Советская Сибирь № 203 - 1991

СОВЕТСКАЯ СИБИРЬ 22 ОКТЯБРЯ 1991 г., ф № 203 . ДОГОВОР об Энонотинесном сообществе Независимые государства, являющиеся и бывшие субъ­ ектами Союза Советских Социалистических Республик, безотносительно к их нынешнему статусу, выражая волю своих народов к политическому и эконо­ мическому суверенитету, закрепленную в актах, приня­ тых высшими законодательными органами государств, к защите интересов граждан, желая установить взаимовыгодные экономические отно­ шения между государствами, стремясь к радикальным экономическим преобразова­ ниям и учитывая общность проблем, стоящих перед госу­ дарствами в связи с задачами выхода из кризиса, перехода к рыночной экономике и с вхождением в мировое хозяйст­ во,- сознавая выгоды экономической интеграции, общего экономического пространства и целесообразность сохра­ нения хозяйственных, торговых, научно-технических и иных отношений, заключают настоящий Договор об эко­ номическом сообществе. Глава I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ Статья 1. Экономическое сообщество создается незави­ симыми государствами на основе добровольности участия и равенства прав всех его членов в целях образования объ­ единенного рынка и проведения согласованной экономиче­ ской политики как непременного условия преодоления кризиса. Статья 2. Членство в экономическом сообществе влечет принятие независимым государством полного объема обя­ зательств и приобретение всех прав, предусмотренных на­ стоящим договором. Государства — члены Экономического сообщества ис­ ходят из взаимной экономической ответственности за вы­ полнение-настоящего договора и воздерживаются от -лю­ бых шагов, ставящих под угрозу исполнение этого до­ говора в целом или отдельных его положений. Статья 3. Взаимоотношения с Экономическим сообще­ ством государств, вышедших из Союза ССР и не присо­ единившихся к Экономическому сообществу, строятся на основе общепризнанных принципов и истом международ­ ного права. Вопросы, представляющие общий интерес для Экономического сообщества и требующие урегулирования, решаются специальным соглашением между Экономиче­ ским сообществом и соответствующим государством, ко­ торое заключается в течение не более 3 месяцев с момен­ та вступления в силу настоящего договора. Статья 4. Государство — член Экономического сообще­ ства вправе выйти из него. О своем намерении оно обяза­ но известить остальных членов Экономического сообще­ ства не менее чем за 12 месяцев. Выход из Экономиче­ ского сообщества обусловливается урегулированием отно­ шений по всем обязательствам, связанным с членством в нем, в соответствии со специальным соглашением. Статья 5. Государства — члены Экономического сооб­ щества договариваются о сближении хозяйственного зако­ нодательства, а также о проведении согласованной полити­ ки в следующих областях: предпринимательство; рынок товаров и услуг; транспорт, энергетика, информация; денежная и банковская система; финансы, налоги и цены; рынок капитала и ценных бумаг; рынок труда; таможенные правила и тариф; внешнеэкономические отношения и валютная политика; государственные научно-технические, инвестиционные, экологические, гуманитарные и иные программы (в том числе по ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф), представляющие общий интерес для Экономи­ ческого сообщества; стандартизация, патентное дело, метрология, статистика и бухгалтерский учет. Статья 6. Государства — члены Экономического сооб­ щества взаимно обязуются не допускать, односторонних, несогласованных действий по разделу собственности, при­ знанной ими совместной. Состав указанной совместной собственности определяет­ ся специальным соглашением. Статья 7. Для осуществления согласованной экономи­ ческой политики и общих мер по выходу из кризиса госу­ дарствами — членами Экономического сообщества созда­ ются институты сообщества, наделяемые соответствующи­ ми полномочиями. Статья 8. Настоящий договор заключается сроком на 3 года. Не позднее чем за 12 месяцев до истечения ука­ занного срока государства — члены Экономического со­ общества решают вопрос о продлении, изменении настоя­ щего договора или заключении нового. Глава II. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО Статья 9. Государства — члены Экономического сооб­ щества признают, что основой подъема экономики явля­ ются частная собственность, свобода предпринимательст­ ва и конкуренция. Они создают условия, способствующие деловой активности, и законодательно ограничивают вме­ шательство государства в хозяйственную деятельность предприятий. Статья 10. Государство — член Экономического сооб­ щества обязуется обеспечивать на своей территории оди­ наковый правовой режим осуществления хозяйственной деятельности для физических и юридических лиц как сво­ его государства, так и всех других государств — членов Экономического сообщества. Условия правового режима могут конкретизироваться на основе двусторонних и мно­ госторонних соглашений. Статья 11. Государства — члены Экономического сооб­ щества обязуются проводить согласованную антимоно­ польную политику и содействовать развитию конкуренции в рамках их объединенного рынка. В переходный период государства — члены Экономи­ ческого сообщества осуществляют скоординированные дей­ ствия по регулированию цен на продукцию, выпускаемую производителями-монополистами. Глава III. ДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ, ЦЕНЫ Статья 12. Перемещение товаров и услуг на террито­ рии государств, входящих в Экономическое сообщество, осуществляется свободно, на беспошлинной основе. Ввоз товаров из третьих государств подлежит обложе­ нию пошлинами в соответствии со ставками единого внеш­ него таможенного тарифа Экономического сообщества. Статья 13. Стремясь к формированию объединенного рынка, государства — члены Экономического сообщества признают недопустимость ограничений на движение това­ ров и услуг, обязуются в течение согласованного перио­ да устранить их. Статья 14. Государства — члены Экономического сооб­ щества проводят согласованную политику перехода к сво­ бодному ценообразованию. По совместно определяемому перечню продукции государства — члены Экономического сообщества применяют согласованные цены. Глава IV. ДЕНЕЖНАЯ И БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА Статья 15. Государства — члены Экономического сооб­ щества признают, что для выхода из кризиса и контроля за инфляцией приоритетное значение имеют согласован­ ные действия в области денежной и кредитной политики. Статья 16. Государства — члены Экономического сооб­ щества осознают необходимость сохранения рубля как об­ щей валюты единой денежной системы и согласны пред­ принимать усилия для его укрепления. Допускается вве­ дение государствами — членами Экономического сообще­ ства национальных валют при выполнении ими условий, которые исключили бы возможность причинения ущерба для денежной системы Экономического сообщества. Ука­ занные условия определяются специальным соглашением между этим государством и экономическим сообществом. Статья 17. Для выработки и проведения эффективной денежной и кредитной политики, обеспечивающей сдержи­ вание роста цен и поддержание курса рубля, государства — члены Экономического сообщества учреждают на прин­ ципах резервной системы Банковский союз, включающий центральные (национальные государственные) банки госу­ дарств — членов Экономического сообщества, и создают Межгосударственный эмиссионный банк при Банковском союзе. Статья 18. Правовой статус и порядок формирования органов управления Банковским союзом определяются спе­ циальным соглашением. Деятельность Банковского союза регулируется его уста­ вом, утверждаемым высшими органами законодательной пласти государств — членов Экономического сообщества. До принятия устава Банковского союза управление дея­ тельностью банковской системы осуществляет временное правление, формируемое на профессиональной основе Гос­ банком СССР и центральными (национальными государ­ ственными) банками государств — членов сообщества. Статья 19. На Банковский союз возлагаются следую­ щие функции: определение единых подходов к проведению денежно- кредитной политики и установление количественных пара­ метров (лимитов) по операциям центральных (националь­ ных государственных) банков — членов Банковского со­ юза; определение процентной ставки по ссудам, предоставля­ емым центральными (национальными государственными) банками — членами Банковского союза коммерческим банкам; определение резервных требований к