Советская Сибирь № 237 - 1994

К 80-ЛЕТИЮ ЗАСЛУЖЕННОЙ АРТИСТКИ РОССИИ ЗОИ БУЛГАКОВОЙ ПЕРВАЯ ИЗ ПЕРВЫХ С именем Зои Ф едоровны Булгаковой с в я з а н а ц ел а я эпоха в истории Н овосибир­ ского театра юного зрителя. Войдя в спектакли театра в 1931 году, еще будучи студий­ кой театр ал ьн о -п р о и зв о д ст­ венной мастерской при толь­ ко что созд авш ем ся театре, она навсегда связал а с ним свою судьбу, пройдя с ним три десятилети я и п р и н еся ему зн ачи тел ьны е победы, став­ шие вехами на его пути. Ей одной и з п ервы х в истории Новосибирского ТЮЗа в 1945 году наряду с П. В. Цетнеро- вичем, возглавлявшим театр в годы войны , и легендарным актером В асилием М ак ар о ­ вым было присвоено звание «Заслуженный артист респуб­ лики». Годы творческого роста и с т а н о в л е н и я ак т р и сы п р и ­ шлись на те годы в истории советского театра для детей, которые принято считать его «золотым веком». Однако при всех творческих достижениях «художников сцены, умеющих мы сл и ть как педагоги» (А. Б р ян ц ев) н ельзя не учи ты ­ вать, что этот «золотой век» был вписан в сталинский кар­ кас эпохи. В театрах игрались пьесы советских драматургов, многие из которых сегодня за­ быты. Именно в таких пьесах и начинала свой творческий путь Булгакова. Эстетическое воспитание понималось в те годы прежде всего как воспи­ тание гражданских чувств, на­ целенных на готовность к са­ мопожертвованию зо имя Ро­ дины, на чувство долга и ак ­ тивное проявление классового со зн ани я. С воеобразной де­ кларацией идейно-политиче­ ской жизни театра стал спек­ такль «Как закалялась сталь» по Н. Островскому. Эта рабо­ та театра стала точкой отсчета, вершиной, с которой сравни ­ вались все последующие по­ беды и завоевания ТЮЗа в те­ чение многих десятилетий. Маленькой, со звонким го­ лосом З о е ч к е Б у л гак о в о й судьба и время уготовили дру­ гой путь. Она уверенно по­ шла своей тропинкой, пролег­ шей параллельно главной — гер о и к о -р ом ан ти ч еск о й л и ­ нии театра. Ее героическая роль будет иного плана (если так можно сказать прим ени ­ тельно к Красной Шапочке, зайчикам, да и вообще всякой «былинке» и живому созда­ нию, которых и выпало играть актрисе). Зоя Федоровна была траве­ сти, обладала редчайшей воз­ можностью играть детей в воз­ расте 7—9 лет. Эти исключи­ тельные внешние данные ор­ ган и чн о сочетались с вну т­ ренними. Непосредственность, беско­ нечная вера в предлагаемые обстоятельства роли и всег­ д аш н я я готовность о тк л и к ­ нуться на них всем звонким строем своих чувств оказались у Б у лгаковой р ед ч айш им и . Кажется, что природа специ­ ально оставила ей разноцвет­ ную эмоциональную палитру такой свежести и ясности, ка­ кие бывают только в детстве, чтобы н апом ин ать людям о своем р ан н ем -р ан н ем утре, когда во всем его сущ естве разлита радость — «я — жи­ вой человек — на живой зем­ ле»... В те годы актриса разгова­ ривала на языке общечелове­ ческих ценностей, возможно, неосознанно отстаивая всей своей природой их свободное п ро явл ени е. Зое Ф едоровне это удавалось в силу ее психо­ физических данных и возра­ стны х о собен н о стей юного зрителя. Разумеется, будут в творче­ ской б и о г р а ф и и м ом ен ты , когда и ее герои наденут ши­ н ели , к ак к р а с н о а р м е е ц Ефимчик из «Юности отцов» Б. Горбатова с налезающей на глаза шапкой — самый моло­ дой боец «комм уны ном ер раз», который видит полити­ ческие сны и во всем старает­ ся быть похожим на взрослых. Или советский мальчик Саша Бутузов, у в