Советская Сибирь № 203 - 1991

Из блокнота журналиста Формула милосердия Помню, что на заре своей газетной деятельности я очень любила заезжать в се­ мью Новицких. Тогда совсем молодые Анна и Виктор при- нимали бездомных районных журналистов как самых вы­ соких гостей — он, весель­ чак и балагур, играл на бая­ не, залихватски исполнял частушки. В их деревянном, тогда еще бедном доме без всяких ковров и заморских сервизов было удивительно уютно, на стол выметывались всякие деревенские солености в огромных количествах, до­ машняя настойка, неизмен­ ный друг застолья — варе­ ная картошка. У них было двое детей, с дочкой Леноч­ кой я играла в куклы, при­ возила ей книжки и «рас­ краски», а сын рос солид­ ным, основательным парнем, и дамское общество его не устраивало. Боже, как нам было весело, мы были молоды н беззабот­ ны, еще держалась в возду­ хе хрущевская оттепель — де­ ревенские книжные лавочки предлагали Кафку и Хемин­ гуэя, Ремарка и Рильке, ря­ дом с телогрейками лежали тома Гамсуна, тогдашние пророки Евтушенко и Возне­ сенский прятались среди со­ ветов молодой доярке и спра­ вочников агронома. Анну я, уважая ее учительское зва­ ние, звала почтительно Анной Кирилловной (редко встре­ тишь такое красивое сочета­ ние имени и отчества), а у Виктора много лет и отчества не знала. Они оба стреми­ тельно росли по службе, вскоре она была уже заву­ чем, а потом много лет ди­ ректором школы. Но эти слу­ жебные продвижения вовсе не делали их солиднее, так же радушно встречали гос­ тей, так же дружили с со­ седями, бросаясь на помощь по первому зову. Потом много лет команди­ ровки не приводили меня к их дому, а вот лет пять назад мы опять встретились. Новицкие переехали в Мош- ково, выучили детей, обзаве­ лись внуками, хлопотное ди­ ректорство Анна Кирилловна (время шло к пенсия) поменя­ ла на чуть-чуть более спокой­ ное место в роно. Стала заве­ довать методкабииетами, и еще выбрали ее в профком по причине сердечности, за­ ботливого отношения к това­ рищам. Но и эту работу она делает с таким азартом, что дома бабушку опять не вид­ но. Кто-то заболел — срочно кидается доставать путевку, крыкга течет у учителя-пенси­ онера — бежит стыдить мест­ ные власти, подарок собрать к празднику — опять ее забо­ та. Один из коллег назвал ее «добрейшая Анна», дейст­ вительно, делать добро лю­ дям — способ ее существо­ вания. В последний мой не­ давний приезд узнала, что полгода у них жила моло­ денькая жена солдата, кото­ рый тут недалеко отбывает службу. Эдик (это уже на русский манер) — азербайд­ жанец, ездил в отпуск домой и привез невесту. Где жить молодым? Прибежал к Но­ вицким, у них квартира трех- комнаткая, просторная, дети отдельно живут, хотя внуки постоянно возле бабушки. — Устраивайтесь, пока ни­ чего не найдете, куда ж вас определять, — разрешила Анна Кирилловна. Теперь, когда Эдкк с же­ ной уехали домой, им час­ тенько приходят посылки с южными сладостями, а то кто из его товарищей забежит с гостинцем. — Сколько же у вас таких обогретых, приголубленных? — Да я разве считала? Просто не могу видеть рядом страдающего человека. Вот и Яна, внучка, в меня пошла, всем сочувствует, всех жале­ ет, привезла из дома отдыха бездомную собачонку, она там все возле нас крутилась. Белка, будто вычислив, что это про нее хозяйка расска­ зывает, завертела хвостом. В ряду добрых дел, что твори­ лись при мне и с участием газеты, с огромным трудом выхлопотанная квартира для старенькой учительницы. Она всю жизнь верой и правдой служила делу просвещения, а ушла на пенсию и все, что заработала, — продуваемая всеми ветрами, ветхая избен­ ка. Сколько бумаг писало Мошковское роно, сколько раз ездили (вместе с Анной Кирилловной билась зав. ро­ но Галина Александровна Родина) по разным начальни­ кам в районе и области, сколько упорства требовалось, чтобы размотать этот туго закрученный бюрократами узел. Так и