коммерческим бан­ кам; • организация межбанковских расчетов; регулирование курса рубля по отношению к другим ва­ лютам; распоряжение золотым запасом и валютным резервом в части, передаваемой государствами — членами Экономи­ ческого сообщества Банковскому союзу; организация налично-денежного обращения, включая продажу банкнот и монеты; регулирование общих правил деятельности коммерче­ ских банков. На 1992 год Банковским союзом устанавливаются ли­ миты участия центральных (национальных государствен­ ных) банков государств — членов Экономического сооб­ щества в кредитовании бюджетных систем. Директивы органов управления Банковским союзом обя­ зательны для всех банков — членов Банковского союза. Статья 20. При создании Банковского союза государст­ ва — члены Экономического сообщества считают необхо­ димым определить в специальном соглашении порядок пе­ редачи в их собственность и в собственность государств, не вошедших в Экономическое сообщество, соответствую­ щей части уставного, резервного и других фондов бывшей государственной банковской системы СССР, ее долей в акционерном капитале и в обществах с ограниченной от­ ветственностью, депозитов, а также золотого запаса, ал­ мазного и валютного фондов. Статья 21. Государства — члены Экономического со­ общества создают на условиях равного представительства высшую банковскую инспекцию, возложив на нее: контроль за соблюдением уставов Банковского союза и Межгосударственного эмиссионного банка; рассмотрение обращений членов Экономического сооб­ щества об ущемлении их интересов; отмену и приостановление действия решений Банковско­ го союза, противоречащих его уставу. Банковский союз и Межгосударственный эмиссионный банк обязаны представлять по требованию высшей бан­ ковской инспекции все необходимые документы и мате­ риалы. Решения высшей банковской инспекции, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения Банковским союзом и Межгосударственным эмиссионным банком. Глава V. ФИНАНСЫ И НАЛОГИ Статья 22. Государства — члены Экономического сооб­ щества проводят скоординированную бюджетную и нало­ говую политику, что подразумевает: согласованное ограничение дефицитов консолидирован­ ных государственных бюджетов с учетом внебюджетных фондов и установление пределов роста внутреннего долга государств — членов Экономического сообщества. При ■исчерпании возможности размещения государством .своих ценных.бумаг и. в случае превышения установленных пре­ делов одним или несколькими государствами — членами Экономического сообщества ‘сумма данного превышения оформляется как долговые обязательства остальным его членам в соответствии с согласованными правилами; унификацию принципов налогообложения и согласован­ ную политику в области налогов, затрагивающих интере­ сы других государств — членов Экономического сообще­ ства. Статья 23. Государства — члены Экономического сооб­ щества считают необходимым заключить соглашение о разделении и юридическом переоформлении государствен­ ного внутреннего долга СССР по состоянию на согласован­ ную дату между государствами — членами Экономиче­ ского сообщества и государствами, не вошедшими в него, и о порядке его обслуживания в дальнейшем. Часть долга может быть отнесена к общей ответственности государств — членов Экономического сообщества. Одновременно за­ ключается соглашение о распределении централизован­ ных кредитных ресурсов между банками государств. Го­ сударственный внутренний долг определяется с учетам задолженности бюджетов государств банкам по разницам в ценах на сельскохозяйственную продукцию по состоя­ нию на 1 января 1991 г. Государства — члены Экономического сообщества под­ тверждают преемственность обязательств, данных от име­ ни Союза ССР владельцам вкладов в Сбербанке СССР, государственных ценных бумаг СССР, сертификатов Сбер­ банка СССР, страховых полисов (обязательств) Госстра­ ха СССР. Статья 24. Для финансирования совместных расходов, включая расходы на содержание институтов Экономиче­ ского сообщества, государства — члены Экономического сообщества создают бюджет Экономического сообщества. В рамках бюджета Экономического сообщества созда­ ются специальные фонды: по обслуживанию части государственного внутреннего долга СССР, отнесенного к солидарной ответственности