езен ны й в годы войны в Германию («Я хочу домой» С. Михалкова), кото­ рый, добравшись после дол­ гих мытарств до советской ко­ м ендатуры , как пиш ет к р и ­ тик, видит портрет Сталина и «в его взгляде радость, сча­ стье: кончилось горькое си ­ ротство». И в этом актриса была искренна по отношению к своим героям : детство — часть жизни общества, и оно более бесхитростно в выраже­ нии его мыслей. Всего ею было сыграно бо­ лее 70 ролей. Среди них такие роли классического репертуа­ ра детского театра, как Кот в сапогах, К р асн ая Ш апочка, Конек-Горбунок, Снегурочка, З о л уш к а , Г ерда, З а й к а -З а ­ знайка и другие. Особым воз­ действием на зрительный зал обладали ее современные ге­ рои: они отвечали естествен­ ному и страстному желанию юных зрителей видеть себя на сцене. Сила достоверности су­ ществования актрисы в обра­ зе позволяла решать эту слож­ ную творческую задачу В этой маленькой, необык­ новенно смешливой женщине зрел с годами художник, Уже в 1940 году она заявила о себе на первом Всесоюзном смотре ТЮЗов в Москве, получив вы ­ сокую оценку за исполнение роли Герды в сп е к т а к л е «Снежная королева» Е. Ш вар­ ца (режиссер Д. Крамской). А в 1946 году в спектакле «Две­ надцать месяцев» С. Маршака (р еж и сс ер П. Ц етн еро вич ), принимавшем участие в смот­ ре детских театров в Москве, исполнение Булгаковой роли Королевы было отмечено как удача актрисы на общесоюз­ ном уровне. Ее имя входит во все учебники по истории со­ ветского театра для детей, а за­ тем в театральную энциклопе­ дию. В Новосибирском ТЮЗе, ко­ торому Зоя Федоровна отдала ровно 30 лет, и где происходи­ ла в те годы ч ас тая см ен а главных режиссеров, Булгако­ ва фактически оставалась его единственной счастливой и постоянной величиной. Она несла брянцевские традиции детского театра, воспринятые ею от его учеников — основа­ телей Новосибирского ТЮЗа — Н. Ф. Михайлова и Е. Г. Агароновой, с которыми Бул­ гакова начинала свой творче­ ский путь. В 1960 году в последний раз закрылся театральный за­ н а в е с за Зоей Ф едоровной Булгаковой. Но театральная легенда продолжала жить. Ее помнили и по-прежнему лю ­ били те, кто видел когда-то на сцене. В нее влюбились те, ко­ му посчастливилось увидеть или услышать ее впервые на концертах в филармонии или на радио, где Зоя Федоровна еще выступала около десяти лет. А некоторым выпало сча­ стье п о зн ак ом и ть ся с этим у ди ви тел ьны м человеком в жизни. Среди них оказалась и я. И эти счастливые минуты общения с актрисой, когда за окном 90-е годы, вдруг приот­ крывают завесу времени, по­ могаю т стать на м гн о вен и е зр и тел ем 3 0 -х или 40-х. В этих беседах дорого все, как, н а п р и м е р , эти ее коротки е высказывания: «Я ужасно бо­ ялась услышать или прочесть, что мой герой похож на тех, кого я уже играла. Я стреми­ лась выстраивать характер по ж изн енной правде. О бстоя­ тельства, в которые попадает ребенок, — это и есть его ха­ рактер. И я всегда искала от­ личительные черты своих ге­ роев. Мы в те годы стреми­ лись играть так, как нас учи ли, по системе Станиславско­ го. Вот Герда в «Снежной коро­ леве» и К р асн ая Ш апочка. О б е с к а зо ч н ы е г е р о и н и . К р асн ая Шапочка чуть-чуть младше Герды. Она живет в иной среде и других обстоя­ тельствах. Она наивнее и не­ дальновиднее Герды. Она од­ на у мамы и немножко эго­ истична. Герда воспитывалась без родителей, у бабушки. Ее г л а в н а я черта — лю бовь к ближнему...» А вечером, идя снежными улицами нашего родного Но­ восибирска, мне