в этом отношении ли дируют КПРФ и ЛДПР. Безусловно, многопартийная система у нас все еще находится на начальном этапе становления. Многие привыкли, что партия должна быть одна, и непременно большая и сильная (этому критерию соответствует лишь КПРФ), а другие малочислен ные и слабые партии не воспринимаются ими всерьез. Они являются протопартиями или клуба ми по интересам или группами давления. Партии не очень вразумительно доводят до на селения свои лозунги. Партийные платформы трудноотличимы друг от друга и неизвестны мас сам, что обрекает людей не на партийный, а на персонифицированный выбор (так как многие партийные образования — чисто вождистского плана). В результате электорат с неоформленны ми политическими интересами обречен на шара хания от одной партии к другой, от одного хариз матического лидера (в ее главе) к другому. Инте ресы значительной части людей все еще подмене ны вкусами и личными пристрастиями. Партийные структуры аморфны, многие партии являются верхушечными образованиями и вызы вают неприятие у значительной части населения. Партии должны соответствовать трем главным критериям и функциям (идеологическая, электо ральная и участие в органах власти). Увы, им соот ветствует лишь КПРФ. По-прежнему в ходу во время выборов разговоры о преимуществах «не зависимых кандидатов», о ненужности многопар тийности. Между тем многопартийная система уже стала реальностью. От одной кампании к другой число «независимых» постепенно уменьшается и мы приближаемся к зарубежным стандартам, где по добные кандидаты составляют явное меньшинст во. Опыт показывает, что избиратель, поддержи вая кандидатов от той или иной партии, в случае плохого выполнения ими своих обязанностей имеет рычаги воздействия на расстановку полит ических сил. Вместе с тем в местных парторгани зациях уже имеется значительная прослойка людей, ставших профессиональными политиками и способных представлять их в различных органах власти. Все это говорит о формировании цивили зованной политической системы и о нашем про движении к созданию гражданского общества. Материалы подготовил Д. Т. ПУЧКИН, консультант отдела по связям с общественностью администрации Новосибирской области. Список политических партий и движений — участников Общественной палаты 1.АграрнаяпартияРоси 2. Движение«Наш дом— Россия» 3. Движение«Реформы—новыйкурс» 4.Движение«Союз» 5. ДвижениеженщинРоси 6. ДемократическаяпартияРоси 7.Ком унистическаяпартииРоссийс койФедерации 8.Конгрессрусскихобщин 9.Либерально-демократическаяпар тияРоси 10. Общественноеобъединение«Яб локо» 11. «Отечество» 12. Партия«Демократическийвыбор России» 13. Партияроссийскогоединстваи со гласия 14. Республиканскаяпартия РФ 15. Российскаяком унистическаяра бочаяпартия 16. Российскаянародно-республикан скаяпартия 17. Российскийкоммунистический союз молодежи 18. Российскийобщенародныйсоюз 19.Сибирскаяпартия 20. Социалистическаяпартия трудя щихся 21. «Союз народовластияитруда» 22. ЭкологическаяпартияРоси «Кедр» Перечень основных вопросов, рассмотренных на заседаниях Общественной палаты в 1996— 1999 годах 1.0 социально-экономическомпо ложенииНовосибиоскойобласти. 2.Обисполнениибюджета области за1995 годипервое полугодие З^Опроектеобластногобюджетана 4.0 концепциисоциально-экономи ческогоразвитияНовосибирскойоб ластинапериоддо2005 года. 5.0 предлагаемых мерахпообеспече нию безопасностипродуктов питания. 6.0 выполне иирешенияОбществен ной палаты от 27.02,97г. «Опредлага емых мерахпообеспечениюбезопас ности продуктов питания». 7.0 состояниирынкатруда и занятос тиНовосибирскойобласти. 8.0 подготовкеквыборамПрезиден таРФнатерриторииобласти. 9.0 подготовкеквыборам ворганы I у Iы1«и гд . светав Ш государственойвластииместного самоуправленияв1996году. 10.0 подготовкеквыборам Новосибирскогообластного 1997году. 11.Обучастииизбирательныхобъеди нений(блоков),общественных объ единенийвформированииизбира тельныхкомис ий,ввыдвижении кан- т оввовремя выборовП езиден- ,депутатовГосударственнои думы,орФновгосударственнойвлас тииместногосамоуправления. 12. Обобращениик федеральным ор ганамвластивсвязи с кризиснойси- И йвпрофес иональро-техничес- разованииНовосибирской об ласти, 13.0передачеполитическимипартия миидвижениямиматериаловна хра нениевГосударственный ар хивНово сибирскойобласти. Александр ЛЮЛЬКО, председатель Новосибирского отделения КРО Общественная палата — хорошее дело, ко торое организовала областная администрация. Палата позволяет осуществлять связь админис трации и общества, проверять наиболее важ ные законодательные акты. Кроме того, есть различные инициативы общественных органи заций. Хорошо, что есть возможность высказы вать свою точку зрения и согласовывать взгля ды. Палата позволяет регулярно (хотя, может быть, не так часто, как хотелось) пообщаться с