Советская Сибирь, 1999, № 131

2 . «Советская Сиби/гь», М>/ 3 / 7азе*па в газей1е Я Н Н иксЬйкмаиионн.й - акаии^пич^асий выпуск, аалсинис&ксшии Новосибирской оЯлаапи ВЛАСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ: ПАРТНЕРСТВО И СОТРУДНИЧЕСТВО № /6 . 2 0 июля 7999 г . ' Уважаемые чи­ татели! Сегодня мы пред­ ставляем очеред­ ной выпуск тема­ тической страни­ цы областной ад­ министрации «Гу­ берния». Продол­ жая затронутую в прошлом выпуске «Губернии» тему взаимодействия ад­ министрации Но­ восибирской облас­ ти с общественны­ ми организациями, мы расскажем, как строит админист­ рация отношения с политическими ор­ ганизациями и пар­ тиями. Ответст­ венность за этот участок работы возложена науправ­ ление обществен­ ных связей — об­ щественнуюприем­ ную главы админис­ трации области. В Р оссийской Федерации с момента начала создания многопартийной сис­ темыв 1990 году процесс становления отношений между органами исполни­ тельной власти и политическими фор­ мированиями проходил достаточно сложно. С одной стороны, д о 1994 года на федеральном уровне у партий зачастую не было официального кана­ ла общения с властями и делегирова­ ния своих интересов, а с другой — у властей не было механизмов постоян­ ного взаимодействия с партиями, ко­ торые отражают интересы различных социальных групп и категорий населе­ ния. На областном уровне взаимодействие между исполнительной властью и партиями не менее, а даже более важно, чем на феде­ ральном. Органы исполнительной власти, несмотря на введение в 1995 году прямых выборов, формируются исключительно на непартийной основе. У большинства партий в 1990— 1999 годы отсутствовали свои пред­ ставители в Советах различных уровней, а отсутствие во время выборов законодатель­ ных (представительных) органов элементов пропорциональной системы (как это, напри­ мер, было в Свердловской области и Крас­ ноярском крае), привело к тому, что значи­ тельная часть партий оказалась за рамками парламентской деятельности. Например, в Новосибирском облсовете своих представи­ телей имеют лишь шесть партий и движений. Однако это не является проявлением чьей-то злой воли, ибо даже проблемы введения элементов пропорциональной системы ни разу не обсуждались в местном истеблиш­ менте. Налицо другое — трудный процесс становления многопартийности, который, судя по всему, займет еще немало времени. В этой ситуации важно искать выход, а имен­ но налаживать конструктивное взаимодейст­ вие между областной администрацией и партиями. Администрация Новосибирской области в течение длительного времени проводит разноплановую работу по взаимодействию с политическими партиями и движениями. На­ чалась она еще в 1992 году по инициативе В. П. Мухи. Тогда он предложил ведущим по­ литическим партиям и движениям создать консультативный орган при областной адми­ нистрации. После всестороннего обсужде­ ния большинство из них вошло в этот орган, получивший название «Постоянно действую­ щее совещание политических партий и дви­ жений» (ПДС). В то время таких организаций было намного меньше, чем сейчас. Заседа­ ния проводились ежемесячно и рассматри­ вались на них исключительно вопросы соци­ ально-экономического развития области. Затем произошла «смена власти» в облас­ ти, и деятельность ПДС прекратилась. Рабо­ той по взаимодействию с партиями в 1994— 1995 гг. занимался специально созданный в областной администрации отдел и Регио­ нальный центр поддержки российской госу­ дарственности. Тогда по инициативе Адми­ нистрации президента во многих субъектах Федерации были созданы общественные па­ латы. Однако в нашей области подобный орган так и не появился. После избрания главой администрации области В. П. Муха провозгласил одной их своих основных задач налаживание контак­ тов с общественностью и установление об­ ратной связи, экспертизу общественных инициатив и другие вопросы, по которым можно было бы привлечь общественность к решению социально-экономических и об­ щественно-политических проблем области. Формы этого взаимодействия разнообраз­ ны. Прежде всего, это сбор различной ин­ формации о политических общественных объединениях, действующих в области. Ин­ формация собирается из разных источни­ ков. На постоянной