ходили мы все (я от областной газеты под­ ключилась на каком-то из этапов) по кругу, из кабине­ та в кабинет, от стола к сто­ лу. И все-таки доконали! Развязали увел. Переехала старушка в казенный отапли­ ваемый дом. Вот радость-то была! — Живет наша подшефная теперь в тепле, всем доволь­ на, — рассказывает Анна Кирилловна. — А недавно еще одну одинокую учительницу устра­ ивала, хлопотала с кварти­ рой. О ней написала ее подру­ га из Новосибирска, потом приехала, все подробно рас­ сказала, ну а у меня методи­ ка отлажена — бегом в сов­ хоз, в школу. Нашли ей квартиру, отремонтировали, сейчас все в порядке. Иногда она оо своей готов­ ностью помочь попадает в ситуации неожиданные, по­ том ругает себя, даже каз­ нит, но не отступает. Как-то достала путевку жене со­ трудника, она долго болела, вот он и пришел к всеобщей опекунше. Уехала та одна, а вернулась с новым мужем. Быстренько собрала вещички — и укатила. — Вот так я ее вылечила, — улыбается моя собеседни­ ца. Телерь-то успокоилась, а тогда очень переживала, по­ лучалась ведь прямой соуча­ стницей развода. Меня всегда удивляет в лю­ дях вот эта неистребимая, никакими условиями жизни не разрушенная формула ми­ лосердия. Своих забот у мето­ диста роно — не сосчитать, то дочка с мужем разошлась, то внучка заболела, то по ра­ боте всякие спешные дела, но придет кточч> со своей бедой — и она снова в строю. Опять бежит, торопится ус­ петь, опять кого-то стыдит, обличает, пригвождает. А по­ том получает скромненькую открытку и читает, вытирая слезы: «Спасибо Вам, светлый человек! Бога молю за ваше здоровье, на таких людях земля стоит...». Ни разу я не уезжала от Анны Кирилловны без дере­ венских подарков: то ба­ ночку грибов прихвачу, то соленых помидоров, а уж ва­ ренье — обязательно. А к это­ му — адрес интересного учи­ теля , с которым просто необ­ ходимо познакомиться. В про­ шлом году по ее «наводке» я ездила в Кошевскую кро­ шечную школу, а вот нынче получила задание побывать в Ояшивской у тамошнего за­ мечательного словесника. Районный методист уже дав­ но проторАла туда дорожку, рассказывает с восхищением: — Удивительный человек, на Некрасова похож. Такой народный интеллигент. А ка­ кие у него цветы в кабинете! Просто оранжерея. Дети рас­ тут в красоте, он с ними пре­ красно ладит. ...Прощаюсь о Анной Ки­ рилловной, завидуя ее энер­ гии, неувядающему интересу к людям, умению без всякой натуги, как-то весело дру­ жить, приближая к сердцу обиженных и одиноких, уста­ лых и потерявших веру... М. КОРОЛЕВА. Большую работу по эстетическому воспитанию отдыхающих проводит библио­ текарь Доволенского санатория-профилактория В. Б. Эргель. В просторной и светлой библиотеке обычно царит спокойная атмосфера. Валентина Богдановна старается удов­ летворить запросы читателей. Здесь всегда под рукой периодические издания, художе­ ственная и справочная литература. НА СНИМКЕ: библиотекарь В. Б. Эртель с читателями. Фото В. Короткова. ОДНОЙ ФИЛОСОФИИ ВЫТЬ ИЕ МОЖЕТ = А. Колокольцева НАШЕ СТАРОЕ Уже более года впервые в Новосибирском государствен­ ном университете действует семинар «Светские и духов­ ные философии». К нему проявили большой интерес не только студенты и ученые Академгородка, но и в боль­ шой степени богословы я тео­ логи. К организации семина­ ра проявил интерес нунций Ватикана в Москве г-н Ка- ласуонно, приехавший в Ака­ демгородок для встречи с ректором университета Юри­ ем Ершовым. Организаторы семинара поставили перед собой цель устранить однобокий под­ ход в изучении философии, обратиться к духовной фило­ софии, вернуть творческие начала в подготовку ученых. Но Юрий Ершов смотрит дальше: — Моя точка зрения тако­ ва, — говорит он, — мы дол­ жны повернуться к человеку. Из всей философской сово­ купности именно в историче­ ском материализме человек находится не в центре, а на периферии. И нам нужно из­ менить образ мышления, най­ ти человеку главное место в системе наших знаний. И в этом отношении религия как практическое человековеде­ ние может сыграть большую роль. Нашим профессорам и преподавателям импонирует идея соборности русской ре­ лигиозной мысли конца XIX — начала XX веков. Эта идея могла бы в философском по­ нимании объединить понятия материи и духа, отказаться от решения вопроса — что из них первично, на философ­ ском уровне „ч реализовать., включение человека в реаль­ ную жизнь. Участники семинара счита­ ют, что религиозная филосо­ фия необходима для гумани­ зации всей науки. По их мне­ нию, от задач, стоящих перед наукой, необходимо перейти к задачам общества. Ведь в университете предполагается изучать философскую часть католицизма, ислама, иуда­ изма, православия и других конфессий, чьи воззрения на мир иной раз противоречат друг другу. И тогда студен­ ты, изучая разные точки зре­ ния, смогут воспитывать в се­ бе истинный плюрализм мне­ ний и перенести его на суще­ ствующую реальность, в том числе н на межнациональные, религиозные отношения. — Формировалась идея изучения духовной филосо­ фии не на пустом месте, — продолжает ректор. — Я мо­ гу назвать три побудитель­ ных момента. Во-первых, кри­ зис преподавания обществен­ ных наук в системе высшего образования. Высокая поли­ тизированность преподавания сказалась и на содержании, и на научности подхода в изучении научного материа­ ла. Во-вторых, сыграли свою роль прогресс демократиза­ ции общества и изменение отношения к религия. В-тре­ тьих, обращение обществове­ дов к наследию русских ре­ лигиозных философов, со­ ставляющему гигантский ин­ теллектуальный вклад Рос­ сии в мировую философскую мысль. У меня есть а этом семинаре и личный интерес — ведь моя специальность «математическая логика» очень близка к философии. В самом начале организа­ торы семинара столкнулись с большой трудностью: него­ товностью студентов, воспи­ танных в «духе верности толь­ ко одной идее», к восприя­ тию религиозной философии. И потребовался курс допол­ нительных занятий. — Мы реализовали нашу идею через факультет общест­ венных профессий, сформиро­ вав группу интересующихся студентов, — говорит Юрий Ершов. — Но поскольку ин­ терес к семинару сразу про­ явили теологи и богословы, то «поневоле» пришлось про­ водить международные кон­ ференции. Открыл цикл лек­ ций профессор теологии Сер­ гей Гаек из Польши. Затем выступала профессор из като­ лического центра «Христи­ анская Россия» Джоваяна Парравичини, призвавшая в рамках семинара к взаимо­ действию католическую и православную церкви. Хрис­ тиан - адвентистов седьмого дня представляли ректор За- окской семинарии Михаил Булгаков и директор коллед­ жа Стивек Томсон из Англии. Поскольку с нового учеб­ ного года открывается вечер­ ний факультет с двухгодич­ ным курсом подготовки, то будет создана кафедра свет­ ской и духовной философии. Подобраны постоянные пре­ подаватели. Уже заключен договор с американским Ин­ ститутом христианских ис­ следований, который предо­ ставит университету специ­ альную литературу, а также в течение четырех лет его преподаватели будут рабо­ тать в Академгородке. По­ скольку создаваемый факуль­ тет будет функционировать вне рамок системы высшего образования, а значит, без государственного финанси­ рования, с преподавателями католической, адвентистской церквей, представителем ге­ нерала Ордена иезуитов Ста­ ниславом Помыкала обсуж­ дался вопрос о предоставле­ нии благотворительной помо­ щи. Планируется формирова­ ние «Фонда духовного воз­ рождения». Одним словом, образование становится интернациональ­ ным, когда в центре внима­ ния оказываются общечело­ веческие ценности. В. ЩЕРБАК. Новосибирск. Прочитала в «Советской Сибири» вв 19 сентября статью Разиной «Не рас­ пинать, как Христа». Во всем согласна с автором. Но статья несколько книжного характера, с хрестоматийным налетом. А коль