государств — членов Экономического сообщества; по обслуживанию государственного внешнего долга СССР и внешней задолженности Экономического сообще­ ства (в части рублевого покрытия); чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий круп­ ных стихийных бедствий и катастроф, таких, как Черно­ быль, Арал, Спитакское землетрясение и другие; целевых программ; финансовый резерв. Бюджет экономического сообщества формируется за счет взносов его членов, определяемых в виде фиксиро­ ванных сумм. Размер и порядок формирования фиксиро­ ванных взносов определяются специальным соглашением членов Экономического сообщества. Бюджет Экономического сообщества не может быть дефицитным. Ежеквартально Межгосударственный экономический комитет докладывает Совету глав правительств государств — членов Экономического сообщества об исполнении бюджета. Статья 25. Государства — члены Экономического сооб­ щества могут создавать внебюджетные фонды для финан­ сирования целевых программ. Внебюджетные фонды Эко­ номического сообщества не могут быть дефицитными. Статья 26. Государства — члены Экономического сооб­ щества признают необходимость реализации целевых про­ грамм содействия развитию отдельных регионов и соци­ альной поддержки их населения. В этих целях они созда­ ют соответствующий фонд за счет отчислений согласован­ ной доли произведенного на их территории национального дохода ‘(валового национального продукта) в текущих це­ нах. Деятельность данного фонда .регулируется специаль­ ным соглашением и уставом. Статья 27. Государства — члены Экономического сооб­ щества договариваются, что регулирование движения де­ нежных средств и других финансовых ресурсов, выпуска и обращения ценных бумаг в рамках Экономического сооб­ щества будет осуществляться в соответствии со специаль­ ным соглашением, не исключающим свободного движений капиталов. . ' Глава VI. РЫНОК ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ Статья 28. Государства — члены Экономического сооб­ щества стремятся к реализации принципа свободы движе­ ния рабочей силы на территории государств — членов Экономического сообщества и будут последовательно соз­ давать для этого условия, включая формирование рынка жилья. ‘ Статья 29. Государства — члены Экономического сооб­ щества не допускают дискриминации граждан по нацио­ нальному признаку или по иным признакам в вопросах предоставления рабочих мест, оплаты труда, обеспечения других условий работы, а также предоставления социаль­ ных гарантий. Государства — члены Экономического сообщества вза­ имно признают подтверждаемый соответствующими доку­ ментами уровень образования и квалификации работни­ ков, получивших их в других государствах — членах Экономического сообщества, и не требуют дополнительно­ го их подтверждения при приеме на работу или учебу, ес­ ли это условие не является обязательным для всех. Государства — члены Экономического сообщества со­ глашаются на безвизовый режим перемещения их граждан в рамках территории этого сообщества. Статья 30. Государства — члены Экономического сооб­ щества заключают специальные соглашения по регулиро­ ванию миграционных процессов и взаимных обязательств в области социального страхования, пенсионного обеспече­ ния граждан государств, входящих в Экономическое сооб­ щество. Глава VII. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА Статья 31. Государства — члены Экономического сооб­ щества договариваются о координации внешнеэкономиче­ ской деятельности и валютной политики. Статья 32. Экономическое сообщество, являясь право­ преемником всех внешнеэкономических обязательств Со­ юза ССР, равно как и обязательств других стран перед Союзом ССР, гарантирует их выполнение. Каждое из го­ сударств — членов Экономического сообщества, вступая в него, подтверждает свое участие в совместном выполне­ нии этих обязательств. Члены Экономического сообщества создают банк, явля­ ющийся правопреемником Внешэкономбанка СССР, и че­ рез него производят расчеты, связанные с погашением внешнего долга и получением Экономическим сообщест­ вом долгов от других стран. Экономическое сообщество берет на себя урегулирова­ ние всех отношений по поводу внешних долгов с каждым субъектом Союза ССР. не вошедшим в Экономическое сообщество. Члены