основе проводятся встречи и консультации между представите­ лями администрации и партий. В 1996 году был создан организационный механизм, позволяющий непосредственно взаимодействовать с партиями и движения­ ми. Это — Общественная палата. При ее ор­ ганизации использовался опыт ПДС, а также наработки из других регионов. Все организации, которые реально имели силу и участвовали в выборах в Госдуму по партийным спискам и у которых есть мест­ ные отделения на территории области, были приглашены и изъявили желание работать в Общественной палате. На компромиссной основе были подготовлены ее учредитель­ ные документы (положение и регламент). Кстати, с тех пор они не пересматривались, это доказывает, что был найден общий язык. Участвуют в работе палаты организации самой различной политической ориентации, в том числе и те, которые критически отно­ сятся к деятельности администрации и ее главы. Общественная палата не является за­ мкнутым образованием, в ней происходит постоянная ротация. Так, некоторые ее члены прекратили свою политическую дея­ тельность и выбыли из числа участников па­ латы. С другой стороны, возникают новые политические структуры, большинство из которых выражают желание вступить в Об­ щественную палату. За три года таких оказа­ лось восемь. Областная администрация не стремится искусственно увеличить число участников Общественной палаты. Ведь не секрет, что немало партий и движений ре­ ально насчитывают в своих рядах не более десятка активистов. Их представительство безусловно бы превратило палату в непро­ дуктивный и громоздкий орган. Подчеркнем одну важную деталь: палата — равноправный орган, сотрудничающий с областной администрацией, но ни в коем случае не структура «при администрации» или «при главе администрации», как это иногда приходится слышать. Сюда приходят представители независимых политических сил со своими мнениями для совместной вы­ работки подходов к той или другой важной проблеме. И роль администрации здесь — не руководить, а помогать в работе, оказы­ вая материально-техническую, информаци­ онную и организационную поддержку. За три года прошло шесть заседаний Об­ щественной палаты. На первый взгляд, цифра скромная. Но многих участников Об­ щественной палаты подобное вполне устра­ ивает, потому что каждый вопрос требует тщательной проработки и подготовки, для того, чтобы их итогом явились взвешенный, продуманный документ и полновесное ре­ шение, учитывающие нередко весьма поляр­ ные точки зрения партий и движений. Кроме этого, сами заседания являются лишь «вер­ хушкой айсберга», ибо им предшествует длительная работа а также текущая и буд­ ничная деятельность по взаимодействию между областной администрацией и участ­ никами Общественной палаты. Вес работе палаты придает неизменное присутствие на каждом заседании губерна­ тора. Он постоянно высказывает на них свое мнение по самым различным проблемам, от­ вечает на многочисленные вопросы партий­ цев. Принципиально важный момент — в пала­ те уходят от обсуждения политики: таково было общее желание. Все политические во­ просы рассматриваются только в информа­ ционном порядке. Именно на заседании па­ латы ее участники регулярно получают ин­ формацию от облизбиркома и областной администрации о ходе подготовки к различ­ ным выборам. Под эгидой палаты проходят семинары, где данные вопросы рассматри­ ваются предметно и детально. В сентябре 1997 г. перед участниками палаты выступил В. П. Муха, предложивший политическим партиям договориться о соблюдении мо­ рально-этических норм в предстоящей изби­ рательной кампании по выборам депутатов облсовета. Подобное соглашение было впервые в истории области оформлено, что безусловно повлияло на то, что выборы про­ шли гораздо цивилизованнее, чем раньше. Даже партии, критически относящиеся к деятельности областной администрации, ак­ тивно с ней сотрудничают, понимая, что это гораздо конструктивнее конфликтов и кон­ фронтаций. К слову сказать, сотрудничество дает немало преимуществ членам Общест­ венной палаты — они регулярно получают различные нормативные акты и информаци­ онные материалы, имеют право знакомиться с любыми документами, имеют возможность встречаться с руководителями всех подраз­ делений исполнительной власти, а также по­ сещать сессии областного Совета депутатов. Таким образом, партии регулярно получают информацию от представителей областной администрации по вопросам, связанным с ее деятельностью, участвуют в решении важ­ нейших вопросов и вносят свои предложе­ ния на рассмотрение губернатора, структур­ ных подразделений областной администра­ ции. С другой стороны, регулярное взаимодей­ ствие с политическими партиями и движени­ ями позволяет исполнительной власти осу­ ществлять обратную связь с населением, так как политические структуры в период между выборами являются выразителями интере­ сов различных групп населения. Областная администрация получает оперативную ин­ формацию об общественно-политической ситуации в области, учитывает ее в своей де­ ятельности, при необходимости оказывает влияние на общественно-политические про­ цессы, прогнозирует их развитие, обеспечи­ вая сохранение стабильной общественно- политической ситуации в области. Обеспечи­ вается цивилизованный диалог между пред­ ставителями партий различной ориентации, а также между органами власти и политичес­ кими формированиями, что способствует эмированию политической культуры, анализ работы по взаимодействию между исполнительной властью и партиями показы­ вает, что в Новосибирской области эта дея­ тельность проводится эффективнее, чем во многих других субъектах Российской Феде­ рации. НА ПУТИ К МНОГОПАРТИЙНОСТИ Недавно управление общественных свя­ зей администрации области выпустило 4 -е издание справочника о политических пар­ тиях и движениях, действующих на терри­ тории области. В Новосибирской области на данный момент имеется 72 политические организации, включая представительства избирательных блоков. Надо отметить, что по сравнению с предыдущим перио­ дом и многими другими субъектами Российской Федерации в нашей области процесс создания новых парторганизаций значительно усилился. Так, за два последних года создано 25 подобных структур, из них шесть — только за два последних месяца. Статус этих организаций различен. Имеют свои областные представительства (отделения и организации) 60 общефедеральных партий и дви­ жений. 11 партий являются региональными, то есть действуют только на территории нашей об­ ласти. Есть и одна межрегиональная партийная структура — «Сибирская партия». В Новосибирской области, как и в России в целом, отмечается 4-секторное разделение поли­ тического спектра: демократы, центристы, нацио­ нал-патриоты и левые. Более всего организаций демократической и центристской ориентации — 34. Именно их число за последние два года замет­ но возросло. В два раза возросло и количество организаций национал-патриотической ориента­ ции — 17. Сторонников левых и социалистических взглядов объединяют 11 партий и движений. Кроме этого, имеется 10 «партий по интересам», в которые входят любители пива, автомобилей и т. д. Потенциал имеющихся в области парторганиза­ ций различен. Можно выделить четыре основные его составляющие: популярность лидеров (феде­ ральных и местных), состояние партийных струк­ тур (районных и по месту жительства), наличие ак­ тивистов и материально-технической базы. Так, из вышеуказанных 72 на настоящий момент семь уже фактически прекратили свою деятельность. Лишь у 26 организации есть свои штаб-квартиры и пар­ тийные функционеры. Значительно меньшее число партий выпускает свои печатные издания или распространяет подобную продукцию, при­ сланную из Москвы. Большинство партий по-пре­ жнему остаются исключительно городскими, так как не имеют своих организаций в сельских район­ ных и городах областного подчинения. Во всех территориях области имеют свои ячейки лишь КПРФ, ЛДПР и «Отечество». На территории Бара- бинского округа имеются свои структуры у АПР. И еще у 12 организаций есть свои подразделения в определенной части сельских районов. Стоит ли удивляться тому, как нередко отличаются резуль­ таты голосования по некоторым партиям и полит­ ическим лидерам в Новосибирске от сельских районов. Что же касается численности, то и здесь безус­ ловные лидеры те же КПРФ, ЛДПР, «Отечество» и АПР, насчитывающие от 4,5 до 2,5 тыс. человек. Вместе с тем имеется значительное число партор­ ганизаций, насчитывающих не более десятка акти­ вистов. Интересно, что за последние три года общее число новосибирцев, являющихся членами различных партий, фактически не изменилось и составляет около 1%. Вместе с тем, по мнению различных специалистов, по России эта цифра со­ ставляет 2—2,5%. Это говорит о том, что у партий имеется значительный резерв для привлечения новосибирцев в свои ряды, тем более, что различ­ ные опросы показывают, что 10% россиян готовы участвовать в той или иной форме в политической жизни. Сравнение соответствующих показателей с со­ седями по Западной Сибири показывает, что Но­ восибирск по-прежнему остается политической столицей региона. Так, число политических фор­ мировании у нас примерно в два раза больше, чем в других территориях. При этом 1 юисутствует весь политический спектр. В Новосибирской области больше сильных парторганизаций и объединений, имеющих территориальные структуры. Анализ электоральных предпочтений новоси­ бирцев и итогов выдвижения кандидатов вразлич- ные органы власти показывает, что в нашей облас­ ти по сравнению с соседями по Западной Сибири партии играют большую роль во время избира­ тельных кампаний. Новосибирский облсовет вошел в десятку законодательных органов мест­ ной власти, где наиболее сильно представлены политические структуры. Хотя за последние годы в целом по России произошла некоторая деполи­ тизация местных законодательных органов за счет увеличения доли хозяйственников и лоббис­ тов, у нас наблюдается другая тенденция. Ее под­ тверждением стали и результаты выборов депута­ тов Новосибирского горсовета (80% депутатского корпуса — члены различных партий и движений), а также наличие партийной прослойки в нынешних депутатских корпусах сельских районов и городов областного подчинения, где в этом отношении ли­ дируют КПРФ и ЛДПР. Безусловно, многопартийная система у нас все еще находится на начальном этапе становления. Многие привыкли, что партия должна быть одна, и непременно большая и сильная (этому критерию соответствует лишь КПРФ), а другие малочислен­ ные и слабые партии не воспринимаются ими всерьез. Они являются протопартиями или клуба­ ми по интересам или группами давления. Партии не очень вразумительно доводят до на­ селения свои лозунги. Партийные платформы трудноотличимы друг от друга и неизвестны мас­ сам, что обрекает людей не на партийный, а на персонифицированный выбор (так как многие партийные образования — чисто вождистского плана). В результате электорат с неоформленны­ ми политическими интересами обречен на шара­ хания от одной партии к другой, от одного хариз­ матического лидера (в ее главе) к другому. Инте­ ресы значительной части людей все еще подмене­ ны вкусами и личными пристрастиями. Партийные структуры аморфны, многие партии являются верхушечными образованиями и вызы­ вают неприятие у значительной части населения. Партии должны соответствовать трем главным критериям и функциям (идеологическая, электо­ ральная и участие в органах власти). Увы, им соот­ ветствует лишь КПРФ. По-прежнему в ходу во время выборов разговоры о преимуществах «не­ зависимых кандидатов», о ненужности многопар­ тийности. Между тем многопартийная система уже стала реальностью. От одной кампании к другой число «независимых» постепенно уменьшается и мы приближаемся к зарубежным стандартам, где по­ добные кандидаты составляют явное меньшинст­ во. Опыт показывает, что избиратель, поддержи­ вая кандидатов от той или иной партии, в случае плохого выполнения ими своих обязанностей имеет рычаги воздействия на расстановку полит­ ических сил. Вместе с тем в местных парторгани­ зациях уже имеется значительная прослойка людей, ставших профессиональными политиками и способных представлять их в различных органах власти. Все это говорит о формировании цивили­ зованной политической системы и о нашем про­ движении к созданию гражданского общества. Материалы подготовил Д. Т. ПУЧКИН, консультант отдела по связям с общественностью администрации Новосибирской области. Список политических партий и движений — участников Общественной палаты 1.АграрнаяпартияРоси 2. Движение«Наш дом— Россия» 3. Движение«Реформы—новыйкурс» 4.Движение«Союз» 5. ДвижениеженщинРоси 6. ДемократическаяпартияРоси 7.