было радост­ но вспомнить сказанное акт­ рисой и вдруг открыть; что си­ стема причинно-следственных связей системы С тан и сл ав ­ ского для Булгаковой была мо­ стиком, трамплином, с которо­ го она озорно устремлялась в стихию т е а тр а л ь н о й и гры . Очевидно, поэтому она сама больше всего любила играть в ск азк ах с ее установкой на вымысел, «где выдумка, как таковая, доставляет особое н а­ слаждение» (Пропп В.) Играя Конька-Горбунка, Кота в са­ погах, Зайку-Зазнайку, Горе- Злосчастье и многих-многих других, она играла не только оправдывая, принимая, веря в обстоятельства роли, но п ри ­ вносила в них еще один ком­ понен т — и спы ты вал а удо­ вольствие и восхищение пе­ ред сказочными обстоятельст­ вами пьесы (вплоть до их м ел ьч айш и х подробностей , как то: огромный размер ка­ кого-нибудь плода, растущего в сказочном лесу) как в де­ тстве на том же эмоциональ­ ном градусе, который свойст­ венен ее юному зрителю. Булгакова каким-то чудес­ ным образом интонационно вводила зрителей в атмосфе­ ру сказки. Вносила свое лич­ ное отношение к происходя­ щему в провисающей и таю­ щей интонации, а в какие-то мгновения в лукавой отстра­ ненности, словно из-под вис­ лоухой маски Зайки-Зазнайки проглянуло лицо доброго и умудренного опытом челове­ ка. И еще жизнь подарит мину­ ты . П осчастливится увидеть и услышать, как Зоя Федоровна относится к детям. Как она смотрит на них, как говорит о них. Поймешь, почему, когда наш театральный музей гото­ вил ее юбилейную выставку, она п р о си л а ее о загл ави ть «Дорогие мои мальчишки и девчонки». Не зря Зою Федоровну Бул­ гакову называют в городе лю­ бимицей детворы. И она лю ­ бит своего зрителя искренне и щедро. Никогда не отказыва­ ется ни от творческих встреч, ни от спектаклей, даже когда болеет. Не раз ее больную, с температурой больше 38, про­ сили: «Зал полон. Все билеты проданы». И ее на м аш ин е привозили на спектакль, по­ том отвозили домой, она ло­ жилась и болела. Недавно в нашем городе от­ крылся кукольный театр Вик­ тора Кукоша. Ее пригласили поработать. Зоя Федоровна со­ гласилась. Как недавно рас­ сказали мне, в начале она по­ просила, чтобы не выписыва­ ли ей заработную плату в те­ чение полу года... Она боится быть в тягость: ей просто хо­ чется играть. Галина ЖУРАВЛЕВА. Заведующая театральным музеем Новосибирской организации Союза театральных деятелей России. НА СНИМКЕ: 3. БУЛГАКО­ ВА со зрителями в Доме акте­ ра. 1991 г. Фото А. ПОЛЯКОВА. --------------------------------------------------------- ПИСЬМО В НОМЕР «Друг детей» — друг культуры Новосибирское общество «Друг детей», которое провело уже це­ лый ряд детско-молодежных го­ родских праздников на площадке у кинотеатра им. В. Маяковского, обратилось с письмом к Президен­ ту России Б. Н. Ельцину, а также в Министерство культуры и Госу­ дарственный комитет по управле­ нию имуществом России. В письме руководители обще­ ства просят помощи в сохранении и возрождении культурного цент­ ра Новосибирска, терпящего крах на глазах жителей всего города, — кинотеатра им. В. Маяковского. Администрация кинотеатра допу­ стила уже сверх «программы» многое: скандальную работу АО «МММ» в билетных кассах, ярмар­ ку вещей в фойе, предназначен­ ном для зрителей, далекую от ки­ но коммерческую рекламу в раз­ битых витражах здания, нелегаль­ ную автостоянку машин на пло­ щадке перед ним, работу проку­ ренного бара на первом этаже и другое. Уже третий месяц нет ди­ ректора кинотеатра, ушел глав­ ный инженер... Плохо справляет­ ся администрация