главой администрации, с его заместителями и друг с другом. Другой возможности встретить ся с выразителями противоположных взглядов нет. Мне было бы просто невозможно встре чаться с функционерами того же «Демократи ческого выбора России», если бы судьба не ' свела нас вместе в Общественной палате. Не секрет, что партии создаются для организации выборов, и, чтобы при их проведении не было эксцессов, администрация постоянно про водит консультации. На них выступают юристы, объясняют изменения в законодательстве, потому что некоторые общественные деятели, в том числе и по незнанию, иногда нарушают законы, что приводит потом к большим шумным баталиям. В отличие от некоторых других регионов нашей страны, в Новосибирской области нет такого резкого противостояния между администрацией и партиями. Думаю, во мно гом благодаря тому, что, как только возникают острые вопросы, они выносятся на обсуждение в Общественную палату. Конечно, есть и недоработки. Думаю, было бы конструктивно, если бы наиболее важные решения областного Совета, администрации об ласти, касающиеся большинства жителей, обсуждались в Обществен ной палате. Пока большинство таких нормативных актов не удается обсудить. Работу Общественной палаты надо продолжать, а эффективность ее зависит не только от администрации, но и от желания самих поли тических партий и движений. Ленсталь МАШКОВЦЕВ, председатель исполкома Политсовета партии российского единства и согласия Считаю, что Общественная палата нужна, она играет положительную роль. Те вопросы, кото рые на ней обсуждаются, важны для области. Думаю, что в работе Общественной палаты за интересована не только администрация, но и партии, так как рассматриваются общие вопро сы развития области, выясняются позиции сто рон. Ведь губернатор не может по отдельности с каждой партией встречаться, выяснять отно шения; а так собрались все вместе, высказали свои предложения. После обсуждения многие решения губернатора и для нас становятся по нятнее. Например, мы к заседанию Общественной палаты сумели подготовить вопрос о занятости населения в Новосибирской области. Проблема острейшая, и ею до лжны заниматься не только служба занятости, но и работодатели, ад министрации области, города. А некоторые участники Общественной палаты до заседания вообще не оценивали всей сложности положе ния, полагали, что занятостью населения должна заниматься одна служба. В прошлом году на Общественной палате рассматривали бюд жет области. Также было много ценных предложений. У Общественной палаты не только перспектива есть, но и есть и не обходимость в ее существовании. Ведь администрации необходимо знать весь спектр общественного мнения, все предложения, которые исходят от всех партий. Как она может это узнать? Только через Об щественную палату. Это очень важно — когда все партии собираются вместе и высказывают свое мнение. И еще важнее, что глава ад- министрации, в зависимости от этого, корректирует свои дейст вия. Алексей ПЕГОВ, секретарь Новосибирского обкома РКСМ Я считаю, что идея создания Общественной палаты очень хорошая, и приятно, что она ро дилась в Новосибирской области. Во многих регионах подобные структуры или не сущест вуют, или существуют, но в ужатом виде. В Но восибирске палата появилась как законода тельная инициатива губернатора — «круглый стол* по взаимодействию власти с партиями и организациями. Изначально в палату вошли те партии, которые согласились на определенные условия, заключили определенный договор — работать в рамках Конституции. У нас в облас ти есть много организаций, которые даже не зарегистрированы, есть организационно сла бые, поэтому из 70 партий, которые существу ют, в Общественную палату входит 22. Задача Общественной палаты — узнать мнение людей, широких масс, в том числе общественных организаций. За три года были и оп ределенные практические результаты. Прошли слушания по экологи ческому качеству продуктов с участием общественных организаций и администрации. Состоялся очень интересный и полезный разговор. Были предложения от партий по поправкам в бюджет области. Кроме того, на заседании Общественной палаты администрация информи рует нас о тех мероприятиях, которые она планирует или осуществля ет. Получается как бы расширенная пресс-конференция нашего гу бернатора с общественными организациями, где они могут ставить вопросы, которые их волнуют. Механизм очень хороший и интерес ный. Единственное пожелание, чтобы Общественная палата собиралась регулярнее. Инициатива ее создания исходила от самой администра ции, и хотелось бы, чтобы в организационных вопросах областная власть была активнее. Сергей ШРАМКО, председатель НОО партии «Демократический выбор России»^ Если говорить о нашей парторганизации, то с областной администрацией складываются вполне