Ком унистическаяпартииРоссийс­ койФедерации 8.Конгрессрусскихобщин 9.Либерально-демократическаяпар­ тияРоси 10. Общественноеобъединение«Яб­ локо» 11. «Отечество» 12. Партия«Демократическийвыбор России» 13. Партияроссийскогоединстваи со­ гласия 14. Республиканскаяпартия РФ 15. Российскаяком унистическаяра­ бочаяпартия 16. Российскаянародно-республикан­ скаяпартия 17. Российскийкоммунистический союз молодежи 18. Российскийобщенародныйсоюз 19.Сибирскаяпартия 20. Социалистическаяпартия трудя­ щихся 21. «Союз народовластияитруда» 22. ЭкологическаяпартияРоси «Кедр» Перечень основных вопросов, рассмотренных на заседаниях Общественной палаты в 1996— 1999 годах 1.0 социально-экономическомпо­ ложенииНовосибиоскойобласти. 2.Обисполнениибюджета области за1995 годипервое полугодие З^Опроектеобластногобюджетана 4.0 концепциисоциально-экономи­ ческогоразвитияНовосибирскойоб­ ластинапериоддо2005 года. 5.0 предлагаемых мерахпообеспече­ нию безопасностипродуктов питания. 6.0 выполне иирешенияОбществен­ ной палаты от 27.02,97г. «Опредлага­ емых мерахпообеспечениюбезопас­ ности продуктов питания». 7.0 состояниирынкатруда и занятос­ тиНовосибирскойобласти. 8.0 подготовкеквыборамПрезиден­ таРФнатерриторииобласти. 9.0 подготовкеквыборам ворганы I у Iы1«и гд . светав Ш государственойвластииместного самоуправленияв1996году. 10.0 подготовкеквыборам Новосибирскогообластного 1997году. 11.Обучастииизбирательныхобъеди­ нений(блоков),общественных объ­ единенийвформированииизбира­ тельныхкомис ий,ввыдвижении кан- т оввовремя выборовП езиден- ,депутатовГосударственнои думы,орФновгосударственнойвлас­ тииместногосамоуправления. 12. Обобращениик федеральным ор­ ганамвластивсвязи с кризиснойси- И йвпрофес иональро-техничес- разованииНовосибирской об­ ласти, 13.0передачеполитическимипартия­ миидвижениямиматериаловна хра­ нениевГосударственный ар хивНово­ сибирскойобласти. Александр ЛЮЛЬКО, председатель Новосибирского отделения КРО Общественная палата — хорошее дело, ко­ торое организовала областная администрация. Палата позволяет осуществлять связь админис­ трации и общества, проверять наиболее важ­ ные законодательные акты. Кроме того, есть различные инициативы общественных органи­ заций. Хорошо, что есть возможность высказы­ вать свою точку зрения и согласовывать взгля­ ды. Палата позволяет регулярно (хотя, может быть, не так часто, как хотелось) пообщаться с главой администрации, с его заместителями и друг с другом. Другой возможности встретить­ ся с выразителями противоположных взглядов нет. Мне было бы просто невозможно встре­ чаться с функционерами того же «Демократи­ ческого выбора России», если бы судьба не ' свела нас вместе в Общественной палате. Не секрет, что партии создаются для организации выборов, и, чтобы при их проведении не было эксцессов, администрация постоянно про­ водит консультации. На них выступают юристы, объясняют изменения в законодательстве, потому что некоторые общественные деятели, в том числе и по незнанию, иногда нарушают законы, что приводит потом к большим шумным баталиям. В отличие от некоторых других регионов нашей страны, в Новосибирской области нет такого резкого противостояния между администрацией и партиями. Думаю, во мно­ гом благодаря тому, что, как только возникают острые вопросы, они выносятся на обсуждение в Общественную палату. Конечно, есть и недоработки. Думаю, было бы конструктивно, если бы наиболее важные решения областного Совета, администрации об­ ласти, касающиеся большинства жителей, обсуждались в Обществен­ ной палате. Пока большинство таких нормативных актов не удается обсудить. Работу Общественной палаты надо продолжать, а эффективность ее зависит не только от администрации, но и от желания самих поли­ тических партий и движений. Ленсталь МАШКОВЦЕВ, председатель исполкома Политсовета партии российского единства и согласия Считаю, что Общественная палата нужна, она играет положительную роль. Те вопросы, кото­ рые на ней обсуждаются, важны для области. Думаю, что в работе Общественной палаты за­ интересована не только администрация, но и партии, так как рассматриваются общие вопро­ сы развития области, выясняются позиции сто­ рон. Ведь губернатор не может по