Советская Сибирь, 1993, №029
Публикация в субботнем, выпуске от 16 января 1993 г. письма нашего читателя А. Липницкого «•Послушаешь радио, посмотришь телевизор...» вызвала, можно сказать, шквал разнополю сных по взглядам на современную музыку откликов. Причем все без исключе ния авторы указали свой возраст (от 17 до 88), из че го можно сделать вывод, что по разные стороны «дуэльно го барьера» — деды и вну ки, а чаще — правнуки. Любопытное наблюдение: внуки, не отдавая и пяди своих музыкальных пристра стий, все же гораздо терпи мее ко вкусам старших. «....Очень редко, но я бы ваю в филармонии, на кон цертах нашего симфоническо го оркестра, — пишет девят надцатилетняя . Ольга, сту дентка — так она ' себя ' наз вала. — На Концерт Леонида ” Сметанникова недавно слу чайно в общем-то попала, но с удовольствием- послуша ла. Особенно русские народ ные песни. На «Играй, гар монь!» пойти, наверное, не решусь, но, когда вижу по те левизору Заволокиных (и ес ли настроение хорошее), могу и пройтись под частушку по ко!Икате на радость своей ба буле,- Но. моих любимых пев цов — Джордона Майкла и Квина никому не дам в оби ду. Они — гении! А не «из вечных красот суррогат», как пишет А. Липницкий...» Можно ли по музыкаль ным вкусам Ольги сделать вывод, какой она человек? Не знаю... Пожилые люди, авторы писем в редакцию, стремятся рассматривать му зыкальные привязанности, проблемы культуры и мора ли, а также нынешние соци альные диспропорции непре менно в комплексе, во взаи мосвязи. Вот; пись}го Николая Ива новича Есехина из Новоси бирска : «...С большим удовлетворе нием прочитал (дважды) статьи В. Гребенникова «По чем летающие тарелки?..» и А. Липницкого «Послушаешь радио, посмотришь телеви зор...». Казалось бы, статьи о раз ном; в первой — о науке, во второй — о музыке. Но объ единяет их общее: боль за катастрофическое падение морали, нравственности, че сти, совести, достоинства, об щей культуры в нашем обще стве. Откуда же взяться другим современным деятелям, о ко торых пишет В. Гребенников, если они с малолетства слу шают ту самую музыку, так О* __ ДЕДЫиВНУКИ С /Ю Р & Н О /МУЗЫКЕ точно охарактеризованную А. Липницким, смотрят сов ременные фильмы и спектак ли, насыщенные грабежом, насилием, убийствами, истя занием и прочей нечистью, видят произведения «жи вописи» многих современных ремесленников от кисти типа «черный (белый, красный) квадрат» или по трафарету намалеванные на громадном планшете фигурки танков, флажков и прочее, в одну или несколько строк, читают современную литературу опять-таки про то же самое, что и фильмы; и пьесы, и цесни. И не случайно в на ше время, когда молодые лоботряеЫ мужского и жен ского пола грабят, бьют, истязают и даже насилуют стариков, не гнушаясь так поступать даже с собствен ными родителями. Сторонники всей этой по шлятины часто. кивают за «бугор», что-де в высокораз витых странах все это есть свободно. Да, есть, но... дале ко не свободно, а под контро лем государства. Но, кроме ро ка (не только в музыке), там процветает и подлинное ис кусство, и есть возможность очень легко отличить «бо жий дар от яичницы», ибо преобладает-То второе. К примеру, в тех же США, на ряду с роком, успешно функ ционируют более тысячи симфонических оркестров в переполненных залах. А не убедительным ли примером является триумф наших со отечественников за этим са мым «бугром»: Хворостов ского, Глазунова, Солжени- цина, Сахарова и многих, многих других, для которых «дым отечества» оказался горек... Мы сумели испоганить да же свой «великий и могу чий* русский язык. Скоро двое русских не смогут по нять друг друга в разговоре, ибо так много сегодня в на шем языке «забугорных» слов. Создается впечатление, что кому-то выгодно тотальное распространение этого «ро ка» во всем, ведь в переводе на русский рок — злая, грозная судьба. И может статься так, что «...обобран ный, оболваненный и обману тый народ» через 50 лет уже не сможет призвать к ответу этих «бизнесменов», так как при их методах ведения хо зяйства на земле все может превратиться в мертвую лунную пустыню». Жителя Академгородка, инвалида войны и ветерана труда Павла Иосифовича За- каблучного эстрада и состоя ние дел на ней волнуют то же в основном как явление социальное. Он проводит параллель между спекулянтами — пере купщиками товаров, молоды ми, здоровыми людьми, ото рванными от производитель ного труда, и «малокультур ными» исполнителями, кото рыми, по его мнению, «пере насыщена» эстрада. «Неред ко выступают обнаженны ми, — пишет Павел Иосифо в и ч , — как бы компенсируя отсутствие артистического та ланта и, главное, вокаль ных способностей. Поэтому способны, создать только ад ский шум и бесчисленные его повторения*. Хотя портрет «малокуль турного и бесталанного* на рисован самый приблизи тельный, кое-кого из мелькаю щих на российском телеэкра не, ей-Богу, можно узнать... И трудно с автором не согла ситься, если бы не пугали в письме такие нотки: «Назре ло время навести порядок в эстраде и очистить ее от этих крикунов, прыгунов...» Разу меется, написавший