нормальные отношения. Мы считаем себя частью политической системы. В рамках этого и пытаемся находить общий язык. Дело в том, что политическая жизнь области не исчерпывается итогами выборов. Исход го лосования может быть случайным. А для того, чтобы слышать голос почти всех участников сегодняшней политической жизни, независимо от их политического статуса, была придумана Общественная палата. На мой взгляд, изобре тение правильное и умное, при котором граж данское общество взаимодействует с властью как раз потому, что областная администрация также является одним из участников политического процесса Мы неоднократно принимали участие в выработке решений на за седании палаты. Произвело большое впечатление, когда мы перед выборами в областной Совет в 1997 году вручили губернатору на за седании Общественной палаты, предвыборную программу от блока «Гражданское согласие». Для меня стало приятной неожиданностью, что администрация позже выступила инициатором девяти законопро ектов, которые предлагались в программе. Независимо от авторства приятно, что наша идея тоже стала работать на пользу области. Был создан фонд поддержки промышленных предприятий, реализованы идеи технопарка, поддержки малых предприятий. В том, что област ная администрация очень хорошо слышит социально-экономические предложения и идеи общественности, я уже не сомневаюсь. При более регулярных контактах эффективность палаты была бы выше. Но даже сейчас в Общественной палате присутствуют поли тические силы, которые не могут видеть ситуацию объективно и пред лагать решения, которые могут быть реализованы. У нас не так уж много партий, которые имеют собственную четкую идеологию, а не определяются личностью одного руководителя. Беседовал Михаил СТОЛЯРОВ. Андрей ДАРЬИН, сопредседатель НОО экологической партии России «Кедр» Наверное, если бы в области не было столько партий, а про цесс их самоорганизации дошел до конца и осталось только несколько крупных объединений, то роль и задача Обществен ной палаты были бы не столь интересными. Но пока у нас пе риод «разброда и шатаний», а количество организаций исчис ляется десятками, то должен существовать орган, который яв лялся бы носителем демократических идей. Другое дело, может быть, имело бы смысл изменить и дополнить управлен ческие структуры Общественной палаты, так как она существу ет от случая к случаю. Но на это должно быть желание самих партий, так как администрация может только предлагать, а не навязывать. В рамках Общественной палаты мы поставили вопрос о раз работке закона «О качестве продовольственного сырья и пи щевой продукции». Положительным моментом во всем этом деле стал прецедент, когда инициатором законотворческой инициативы выступают представители общественных организаций. Администрация области очень активно поддержала инициативу, облекла ее в нормальное организа ционное русло и довела до создания закона, который был передан в областной Совет и благополучно принят. Небезынтересным было и последнее заседание Общественной палаты. Началось обсуждение концепции социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2005 года. Это очень целесообразно, подобные вещи необходимо вы носить на обсуждение общественности. Мы, воспользовавшись моментом, одновре менно предложили рассмотреть и экологическую программу Новосибирской области до 2005 года. Чтобы эти документы были достаточно согласованы и не возникало во просов: почему в планах социально-экономического развития не предусмотрены такие-то экологические позиции. Проводим работу по сбору предложений в будущую экологическую программу. Так как наметился плодотворный контакт с представите лями администрации, то также совместно будем работать над проектом этой програм мы. Нет смысла дискуссии на Общественной палате переводить в политическую плос кость. Они же у нас, как правило, неконструктивны. А смысл Общественной палаты — внедрение конструктивных предложений, попытки их реализации. Владимир ШИРОКОВ, руководитель Новосибирского отделения Демократической партии России Взаимоотношения нашей партии с властью всегда были до статочно конструктивными и серьезными. Иногда мы власть поддерживали, иногда были против. Так и сейчас: кое-что нас не устраивает, а кое-что в действиях областной администрации можно и приветствовать. У Общественной палаты был предшественник — постоянно действующее совещание партий. Но тогда, в начале 1990-х годов, оно представляло из себя несколько иное образование, чем сейчас Общественная палата. Туда входило много поли тических организаций, которые стремились перетянуть одеяло на себя, стремились превратить это совещание в какой-то идео логический орган. Сейчас Общественная палата — что-то вроде общественного мнения, оформленного в виде партий. С ним можно и не считать