кинотеатра и с выполнением постановления мэра города об улучшении работы ки­ нотеатров. В пакете предложений общества есть такие: передать кинотеатр хо­ зяину Центрального района — его администрации, которая бы вме­ сте с различными организациями могла бы его превратить в обще­ ственно-культурный центр района и города с сохранением кинопока­ за; провести конкурс на должность директора кинотеатра, а также конкурсы программ использова­ ния здания для нужд района, го­ рода и области; цветового оформ­ ления здания и фонтана около не­ го; организовать в кинотеатре им. В. Маяковского его «Окна роста» — корпункты основных средств массовой информации; создать при кинотеатре общественный ор­ ган с широкими полномочиями в подборе кинофильмов, определе­ нии использования свободных площадей фойе кинотеатра; на­ чать конкретную подготовку к празднованию 50-летия Победы и 100-летия мирового кинематогра­ фа. В письмах к главе администра­ ции Центрального района руково­ дители общества «Друг детей» предлагают администрации прове­ сти совместный с кинотеатром эксперимент — организацию с 10 декабря по 31 января массовых новогодних праздников. Руководители общества вот уже более месяца назад заключили до­ говор на аренду 20 кв. м площади фойе кинотеатра для размещения в нем выставки детских газет и журналов России, бесплатного консультационно-социального центра общества с участием ряда крупных организаций, Новоси­ бирского бюро заказов книг по спискам книготорговых фирм. Ад­ министрация кинотеатра препят­ ствует началу работы по данным направлениям, нарушая договор об аренде. Так кто же поможет сохранить и возродить для культурной жиз­ ни, безусловно, нужный всем ки­ нотеатр им. В. Маяковского? Пре­ зидент или все-таки сами жители города? А. ПЕТРОВА. Президент Новосибирского общества «Друг детей». А. ПЕТРОВ. Генеральный директор предприятия «Детский информационно-социальный комплекс (ДИСК)». Сап. Зеленая грядка Четыре делянки — лучше — П о д скаж и те , п ож ал уй ста , как лучше разместить овощи на участке, который наша семья приобрела в сен­ тябре и на котором, кроме несколь­ ких кустов малины, пока ничего не посажено, — с такой просьбой обра­ тилась в редакцию О. Д. Борисенко и пояснила, что ни она, ни другие члены ее семьи огородничеством не зани­ мались. И еще она попросила рассказать о том, где лучше размещать овощи — на грядках или на ровном месте, и как выгоднее использовать площадь ее небольшого — четыре сотки — участ­ ка. — Конечно, — поделилась своими заботами Ольга Дмитриевна, — мы как-то сумеем справиться с посадкой овощей, разместим их на участке, но хотелось бы выполнить эту работу бо­ лее квалифицированно, чтобы уже а новом году получить на своих гряд­ ках хороший урожай. Ответить начинающему садоводу-люби- телю О. Д. Борисенко можно и ближе к весне. Но стоит ли тянуть время. Ведь весна — это встреча владельца садового участка со множеством предпосевных за­ бот и хлопот. И «отвоевать» газетную площадь для ответа на вопросы новичков тогда будет весьма трудно. Трудно пото­ му. что весной начинающие садоводы-лю­ бители с различными просьбами и вопро­ сами обращаются в редакцию чаще, чем зимой. Отвечаем сегодня. Участок, который вы, уважаемая Ольга Дмитриевна, решили отвести под овощи, лучше всего поделить на четыре делянки. На одной посадите капусту, огурцы, ка­ бачки, нуждающиеся в больших дозах ор­ ганических удобрений, вносимых в виде навоза, перегноя или компоста. На вто­ рой разместите помидоры, перцы, тут же посейте лук, чеснок, редис