скоро рубрика «Полемический ра­ курс» приглашает, очевидно, к полемике, то разрешите порассуждать на ваших страницах. В начале Советской власти Ленин отказался платить загранице цар­ ские долги. Почему Россия всегда в дол­ гу? И при хваленой монархии на ней ви­ сели долги. И ие так уж, видно, я в ту пору население жило прекрасно? Я не со­ бираюсь вторгаться в дебри экономики я философии. Но приземленные практиче­ ские выводы попытаюсь изложить. В детстве я слышала от взрослых раз­ личные историйки из их прошлого. По­ рой комические, порой трагические. Запо­ минающиеся своей исключительностью, неординарностью, необычностью в моем детском восприятия. Но теперь я их отно­ шу к типичным, распространенным по то­ му времени, в котором жили дей­ ствующие лица. Историйки, обычные для той среды, в которой происходили эти события, а которой формировалось созна­ ние ее субъектов, лепилась исподволь их психика, обуславливалось их поведение. Условия жизни требовали неизменно при­ держиваться жесткой линии поведения, неукоснительного соблюдения неписаных крестьянских законов, вековых традиций. Я беру на себя смелость показать эту жизнь хотя бы частично, поверхностно, с конца прошлого века (лет за двадцать до начала нового) до периода нэпа пример­ но. Мне заметят: «Да ведь есть более авторитетные источники: художествен­ ная литература, беспристрастная статис­ тика, двуликая история, наконец! Отвечу: «...Мы историк ие пишем, а вот о том, как в баснях говорят». Могут спросить: «Какова же позиция автора?». Вместо ответа сошлюсь тоже на статью в «Советской Сибири» за 21 сентября «Ков­ бой из Индери» В. Никулькова. Лучше не ответишь. Так что выписывайте «Совет­ скую Сибирь»! Нет-нет да что-то и дель­ ное она присоветует. Мон историйки про­ исходили ф Егорьевске Масляиниского района Новосибирской области. В те дав­ ние времена, когда еще и Новониколаев- ска-то не было. Была Томская губерния. Потомки моих героев проживают на ро­ дине и по всему Союзу. Это Шабалины, Колокольцевы, Кожевниковы. За доку­ ментальную достоверность ручаюсь. Сибирь: страницы истории ЗАВОД ДЕМИДОВА Вскоре после того, как на Алтае были най­ дены залежи медной руды, Акинфий Де­ мидов указом от' 31 марта 1726 года полу­ чил разрешение от правительства на строи­ тельство здесь медеплавильного завода. Че­ рез три года на реке Белой вблизи Коливан­ ского озера медеплавильный завод Демидова дал первую плавку. Позже были построены Барнаульский и Шульбинский заводы. В 1727 году предприимчивый заводчик добился у Берг-коллегии приписки к своим заводам 400 крестьянских дворов Кузнецко­ го уезда. После переписи 1736 года крестья­ нам, выполнявшим работы на заводах Де­ мидова, приписывалось «быть при его заво­ дах вечно». К концу своей деятельности Демидов ус­ пел приписать к заводам 4286 крестьян муж­ ского пола. Были приписаны к заводам и 12 деревень Вердского острога. Когда В. Н. Татищев, начальник горных заводов Урала и Сибири, установил по об­ разцам руд, что Демидовым захвачены бо­ гатейшие месторождения, способные давать не только медь, но серебро и золото, сооб­ щил об этом правительству, заводы были отобраны в казну. Прибегнув к помощи Би­ рона, Демидов вернул заводы обратно. Он продолжал тайную выплавку серебра, но был выдан императрице Елизавете Петров­ не бежавшим в Санкт-Петербург штейгером. Слиток серебра в 28 фунтов, посланный им­ ператрице в подарок, не изменил решения. Демидов был вынужден расстаться с завода­ ми и рудниками Алтая. В 1710 году, обозревая окрестности Пе­ тербурга, Петр I посетил то место, где 15 июля 1241 года Александр Невский раз­ бил шведов. На этом месте он основал Алек- сандро-Невскую лавру. В июле 1724 года мощи святого Александра Невского были пе­ ревезены из Владимира в лавру и установ­ лены в Александровской церкви. Петр с подвижниками встретил мощи у села Усть-Ижоры, перенес их в лодку, сам стал у руля, сподвижники взялись за вес­ ла. В Петербурге шествие встретили импе­ ратрица Екатерина Алексеевна, царский двор, духовенство, народ. Из Колыванскнх заводов Алтая в Петер­ бург было отправлено 90 пудов серебра. Им­ ператрица Елизавета в 1752 году перелила это серебро в богатую раку и украсила ею мощи святого Александра Невского. Стихи иа барельефе сочинил М. В. Ломоносов. Л. ФЕДОТОВ. НОВОСТИ медицины ШШ 1111111111111 ! 