отдельности с каждой партией встречаться, выяснять отно­ шения; а так собрались все вместе, высказали свои предложения. После обсуждения многие решения губернатора и для нас становятся по­ нятнее. Например, мы к заседанию Общественной палаты сумели подготовить вопрос о занятости населения в Новосибирской области. Проблема острейшая, и ею до­ лжны заниматься не только служба занятости, но и работодатели, ад­ министрации области, города. А некоторые участники Общественной палаты до заседания вообще не оценивали всей сложности положе­ ния, полагали, что занятостью населения должна заниматься одна служба. В прошлом году на Общественной палате рассматривали бюд­ жет области. Также было много ценных предложений. У Общественной палаты не только перспектива есть, но и есть и не­ обходимость в ее существовании. Ведь администрации необходимо знать весь спектр общественного мнения, все предложения, которые исходят от всех партий. Как она может это узнать? Только через Об­ щественную палату. Это очень важно — когда все партии собираются вместе и высказывают свое мнение. И еще важнее, что глава ад- министрации, в зависимости от этого, корректирует свои дейст­ вия. Алексей ПЕГОВ, секретарь Новосибирского обкома РКСМ Я считаю, что идея создания Общественной палаты очень хорошая, и приятно, что она ро­ дилась в Новосибирской области. Во многих регионах подобные структуры или не сущест­ вуют, или существуют, но в ужатом виде. В Но­ восибирске палата появилась как законода­ тельная инициатива губернатора — «круглый стол* по взаимодействию власти с партиями и организациями. Изначально в палату вошли те партии, которые согласились на определенные условия, заключили определенный договор — работать в рамках Конституции. У нас в облас­ ти есть много организаций, которые даже не зарегистрированы, есть организационно сла­ бые, поэтому из 70 партий, которые существу­ ют, в Общественную палату входит 22. Задача Общественной палаты — узнать мнение людей, широких масс, в том числе общественных организаций. За три года были и оп­ ределенные практические результаты. Прошли слушания по экологи­ ческому качеству продуктов с участием общественных организаций и администрации. Состоялся очень интересный и полезный разговор. Были предложения от партий по поправкам в бюджет области. Кроме того, на заседании Общественной палаты администрация информи­ рует нас о тех мероприятиях, которые она планирует или осуществля­ ет. Получается как бы расширенная пресс-конференция нашего гу­ бернатора с общественными организациями, где они могут ставить вопросы, которые их волнуют. Механизм очень хороший и интерес­ ный. Единственное пожелание, чтобы Общественная палата собиралась регулярнее. Инициатива ее создания исходила от самой администра­ ции, и хотелось бы, чтобы в организационных вопросах областная власть была активнее. Сергей ШРАМКО, председатель НОО партии «Демократический выбор России»^ Если говорить о нашей парторганизации, то с областной администрацией складываются вполне нормальные отношения. Мы считаем себя частью политической системы. В рамках этого и пытаемся находить общий язык. Дело в том, что политическая жизнь области не исчерпывается итогами выборов. Исход го­ лосования может быть случайным. А для того, чтобы слышать голос почти всех участников сегодняшней политической жизни, независимо от их политического статуса, была придумана Общественная палата. На мой взгляд, изобре­ тение правильное и умное, при котором граж­ данское общество взаимодействует с властью как раз потому, что областная администрация также является одним из участников политического процесса Мы неоднократно принимали участие в выработке решений на за­ седании палаты. Произвело большое впечатление, когда мы перед выборами в областной Совет в 1997 году вручили губернатору на за­ седании Общественной палаты, предвыборную программу от блока «Гражданское согласие». Для меня стало приятной неожиданностью, что администрация позже выступила инициатором девяти законопро­ ектов, которые предлагались в программе. Независимо от авторства приятно, что наша идея тоже стала работать на пользу области. Был создан фонд поддержки промышленных предприятий, реализованы идеи