эти стро ки, не имеет в виду действия принудительно — репрессив ные?! А только — влияние общественного мнения, кон курсы и, конечно же, заботу с каждым годом- богатеюще го государства (будет когда- нибудь и такое!) об истинных талантах. Ведь то, что вы видите по телевизору, уважаемый Па вел Иосифович, в основном спонсируется богатыми людь ми и фирмами. То есть му зыку заказывают. Сегодня практически ни одна переда ча на ТВ, и на Новосибир ском тоже, не обходится, увы, без спонсоров. Автор теплого ностальгиче ского письма о музыке прош лых лет — бывшая медсест ра Елена Захаровна Горбуно ва (она пишет от имени му жа и дочери) тоже очень и очень нелестно отзывается об •обитателях» нынешней эст рады и убедительно просит «запретить такие демонстра ции (рок-шоу) по телевизору и вернуть настоящую музы ку*. Письмо Дмитрия К. («не печатайте мою фамилию, так как она периодически появ ляется в одной из газет, а быть автором вашей газеты я не хочу* — и тем не ме нее пишет. — Т. Ш.). Письмо запальчивое. Но, если внима тельно вчитаться, вызывает симпатию. «Здравствуйте, редакция газеты «Советская Сибирь» и, в частности, ваш, видимо, внештатный «муз. обозрева тель» А. Липницкий! Я — та самая молодежь, о культуре которой вы так пе четесь. Но откуда у вас, т. Липницкий, такая нена висть к поп-музыке? А стихо творение ваше почему-то о роке? Ну что это за слова: «брожение, мелькание голого тела, эмоций эрзац, суррога ты, певцы-трясуны (?), бал деж, бесовщина, стриптиз?» Хорошо, что есть передачи «Музобоз», «50x50», «Четы ре четверти», но если они лично вам не нравятся, то лучше выключите свой теле визор или радиоприемник. Да, мне интересно прочесть в «Блице» подробности «ин тимной» жизни Аллегровой, Малинина и т. д. Но извра щенным я себя не считаю. Может, ошибаюсь? И ни рок, ни поп-музыка не возбужда ет у нормального человека низменных побуждений и ин стинктов. И, видит Вог, не в этом ее суть. Для меня Италия — это Робертино Лоретти, Испания — Хулио ИглесйаС, Герма ния — «Скорпионе», , Норве гия — «А-ха», а Россию умом не понять, это — Родина. Мне приятнее слушать по- настоящему молодых испол нителей, а не молодящегося Евдокимова — этакого свое образного Юру Шатунова для пожилых. Хворостовского, кстати, частенько по ТВ по казывают, но вы не то смот рите, видимо. Не получается у вас, увы, быть просветителем молоде жи. Новое время — новые песни... С уважением Дмитрий К.» Вот такие пиеьма. Спект ром мнений это назвать нельзя. Скорее, как мы уже говорили, — два полюса. Но заметьте, во-первых, в раз говоре не участвовали «от цы», то есть люди среднего поколения, во-вторых, «деды» трудно идут на диалог: они помнят давнее, любимое, но вое для них — сплошной орущий хаос. А молодежь и Хворостовского, и Сметанни кова, и Заволокиных чтит, но и за своих кумиров стоит стеной. Не из одного ли упрямст ва? Публикация на эту тему — в одном из ближайших номеров. Т. ШИПИЛОВА. Обозреватель по вопро сам культуры. Фото Б. Москвина. ОТЕЦ ВЕРНУЛСЯ. . . Недавно мы опубликовали пронзительное письмо три надцатилетнего Саши С., ко торого бросил отец, уйдя в другую семью. Мальчик очень тоскует о любимом па пе и пытается понять, что же такое случилось, почему он вдруг осиротел при жи вом отце. Письмо — крик детской души — вызвало от клики, выяснилось, что похо жих ситуаций немало. Вот еще один, Саша Сердюк из Бердака, просит нас защитить его от происков разгневанно го отца. Прочитав письмо, тот решил, что это написал его сын, и мальчику влетело: — Рано тебе еще в газету писать, — заявил отец. Думаем, что нам Сашин отец поверит и оставит сына в покое. А вот у нашего Саши не ожиданно наладилась жизнь, отец вернулся в дом. О по следних событиях в своей семье мальчик написал сам. Вот его письмо. Здравствуйте, дорогая ре дакция! Прочитал свою статью и сильно боялся, вдруг папа придет и побьет меня. Но он, оказывается, ее не читал и, когда приехал, привез мне подарок — магнитофон, а ма ме духи. Мы с папой погово рили, как взрослые люди, а когда пришли домой, я ска зал: «Папа, будь моим снова папой!». Мама заплакала, па па тоже. Потом они долго разговаривали друг с другом. А утром паца сказал, что приедет и заберет нае. Те-, перь он приехал с машиной, Мы. погрузились и уехали. Сейчас живем у него в Ново сибирске. Ни разу еще не был пьян, бросил курить. Ма му любит и меня тоже. Спасибо вам, вы мне вер нули моего папу, я так люб лю их обоих. Я бы хотел, чтобы все папы вернулись в своим детям. Мама меня ру гала, что я вам писал, а сей час говорит, что я молодец. ' Вы бы знали, какой я теперь счастливый! И папа стал счастливый, все время гово рит: простите меня, мои •хо рошие, за то, что я был та кой; мы с мамой ему вее простили. У нас теперь все хорошо, и я думаю, что, может, у меня будет в скором будущем бра тик или сестренка, я так хо чу, но не знаю, сбудется ли моя надежда, а я :таи хочу. Мне 3 марта будет 13 лет, а у меня это число счастли вое. Я надеюсь оно мие и в 1983 г. принесет'удачу. Саша.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2