и зеленные овощи. Эти растения не столь «жадны» до удобрений, как те, что размещены на первой делянке. Третью часть овощного участка отведи­ те под морковь, свеклу, петрушку, редь­ ку, брюкву — их пустите по минерально­ му удобрению. На оставшемся месте по­ садите ранний картофель, хотя бы немно­ го. Почву под него обогатите органиче­ скими и минеральными удобрениями. А через год овощи, занимавшие вто­ рую делянку, переведите на первую, со­ кратив таким образом расход удобрений, потому что органика в предыдущий сезон была «освоена» растениями лишь наполо­ вину. Картофель (ранний) займет место корнеплодов, а значит, «не унаследует» противопоказанных ему помидорных гря­ док. Следует помнить, что одна из важ­ нейших целей плодосмена (перевода рас­ тений с одного места на другое) — пре­ доставить тому или иному растению не­ обходимый «комфорт» для роста и разви­ тия. Другая, не менее важная — подгото­ вить наилучшие условия для выращива­ ния последующих растений. Иногда, не меняя грядки, допускается бессменно, на протяжении нескольких лет, выращивать одну и ту же культуру. Но предшественник не должен быть бо­ таническим родственником. И еще узе­ лок на память: лук и огурец оставляют по­ сле себя много сорняков; картофель, ка­ пуста, корнеплоды и кукуруза, наоборот, очищают почву от сорной растительности, глушат «зеленый пожар». Есть и такая тонкость, связанная с ка­ пустой: Известно, что это растение — хо­ роший предшественник помидоров, но вот морковь за нею лучше не сеять. Дело в том, что корни капусты оставляют в по­ чве немало антибиотиков, фитонцидов и других веществ, угнетающих всходы мор­ кови. А вот для других овощей эти ж е ве­ щества — стимуляторы роста и развития. Ответы на другие вопросы начинающе­ го садовода-любителя О. Д. Борисенко — на следующей странице подборки «Сад. Зеленая грядка». Наша переписка с читателями Н овосибирский район. И. И. Судо- ргину. Уважаемый Иван Иванович! При всем желании и уважении к вам просьбу вашу выполнить не сможем. Не распола­ гаем материалами о технологии обработ­ ки овощей озонатором. Из газеты, которую вы прислали в наш адрес, видно, что инженер Магнитогор­ ского металлургического комбината Ана­ толий Бут изобрел портативный перенос­ ной озонатор, который можно купить в складчину. Напишите ему или заместите­ лю директора этого комбината Леониду Мамаеву (чья фамилия тоже упоминается в газете) и попросите их помочь решить вашу проблему. Вторую вашу просьбу постараемся вы­ полнить. Знатоки советуют... хозяйским взглядом посмотреть на каждый клочок земли, и там, где это воз­ можно, сэкономить место для дополни­ тельного размещения овощей. Именно так и поступил садовод-любитель В. А. Скляров, обративший внимание на неоп­ равданно большое место, занятое на уча­ стке компостной кучей. Он не только «подгорнул» (подгреб) кучу и таким обра­ зом сделал ее компактной, но и обил со всех сторон досками. Получился компо­ стный ящик. На его верх Василий Алек­ сандрович насыпал земли (15— 20 см), по­ ставил коробку из брусков, накрыл рама­ ми. Получился парник. Органика перегни­ вает, выделяет тепло, и в парнике хоро­ шо идут в рост помидоры (на рассаду), перец, лук. Этот парник в дальнейшем служит паровой грядкой. Сбоку в ящике посадил тыкву. Впоследствии плети тык­ вы подвязал к опорам. Получилась бесед­ ка. Тыква подобралась к самому коньку крыши, а поскольку кустов было несколь­ ко, то и плодов спелых снял под осень не менее двух десятков. Возможно, опыт В. А. Склярова приго­ дится начинающим садоводам-любителям вот так же экономно использовать землю и на своем садовом участке. «А ПУТЬ И ДАЛЕК, И ДОЛОГ...» «Сибсельмаш — Металлург» (Новосибирск) — «Евра­ зия — Спорт» (Первоуральск) — 5 : 1 (3 ; 0). Стадион «Сиб­ сельмаш». 