технопарка, поддержки малых предприятий. В том, что област­ ная администрация очень хорошо слышит социально-экономические предложения и идеи общественности, я уже не сомневаюсь. При более регулярных контактах эффективность палаты была бы выше. Но даже сейчас в Общественной палате присутствуют поли­ тические силы, которые не могут видеть ситуацию объективно и пред­ лагать решения, которые могут быть реализованы. У нас не так уж много партий, которые имеют собственную четкую идеологию, а не определяются личностью одного руководителя. Беседовал Михаил СТОЛЯРОВ. Андрей ДАРЬИН, сопредседатель НОО экологической партии России «Кедр» Наверное, если бы в области не было столько партий, а про­ цесс их самоорганизации дошел до конца и осталось только несколько крупных объединений, то роль и задача Обществен­ ной палаты были бы не столь интересными. Но пока у нас пе­ риод «разброда и шатаний», а количество организаций исчис­ ляется десятками, то должен существовать орган, который яв­ лялся бы носителем демократических идей. Другое дело, может быть, имело бы смысл изменить и дополнить управлен­ ческие структуры Общественной палаты, так как она существу­ ет от случая к случаю. Но на это должно быть желание самих партий, так как администрация может только предлагать, а не навязывать. В рамках Общественной палаты мы поставили вопрос о раз­ работке закона «О качестве продовольственного сырья и пи­ щевой продукции». Положительным моментом во всем этом деле стал прецедент, когда инициатором законотворческой инициативы выступают представители общественных организаций. Администрация области очень активно поддержала инициативу, облекла ее в нормальное организа­ ционное русло и довела до создания закона, который был передан в областной Совет и благополучно принят. Небезынтересным было и последнее заседание Общественной палаты. Началось обсуждение концепции социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2005 года. Это очень целесообразно, подобные вещи необходимо вы­ носить на обсуждение общественности. Мы, воспользовавшись моментом, одновре­ менно предложили рассмотреть и экологическую программу Новосибирской области до 2005 года. Чтобы эти документы были достаточно согласованы и не возникало во­ просов: почему в планах социально-экономического развития не предусмотрены такие-то экологические позиции. Проводим работу по сбору предложений в будущую экологическую программу. Так как наметился плодотворный контакт с представите­ лями администрации, то также совместно будем работать над проектом этой програм­ мы. Нет смысла дискуссии на Общественной палате переводить в политическую плос­ кость. Они же у нас, как правило, неконструктивны. А смысл Общественной палаты — внедрение конструктивных предложений, попытки их реализации. Владимир ШИРОКОВ, руководитель Новосибирского отделения Демократической партии России Взаимоотношения нашей партии с властью всегда были до­ статочно конструктивными и серьезными. Иногда мы власть поддерживали, иногда были против. Так и сейчас: кое-что нас не устраивает, а кое-что в действиях областной администрации можно и приветствовать. У Общественной палаты был предшественник — постоянно действующее совещание партий. Но тогда, в начале 1990-х годов, оно представляло из себя несколько иное образование, чем сейчас Общественная палата. Туда входило много поли­ тических организаций, которые стремились перетянуть одеяло на себя, стремились превратить это совещание в какой-то идео­ логический орган. Сейчас Общественная палата — что-то вроде общественного мнения, оформленного в виде партий. С ним можно и не считать­ ся, но порой это плохо кончается. На заседаниях власть, губер­ натор узнают о тех проблемах, которые поднимает обществен­ ность. Каждый, не стесняясь, высказывает свое мнение. По существу это единствен­ ное место, где представители всех политических организаций могут пообщаться, уви­ деть всех воочию, понять, кто есть кто. Как ни странно, Общественная палата не превратилась в политический клуб, где происходят политические битвы. Никогда не было конфликтных ситуаций, которые, от идеологически «полярных» политических организаций в составе палаты, можно было ожидать. Наверное, это объясняется