1111111111111111111111 ) 1 ! 1111 Н 1111111 Ш 1111 И 11 Н 111111111111 Ш 1111111111111111 И 11111111 Ш 1111 НПП 11111111 ИН 1111111111 Ш 11 Ш 111111111111 И 11 Ш 1 . НОВЫЙ СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ С ПОМОЩЬЮАКУПУНКТУРЫ Существует ие так много хронических заболеваний, ко­ торые невозможно излечить или по крайней мере значи­ тельно облегчить с помощью метода акупунктурной диаг­ ностики и терапии. Так счи­ тает советский врач, специа­ лист по иглоукалыванию Петр Бойцев. Свою деятельность доктор П. Бойцев начинал в лабора­ тории Института рефлексоте­ рапии, где разрабатывались Методы акупунктурной диаг­ ностики и создавалась аппа­ ратура для космической ме­ дицины. Хорошая научно- техническая база, широкий комплекс исследований, про­ водимых как на земле, так и на борту космических стан­ ций, позволили сотрудникам лаборатории добиться значи­ тельных результатов. В дальнейшем группой вра­ чей под руководством Петра Бойцева была разработана ме­ тодика лечения, в короткие сроки получившая признание в стране. Секрет популярно­ сти заключается в особеннос­ тях метода, который сводит­ ся к трем основным момен­ там. с Во-первых, использование дозированного инфракрасного тестирования (для этого слу­ жит специальный прибор — ин­ фракрасный тестер), позволяю­ щего врачу получить объектив­ ные данные о состоянии систем организма. Их анализ является основой для разработки инди­ видуальной методики лечения каждого пациента. В этом, соб­ ственно, и заключается приме­ нение акупунктуры в диагно­ стике, когда воздействуют теп­ лом на разные, строго обуслов­ ленные точки тела. во-вторых, важная роль отво­ дится комплексной терапии выявленных нарушений. Поми­ мо акупунктуры широко при­ меняются мануальная коррек­ ция позвоночника, лазеротера­ пия и фитотерапия. По мнению доктора П. Бойцева, состояние позвоночника оказывает боль­ шое влияние на работу внут­ ренних органов, а применение лекарственных трав позволяет улучшить обменные процессы в организме, отрегулировать минрозлементиый баланс. Лазе­ ротерапия оказывает оздорав­ ливающе» воздействие на уров­ не клеточных структур. \ Наконец, в-третьих, ежеднев­ ное тестирование во время ле­ чения позволяет следить за его динамикой и своевременно корректировать его ход. Наря­ ду с этим сопоставление дан­ ных во время лечения с данны­ ми последующих тестов дает возможность профилактическо­ го контроля состояния организ­ ма. Этот метод разрабатывался в хроцессе лечения большого количества больных, страда­ ющих разными хроническими заболеваниями. Врачи прове­ ди около 50 тыс. наблюдений. Уже после первого курса ле­ чения длительностью 10—12 дней в 93 процентах случаев отмечался положительный эффект. При этом около 60 процентов больных составля­ ли люди, длительное время применявшие различные ле­ карства, часто не приносив­ шие им облегчения. У 85 про­ центов из них отпала необ­ ходимость в приеме лекарств после 1—3 курсов лечения, а у 12 процентов потребление медикаментов снижалось на­ половину и более. Вот наиболее характерные примеры. 