ся, но порой это плохо кончается. На заседаниях власть, губер натор узнают о тех проблемах, которые поднимает обществен ность. Каждый, не стесняясь, высказывает свое мнение. По существу это единствен ное место, где представители всех политических организаций могут пообщаться, уви деть всех воочию, понять, кто есть кто. Как ни странно, Общественная палата не превратилась в политический клуб, где происходят политические битвы. Никогда не было конфликтных ситуаций, которые, от идеологически «полярных» политических организаций в составе палаты, можно было ожидать. Наверное, это объясняется тем, что на Общественную палату выносят ся те вопросы, которые не разъединяют, а объединяют политические партии. В этом — заслуга власти. В основном она готовит эти вопросы, сами по себе они достаточно серьезны и не дают место каким-то политическим играм. Стратегические проблемы, которые выносятся на обсуждение, заставляют общественные организации и вне рамок Общественной палаты думать и действовать более серьезно. Часто политичес кие организации не представляют, что такое власть, какие серьезные вопросы там рассматриваются. Со стороны всегда кажется, что все легко и просто, но стоит только заглянуть во власть, и оказывается, что все требует компетентности и профессиона лизма. С другой стороны, я бы отметил, что Общественная палата — орган достаточно консервативный, собирается не очень часто. Из-за этого острые политические вопро сы, которые возникают и в Новосибирской области, и в стране, проходят мимо. Пропадает вся политическая «соль», «изюминка», и остаются вещи, конечно, глобальные, но не дающие повода для политических дискуссий. При подготовке материалов об Обществен ной палате мы попросили представителей ряда политических организаций и партий Новоси бирской области ответить на следующие во просы: • Взаимоотношения администрации области и политических организаций? • Роль Общественной палаты в этом проц ессе? • Что конкретного удалось сделать з а три года е е существования? • Есть л и у Общественной палаты перспекти вы? Александр БЕСЕДИН, заместитель председателя совета НРО «Союз народовластия и труда» Взаимоотношения администра ции области с различными партия ми и движениями политического ха рактера зародились почти 10 лет назад. Идея долго вынашивалась. Молодые, только-только появив шиеся организации, безусловно, хотела занять свое место в поли тической элите области, услышать из первых уст информацию о том, что в области происходит, влиять на решения власти, вносить свои пред ложения, изменения. На разных этапах формы сотрудничества ад министрации и политических объ единений были разными. Сначала — постоянно действующее совещание партий, так называемое ПДС, при администрации области. Собира лись не реже одного раза в квартал, а реально и чаще; имели план работы на год, знали, какие вопросы когда будут обсуждаться. Создавали рабочие группы по интере сам. После последних губернаторских выборов было принято решение создать Общественную палату. В нее вошли глав ным образом участники избирательного процесса — те партии и движения, которые участвовали в выборах 1995 года. Подобные общественные палаты создавались в раз ных регионах, в том числе и в Западной Сибири. Но с тече нием времени они либо сошли на нет, либо совсем исчезли. Причина того, что Общественная палата сохраняется в нашей области, только одна: понимание губернатором не обходимости работы с общественностью. Общение с главой администрации области всегда носит корректный, серьезный характер. Видим поддержку начи наниям, предложениям, которые те или иные партии дают для рассмотрения областной администрации. Нет тяги к ис кусственному росту Общественной палаты, но нет ограни чений и по политическому спектру. Кто активно желает участвовать в работе Общественной палаты, тот участвует. Но есть организации, которые используют Обществен ную палату в других целях: «засветиться», показать себя — вот, мол, мы какие, попытаться обвинить администрацию. Есть и другая группа организаций, которая достигла полит ической известности на российском уровне и полагает, что общение с администрацией ей не нужно. Они или не участ вуют в заседаниях, или присылают третьих лиц, от мнения которых мало что зависит. Палата играет роль стабилизирующего фактора в облас ти. Но вместе с тем мне кажется, что сегодня ее задачи из менились и, может быть, стоит более пристально посмот реть на усиление роли Общественной палаты. Со стороны администрации интерес к палате может убывать и прибы вать, но нам, общественным организациям, такое общение постоянно необходимо. Газета «Губерния» выходит два раза в месяц, по вторникам. Выпуск пресс-службы администрации области. Тел.: 22-68-92, 18-06-82.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2