тем, что на Общественную палату выносят­ ся те вопросы, которые не разъединяют, а объединяют политические партии. В этом — заслуга власти. В основном она готовит эти вопросы, сами по себе они достаточно серьезны и не дают место каким-то политическим играм. Стратегические проблемы, которые выносятся на обсуждение, заставляют общественные организации и вне рамок Общественной палаты думать и действовать более серьезно. Часто политичес­ кие организации не представляют, что такое власть, какие серьезные вопросы там рассматриваются. Со стороны всегда кажется, что все легко и просто, но стоит только заглянуть во власть, и оказывается, что все требует компетентности и профессиона­ лизма. С другой стороны, я бы отметил, что Общественная палата — орган достаточно консервативный, собирается не очень часто. Из-за этого острые политические вопро­ сы, которые возникают и в Новосибирской области, и в стране, проходят мимо. Пропадает вся политическая «соль», «изюминка», и остаются вещи, конечно, глобальные, но не дающие повода для политических дискуссий. При подготовке материалов об Обществен­ ной палате мы попросили представителей ряда политических организаций и партий Новоси­ бирской области ответить на следующие во­ просы: • Взаимоотношения администрации области и политических организаций? • Роль Общественной палаты в этом проц ессе? • Что конкретного удалось сделать з а три года е е существования? • Есть л и у Общественной палаты перспекти­ вы? Александр БЕСЕДИН, заместитель председателя совета НРО «Союз народовластия и труда» Взаимоотношения администра­ ции области с различными партия­ ми и движениями политического ха­ рактера зародились почти 10 лет назад. Идея долго вынашивалась. Молодые, только-только появив­ шиеся организации, безусловно, хотела занять свое место в поли­ тической элите области, услышать из первых уст информацию о том, что в области происходит, влиять на решения власти, вносить свои пред­ ложения, изменения. На разных этапах формы сотрудничества ад­ министрации и политических объ­ единений были разными. Сначала — постоянно действующее совещание партий, так называемое ПДС, при администрации области. Собира­ лись не реже одного раза в квартал, а реально и чаще; имели план работы на год, знали, какие вопросы когда будут обсуждаться. Создавали рабочие группы по интере­ сам. После последних губернаторских выборов было принято решение создать Общественную палату. В нее вошли глав­ ным образом участники избирательного процесса — те партии и движения, которые участвовали в выборах 1995 года. Подобные общественные палаты создавались в раз­ ных регионах, в том числе и в Западной Сибири. Но с тече­ нием времени они либо сошли на нет, либо совсем исчезли. Причина того, что Общественная палата сохраняется в нашей области, только одна: понимание губернатором не­ обходимости работы с общественностью. Общение с главой администрации области всегда носит корректный, серьезный характер. Видим поддержку начи­ наниям, предложениям, которые те или иные партии дают для рассмотрения областной администрации. Нет тяги к ис­ кусственному росту Общественной палаты, но нет ограни­ чений и по политическому спектру. Кто активно желает участвовать в работе Общественной палаты, тот участвует. Но есть организации, которые используют Обществен­ ную палату в других целях: «засветиться», показать себя — вот, мол, мы какие, попытаться обвинить администрацию. Есть и другая группа организаций, которая достигла полит­ ической известности на российском уровне и полагает, что общение с администрацией ей не нужно. Они или не участ­ вуют в заседаниях, или присылают третьих лиц, от мнения которых мало что зависит. Палата играет роль стабилизирующего фактора в облас­ ти. Но вместе с тем мне кажется, что сегодня ее задачи из­ менились и, может быть, стоит более пристально посмот­ реть на усиление роли Общественной палаты. Со стороны администрации интерес к палате может убывать и прибы­ вать, но нам, общественным организациям, такое общение постоянно необходимо. Газета «Губерния» выходит два раза в месяц, по вторникам. Выпуск пресс-службы администрации области. Тел.: 22-68-92, 18-06-82.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2