8-летний ребенок страдал атрофией зрительно­ го нерва. Обычные методы ле­ чения оказались неэффектив­ ными. Зрение ухудшалось, ребенку грозила полная сле­ пота. Для родителей, обратив­ шихся к Петру Бойцеву и его коллегам, это была послед- дяя надежда. После первого курса лечения ухудшение зрения прекратилось, после дальнейших процедур зрение стало улучшаться. Больная Д„ 40 лет, страдала остео­ хондрозом позвоночника с сильными болями. После 6- месячного безуспешного лече­ ния ей грозила инвалидность. В течение месяца терапии в группе доктора П. Бойцева больная стала не только са­ мостоятельно двигаться, но и вернулась к активному труду. Положительные результаты наводят на мысль: нельзя ли при помощи этой методики лечить трудно поддающиеся терапии злокачественные и доброкачественные опухоли? В СССР такие болезни счи­ таются противопоказанием для лечения иглоукалывани­ ем, отвечает доктор П. Бой­ цев. Но данные исследований д других странах свндетель- .ствуют, что в ряде случаев были получены обнадежива­ ющие результаты. Другая острая проблема — СПИД. В настоящее время в СССР зарегистрировано около 700 случаев заражения вирусом иммунодефицита. Петр Бойцев считает, что, раз иглоукалыва- иив етммулмсует целесообразно провести клини­ ческие исследования с приме­ нением акупунктурной диагнос­ тики и терапии, особенно на ранних стадиях инфицирова­ ния вирусом СПИД. Но такая работа потребует привлечения специалистов из других облас­ тей медицины и больших ма­ териальных затрат. Поэтому ее можно провести только иа го­ сударственном уровне. Сущест­ вует и проблема инфицирова­ ния во время процедуры игло­ укалывания. По мнению совет­ ского врача, полностью исклю­ чает такую возможность при­ менение комплекта индивиду­ альных акупунктурных игл. Статистические данные, полученные специалистами группы, позволили разрабо­ тать теоретическую основу компьютерных программ по акупунктурной диагностике и терапии. Сейчас основная за­ дача заключается в выпуске этих программ, на базе ко­ торых будет создан лечебно­ диагностический комплекс с использованием современной компьютерной техники. В дальнейшие планы входит его внедрение в широкую клини­ ческую практику. (ИАН). ПО ДВЕ ЛОЖКИ НА КУСОК Семьища! Двадцать пять человек. Ра­ ботников проворных много, а едоков про­ ворных еще больше. Хозяин, хозяйка, де­ ти, внуки, скоро н правнуки заявят о се­ бе. Каких имен тут нет! Даже два Семе­ на: Семен Большой к Семен Маленький. Один Сенька умирал, а другой родился. Дескать, заменит умирающего, а тот возь­ ми да выжнвя! Семья дружная, нескан­ дальная. Все беспрекословно подчиняют­ ся Хозяину, отцу, деду. Дом обширный, но места всем все рав­ но маловато. Так что недавно женивше­ муся внуку приходится укладываться на ночь с молодой женой под кроватью сно­ хи-вдовы. Не позавидуешь молодоженам, ни, тем паче, вдове! Ребятишхн опали на полу в кухне, «прихожей», «покатом» на своих шубенках, под головами тоже шу­ бенки. Укрывались тулупами и толсты­ ми, в палец, домоткаными дерюгами из льна и шерсти. Были и подушки, и перины. Большие, пуховые, мягкущяе! Водились и «город­ ские» покрывала, и сатиновые на вате одеяла. Сверкали белизной вышитые про­ стыни с кружевами. Но вся эта роскошь предназначалась для гостей и радовала глаз в горнице, куда ребятишкам вход был заказан. Стоял там круглый стол с точеными ножками. На нем лежала фи­ лейная скатерть из сетки, расшитой цвет­ ным гарусом. Под ней — белоснежная скатерть фабричной работы с жаккардо­ вым рисунком. Вокруг стола — дюжина венских стульев с гнутыми ножками. На окнах коленкоровые занавески-задергуш- ки, вверху — тюлевые. На подоконниках в горшках круглый год цвели фуксии, пе­ туший гребень, герань, «ванька мокрый». На полу постланы клетчатые шерстя­ ные паласы, тоже домотканые. В углу фикус до потолка. В «красном» углу на треугольной полочке, на божничке, засте­ ленной кружевной с фестончиками сал­ феткой, мерцала икона Богородицы с младенцем. Видны только лики и руки. Венцы и одежда забраны серебристой фольгой с рельефными узорами. Для красы (чтоб «баско» было!) повешено на иконе вышитое красными розами с чер­ ными листьями полотенце из тончайшего отбельного холста с широким в две ладо­ ни кружевом. Тут же буфет потемневшего