7 декабря. Штрафное время: «Сибсельмаш — Металлург» — 15 ми­ нут; «Евразия — Спорт» — 40 минут. Мячи забили: у «Сибсельмаша — Металлурга» — А. Фи­ липпов (29 и 38), М. Юрьев (32, 74), И. Войтович (89); у гостей — М. Шолохов (60). О. Хлопунов («Евразия — Спорт») не реализовал 12-мет- ровый. ...В шестом по счету домаш­ нем матче хоккеисты Новоси­ бирска — единоличные лиде­ ры восточной зоны — опять принимали уральскую коман­ ду. В таблице’ розыгрыша на седьмое декабря она занимала десятую позицию. Это к сведе­ н ию ч и т а т е л е й , чтобы они знали кто есть кто. В отчетном матче самой ин ­ тересной и напряженной была п ер вая половина тайм а. По какому сценарию шла игра? Х озяева атак о вал и , а гости оборонялись. Притом грамот­ но и почти всей ком андой. Впереди у хоккеистов Перво­ уральска постоянно дежурил л иш ь А л ек сан д р В аганов. Ставку он делал на быструю контратаку. П ару р а з Саша даже сумел продемонстриро­ вать свою отменную скорость, но его смелые рейды прерыва­ ли наши защитники. Более трех тысяч болельщи­ ков, пришедшие позавчера ве­ чером на заводской стадион, чтобы поддержать любимую команду, не замечали даже 20- градусного мороза: так были увлечены ходом поединка. И с н етерпением ждали первого гола. Время шло, а на табло продолжали «красоваться» ну­ ли. Хотя хоккеисты Новоси­ бирска продолжали по-преж­ нему держать под прицелом ворота гостей. Прошло уже 20, 2 5 минут матча, а хозяева так и не могли воплотить в голы свое полное игровое преиму­ щ ество . Затем последовали один за другим три розыгры ­ ша угловых. И наконец-то, с третьей попы тки, от меткой клюшки Андрея Ф илиппова п ервы й мяч, на радость бо­ лельщ иков, влетел в ворота уральцев. Забегая вперед, ска­ жу, что на 38 й минуте опять же Андрей, и опять же при ро­ зыгрыше углового довел .счет, до 3 : 0. А автором второго мя­ ча стал капитан «Сибсельма­ ша» Михаил Юрьев. Получив точную передачу, он оказался с глазу на глаз с вратарем уральцев. И в довольно слож­ ной ситуации, когда на верное решение отводились доли се­ кунды , п ослал мяч точно в цель. За смелость и мастерство М ихаил зар аб о тал аплодис­ менты от благодарных зрите­ лей. Так, хотя и не без труда, но уже в первом тайме сиби­ р я ки сум ели раск о л о ть «уральский орешек». Кстати, в клубе «Евразия — Спорт» главным тренером сегодня ра­ ботает мастер спорта Алексей Р а зу в а е в , бы вш и й и гро к «Сибсельмаша». Теперь о главных событиях второго тайма. Пропустив три мяча, уральцы, надо отдать им должное, не сникли. В свои союзницы они взяли скорость. За счет ее они все чаще стали гостить на п о л о в и н е поля «Сибсельмаша» и даже угро­ жать его воротам. И были за это награждены: на 60-й ми­ нуте М. Шолохов забил мяч престижа. Через шесть минут О лег Хлопунов мог довести счет до 2 :3 , но упустил верную возможность — не су­ мел реализовать 12-метровый. Отменно сыграл наш вратарь Олег Пшеничный. В подобной же ситуации он отличился и в предыдущем матче с «Агрохи- мом». Далее по ходу поединка М. Юрьев (автор четвертого по счету гола) и И. Войтович о б есп еч и л и сво ей ком анде уж е пятую победу в новом чемпионате России. Д р у ги е р езу л ьтаты тура. Приятный сюрприз своим бо- лельщихам преподнесла и р ­ кутская «Сибскана», которая дома сыграла вничью (4:4) с чемпионами страны — армей­ цами Екатеринбурга. В итоге «Сибсельмаш» с 11 очками еще более упрочил свое лиди­ рующее положение в восточ­ ной зоне. «Саяны» выиграли у «Агрохима» (8:1), армейцы Х абаровска — у «Шахтера» (6:4), а «Маяк» в гостях побе­ дил «Енисей» (5:4). Впереди у «Сибсельмаша», как поется в песне, «путь и да­ лек, и долог». С 10-го по 28-е декабря он проводит на выез­ де сразу семь (!) матчей. Пер­ вые два он сыграет в предсто­ ящую субботу и 13-го декабря с ком ан дам и «Ш ахтер» и «Кузбасс». ■Успехов вам, сибсельмашев- цы! Михаил ЕФРЕМЕНКО. НА СНИМКЕ: ведущие иг­ роки «Сибсельмаша» Дмит­ р и й К опн и н (на п ередн ем плане) и А. Филиппов. Фото Бориса МОСКВИНА. Плати и В молодежно-культурном центре «Пионер» проходит специализированная вы­ ставка-продажа звукового оборудования и музыкаль­ ных инструментов. Она рассчитана на профессио­ налов. Если вы начинаю­ щий музыкант и вам нужна простая концертная гитара, спуститесь в подвальчик. Там, в музыкальном мага­ зине, вы отыщете то, что вам нужно, и недорого. А здесь, на выставке, ждут в первую очередь художествен­ ных руководителей эстрадных коллективов и директоров До­ мов культуры. Тех, кому поза­ рез нужна качественная и со­ временная аппаратура. Раньше за ней ездили в Москву, покупа­ ли у посредников. Теперь необ­ ходимость в этом отпала. МКЦ «Пионер», став дилером зару­ бежных прогрессивных фирм в заказывай области музыкальной техники, берется за решение сразу не­ скольких проблем. — Во-первых, мы хотим про­ двинуть технические музыкаль­ ные новинки на наш сибирский рынок, — говорит директор МКЦ «Пионер» Сергей Бугаев. — Ведь многие директора До­ мов культуры по старинке счита­ ют, что, чем больше традицион­ ной штучной аппаратуры они за­ купят, тем лучше, не подозревая даже, что есть такие синтезато­ ры, которые могут заменить це­ лый инструментальный оркестр. Во-вторых, наши выставочные экспонаты продаются по ценам Москвы. Клиентам мы даем не только год гарантии, но и бес­ платные консультации и обуче­ ние технического персонала. Кстати о ценах. Самая деше­ вая электрогитара московской фирмы «Ристон» стоит 300 тысяч рублей. Такой же аналог знаме­ нитой фирмы «Джексон» тянет на миллион. Клавишные инстру- музыку менты еще дороже — от 999 до 2500 долларов. Но они того сто­ ят. Особое вожделение у мело­ манов вызывает новая модель «КТ-76», выполняющая роль ц«|: лой музыкальной станции. Пре­ красные оркестровые звуки и во зм ож н о сть подключения к компьютеру демонстрирует син­ тезатор «КОНС Х5». Представле­ ны на выставке также ударные инструменты, приборы звуково­ го сигнала, звукоусилительные системы и другое оборудова­ ние. Почти все экспонаты выставки нашли своих покупателей. В числе главных заказчиков Ново­ сибирский сельский район. Ру­ ководитель департамента по культуре Н. В. Литвинова, по словам С. Бугаева, постоянно заботится о современном осна­ щении сельских Домов культу­ ры. Подал заявку на приобрете­ ние аппаратуры и ДК акционер­ ного общества «Верх-Ирмень» Ордынского района. Руководст­ во Дворца культуры им. Горько­ го предложило МКЦ «Пионер» разработать проект по озвучива­ нию их зала. К сожалению, мно­ гие наши концертные площадки страд аю т плохой акустикой. Справиться с такой бедой мож­ но только правильно подобрав музыкальную аппаратуру. Такую услугу Сергей Бугаев и сотова­ рищи тоже оказывают. В перспективах открытие му­ зыкального салона с постоянно д е й с твую щ е й вы ста вк о й на Красном проспекте. Там, кроме аппаратуры и инструментов, бу­ дет еще и цветомузыка. А пока посетите выставку в МКЦ «Пио­ нер». Она работает до 10 декаб­ ря. Е. АЗАРОВА. Фото С. ДЯТЛОВА. Сгорают заживо Еще недавно большинство рабочих предпочитало иметь дело с зеленым змием в н е за­ вода. Теперь все чащ е пьют прямо на рабочем месте. Например, 13 октября в це­ хе № 5 ПО «Сибсельмаш» не смогли разбудить рабочего Л. В. Ш-лова. Причиной смер­ ти стала острая коронарная н ед о статочн о сть на ф о н е сильного алкогольного опья­ нения. Еще 12 числа, п риступ ая утром к работе, Ш-лов был уже навеселе, но с заданием справлялся. За полтора часа до окончания смены по при­ чин е отсутствия деталей 111- лов ушел в подсобку, сел за стол и уснул. В девять вечера его разбудили, вручили про­ пуск и повели за проходную. По дороге Ш-лов обещал вер- нуться в ц ех .п о д д ать.ещ е и— снова лечь спать. Когда он исполнил обещ а­ ние, никто не видел, Ш-лова обнаружили только на следу­ ющий день в сушильной к а­ мере. Лежал, как живой. Не прошло двух недель, как на том же заводе погиб’еще один пьяный — слесарь цеха № 59 Б-ов. С горел заж иво. В тот злополучный день нетрезвого Б-ова отстранили от работы и велели пойти домой проспать­ ся. Б-ов ушел и не появлялся до конца смены. В пятом часу вечера он возвратился с двумя б у ты л кам и р а зв е д е н н о го спирта и нанес визит своему приятелю С -ину, который в это время ремонтировал элек­ трокар. С-ин сразу же бросил свое занятие и уважил товарища. В помещении было слишком хо­ лодно, поэтому С-ин включил эл ек тр о п л и тк у с открытой спиралью. Выпив, они легли спать возле плитки. Ночью С-ин проснулся от сильного запаха дыма. Горел его собутыльник. С-ин кое- как справился с огнем, но бы­ ло поздно, от многочисленных- ожогов Б-ов скончался. Несомненно, причиной обе­ их смертей стало пьянство, а раньше, как утверждают «Ста­ рож илы » , на прои зводстве гибли исключительно по не­ осторожности. С. БОЙКО. УЧРЕДИТЕЛИ: областной Совет депутатов, трудовые коллективы редакции газеты и издательско- полиграфического предприятия «Советская Сибирь». • С 0 1 Е Х С 1 С А Я СИБИРЬ Алрк редакции: 630048 , НмосмбярсН!, ул. Иемнроаича-Даичеяко, 104 Главный редактор Г. И. АВЕРЬЯНОВ. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: • приемная главного редактора, прием телефонограмм - 44-38-14; • первый заместитель главного редактора, политический обозреватель - 44-60-17; • заместитель главного редакто­ ра, обозреватель по вопросам науки и высшей школы - 44-62-28; • ответственный секретарь - 44-64-21; • обозреватель по вопросам экономики - 44-63-16; • обозреватель по вопросам культуры и просвещения - 44-38-20; • обозреватель по вопросам права - 44-30-59. ОТДЕЛЫ: • местных органов власти - 44-55-07, 44-67-21; • аграрно-промышленный - 44-38-22, 44-64-10; писем и социальных проблем - 44-63-78; информационно-репортерская группа - 44-26-05, 44-60-05; рекламный отдел -4 4 -0 8 -5 5 , 44-21-38. Ком.: 74, 75, 9 этаж; корреспондент субботнего выпуска - 44-43-74; фотокорреспонденты — 44-61-21; главный бухгалтер - 44-38-44. м . о КОРПУНКТЫ: • Барабинск - 54-28; • Татарск - 2-08-09; • Карасук - 5-19-47. 5 6 7 8 П 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ------- - --- ------— ■ ЦЦДИД-! За сод ерж ан и е рекламны х о б ъ я вл ен и й ответственность несут рекламодатели. Газета выходит 5 раз в неделю: по вторникам, средам, четвергам, пятницам, субботам; Офсетная печать. Объем 2 п. л. Заказ 5436. Тир. 39025. Индекс 52941.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2