от времени дерева. За стеклянными двер­ цами виднеется чайный сервиз, распи­ санный по фиолетовому, кобальтовому полю яркими розами, ромашками, неза­ будками, Так и хочется сорвать живую веточку! Внизу занимало полку фарфо­ ровое блюдо с маркой «Иркутскъ. Щелку- новь и Метелевъ» для жареного гуся или поросенка. Удивляла своей похожестью зеленая масленка в форме кочана капус­ ты, на крышке — шершавый огурчик. Сверкали гранями стеклянные салатни­ цы, вазочки, конфетницы. Между двух окон красуется комод со множеством ящичков со стальными руч­ ками в виде ракушек. Там хранятся праздничные «кобеднишные» наряды: ко­ ленкоровые рубахи, кальсоны; женские сатиновые и батистовые кофточки со стоячим воротничком, затканные паутин­ ной тонкости гипюром; им же отороче­ ны длинные с буфамн рукава; коротень­ кие сорочки с широкими бретельками, то­ же отороченные кружевцами; длинные сборчатые нижние юбки. Кружева для нижних юбок вязались самими владели­ цами н в Христовы праздники выпуска­ лись нз-под верхних шерстяных юбок чуть ля не на ладонь: смотрите, доб­ рые люди, какая я мастерица! Хранились в комоде женские шарфы: коклюшечные немиущяеся «фаныпон- ки» и невесомые газовые. Сберегались кашемировые я шелковые шали и полу­ шалки с набивными цветами. Загля­ денье! В одном иа ящичков таилась «ухорон­ ка» для самых ценных в доме вещиц. Бу­ сы цветного стекла иля под перламутр; золотые серьги я кольца «супирякя» с бирюзой. А так как хозяин и сыновья, по­ мимо своих пашен н покосов, работали артелью и на «старанье* (село располага­ лось по долине речки Суенгн, притоке Верди, на золотоносных разрушенных кварцах), то припрятывалось в потертом атласном (бархатном) кисете «золотишко» с мужичью горсты В те времена это не возбранялось. Мужики работали на «воль­ ном приносе», своего рода кооперативе, я добытый драгоценный металл делили по паям. Хочешь — сдавай в казну, не хо­ чешь — прибереги на черный день. Обыс­ кивать не будут. Таким образом накап­ ливалось до двух-четырех килограммов — с полстакана, а то и со стакан золото­ го песку или мелких самородков. В годы лихолетья, от которого никто не застра­ хован, такой запас спасал мужиков от полного разорения. Преступлением счи­ талось, если сбудешь золото на сторону, там и платили дороже казны. Но кто бо­ гу не грешен, царю не виноват! Затуркан­ ный мужик находил лазейку объегорить казну. А как же заповедь «не укради!*? Да разве мужик украл? Попробуй, поки­ дай-ка камни-то! Свету не взвидишь. В горнице стояла кованая неподъемная кровать из толстых чугунных прутьев с узорными спинками, крашенная голубой краской. На ней-то и громоздились ино- гоэтажяо до самого потолка соблазнитель­ ные перины, подушки, думки. Птица-то своя! В основном семья толклась в «прихо­ жей». Там расселась и русская печь, большая, теплая. Над дверью — полати, где тоже спали, ивой расшалившийся ре­ бятенок сваливался с полатей иа пол. Возле стен тянулись толстенные лавки, отшлифованные задами до блеска. К лав­ кам придвинут голый богатырский стол, проскобленный косарем до желтизны. Клеенка денег стоит, а скатертей не на­ стираешься. У входа притулился деревянный сун- дучище, обитый железными с «мороз­ цем» выпуклым узором полосами. В нем хранилась будничная «ношобная» хол­ щовая одежда. При надобности на нем стелили постель. Над ним по стене наби­ ты в ряд деревянные колышки — «спич­ ки», куда вешались «лопотины»: шабу­ ры, зипуны, касавейки, куфайки, овчин­ ные полушубки, собачьи дохн-яги, тулу­ пы с огромными собачьими воротниками. Тут же у входа болтался иа железной цепочке чугунный чайничек-«рукомойка». Наклони, и из носика потечет в ладошки вода. Над ним висят «рукотеркик», обыч­ но из старых кальсонных штанин синего цвета. Отдельных полотенец на каждого не напасешься! Под рукомойкой на табурете с дыркой стоит деревянная шайка с ушками, ушат. Туда стекает использованная техническая вода. Потом ею пол моют. На полу шайка с помоями для многочис­ ленного скота. Ничего не пропа­ дает, все идет в ход, на пользу хозяйству. . Лошади помои ие пьют. Им подавай род­ никовую воду. Скотина чистоплюйная! В кухню в большие морозы приносят новорожденных телят, ягнят. Ароматы! Однажды завели супоросую свинью, как раз перед Рождеством Христовым, настла­ ли соломы. Ночью свинья опоросилась, осторожно пробралась в горницу, припо­ рошенную к празднику, стащила с крова­ ти праздные подушки в белоснежных с прошвами наволочках, перетаскала на них поросят и сама улеглась барыней на пуховое блаженство: сами на ооломе-то валяйтесь! Хозяева спали, как убитые: умаялись с уборкой перед праздником. Зато утром ругани и смеху было! За стол вся семья садилась в строго определенное время. Прогулял — пеняй на себя. Подметут все подчистую, никто не кобенится. Посередине ставилась «по- лотуха» — обливная керамическая чаша размером с корыто. Раздавались каждому большие толстые ломти душистого пыш­ ного ржаного домашнего хлеба. Хозяйка ухватом вытаскивала иа печн ведерный чугун горячих жирных щей, выуживала куски мяса в глиняную широкую миску. Выливала щи в «полотуху». Мясо кроши­ ла в миску, подавала на стол. В постные дни варили уху (шарбу), похлебку гриб­ ную, картофельную, с крупой, заправля­ ли конопляным, льняным маслом. Лепи­ ли пельмени с редькой, с картошкой. Пек­ ли пироги с рыбой, которой вдоволь было в Суенге: и щук, и окуней, и налимов, и вкуснейших пескаришек. Все это изоби­ лие было не в диковинку. Спешки за сто­ лом не наблюдалось. Начиналось трапез­ ное действо, такое же степенное я осно­ вательное, как любая другая необходи­ мая, жизненно важная работа. Деловито ритмично работали деревянные облезлые обкусанные ложки в полной тишине. Только изредка слышался сердитый окрик «патриарха»: — По две ложки на кусок! Жили хоть н безбедно, а хлеб прихо­ дилось экономить. Чтобы ни крошки не падало со стола н чтобы лишнего не съели. Прокорми-ка такую семейку! И порядок был строгий: откусил кусок — будь добрый, хлебни следом две ложки. Только тогда снова кусай. И опять две ложки! Съедены щи (постная похлебка), разбирай по кусочку мясо (рыбу). Еще подадут или кашу, или горошницу из пышущей жаром корчаги. Потом пола­ комься овсяным киселем с жиденькой ме­ довой водичкой (пасека своя, да медок больше иа продажу), или паренками из брюквы, моркови, свеклы, или пареной калиной с медом. И все из той же поле­ тухи, теми же ложками. Объедены! Чаю не полагалось. «Фамильный» чаек кусается. Да и сколько же надо кипят­ ку на такую ораву? Обойдутся. Вон жес­ тяной ковшик в дубовой кадке с родни­ ковой водой. Пей — не хочу! А чай с медом н вареньем на меду только для гостей и по праздникам. ' Ве­ дерный медный самовар огнем горит в углу на лавке в безделье. Молитвами очень не увлекались, не­ когда было кресты-то размахивать. На бога очень ие надеялись: бог-то бог, да не будь и сам плох! Об иконах непочти­ тельно отзывались: годится — молиться, не годится — горшки покрывать. В цер­ ковь ходили только по великим праздни­ кам. Но посты соблюдали строго. О смысле жизни и предназначении живой твари на земле не задумывались. Домо­ рощенных философов не водилось. С дет­ ства нахрепко усваивали библейские за­ поведи и работали, ках заведенные. В праздники давали себе поблажку, пи­ ровали два-три дня, пока во всех домах не выпьют домашнее пиво, вкуснейшее изделие! После двух-трех стаканов ноги сами запляшут. Бывает же свинье раз в году праздник! С ранней весны до глубо­ кой осени — никаких гулянок-пьянок. Алкоголики были редкими птицами. Один-два на деревню. Но и они, пропив­ шись до белья, чертоломили не хуже трезвенников. Конечно, не без греха жили, да ведь кто бы бросил в них камень? «Не судя, да ие судим будешь». А. КОЛОКОЛЬЦЕВА (Продолжение следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2