Экономического сообщества считают необходи­ мым заключить специальное соглашение об определении доли каждого субъекта прежнего Союза Советских Социа­ листических Республик в общей сумме выплат по внеш­ нему долгу Союза ССР в сумме долгов других стран Со­ юзу ССР по состоянию на согласованную дату. Указанные доли используются для расчетов по погаше­ нию долгов с государствами, не пожелавшими присоеди­ ниться к договору либо выходящими из Экономического сообщества. Эти государства осуществляют расчеты с Экономическим сообществом вплоть до полного погашения приходящейся на них суммы долгов. В случае, если государство, не пожелавшее присоеди­ ниться к договору, выходящее из Экономического сооб­ щества либо состоящее в нем, достигает соглашения со всеми кредиторами о переоформлении приходящейся на него части общего внешнего долга, то допускается пога­ шение указанной часта долга самостоятельно этим госу­ дарством. ^ Статья 33. Новые внешние займы Экономическое сооб­ щество получает на основе согласованного решения всех государств — членов Экономического сообщества. Государство — член Экономического сообщества имеет право самостоятельно получать внешние займы со всеми вытекающими из этого обязательствами по обслуживанию и погашению указанных займов. В таком же порядке осуществляется предоставление Экономическим сообществом либо отдельными государст­ вами — его членами кредитов или иной экономической Помощи иностранным государствам. Статья 34. Государства — члены Экономического сооб­ щества, использующие общую денежную единицу, соглас­ ны в том, что ближайшей целью этого сообщества явля­ ется достижение внутренней конвертируемости рубля. Они обязуются осуществлять необходимые подготовительные меры на основе согласованной программы перехода к внутренней конвертируемости рубля. Статья 35. До перехода к внутренней конвертируемости рубля государства — члены Экономического сообщества признают необходимость установления единого порядка аккумулирования валютных поступлений для обслужива­ ния внешнего долга. Статья 38. Государства — члены Экономического сооб­ щества самостоятельно регулируют внешнеэкономическую деятельность, квотирование и лицензирование внешнеэко­ номических операций в пределах согласованных квот. Статья 37. Государства — члены Экономического сооб­ щества договариваются о сохранении единой таможенной территории Экономического сообщества и проводят согла­ сованную таможенную политику относительно третьих стран. Вопросы, связанные с порядком установления и взима­ ния в соответствующие бюджеты таможенных пошлин, на­ логов на экспорт и импорт, решаются специальным со­ глашением. Статья 38. Государства — члены Экономического сооб­ щества договариваются об общем членстве в Международ­ ном валютном фонде, Международном банке реконструк­ ции и развития, генеральном соглашении по торговле и тарифам и других международных экономических органи­ зациях и подтверждают правомочность соответствующих заявок, сделанных от имени Союза ССР. Государства — члены Экономического сообщества мо­ гут бьггь также индивидуальными членами этих организа­ ций. Статья 39. Государства — члены Экономического сооб­ щества самостоятельно проводят политику в области ино­ странных инвестиций, а в необходимых случаях коорди­ нируют ее. Государства — члены Экономического сооб­ щества координируют также свои действия в области тех­ нической, консультационной и других видов помощи ино­ странных государств и международных организаций. Глава VIII. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 40. В государствах — членах Экономического сообщества верховенство имеют законодательные акты этих государств. Физические и юридические лица, зани­ мающиеся хозяйственной деятельностью на территории этих государств, руководствуются их законодательством. Статья 41. В период действия договора государства —- члены Экономического сообщества согласны сближать нормы своего хозяйственного законодательства с целью создания наиболее благоприятных и равных условий для предпринимательства и свободной торговли на всем про­ странстве Экономического сообщества. Они обязуются обеспечить соответствие своего законодательства нормам международного права и актам Экономического сообще­ ства. Статья 42. В случае, если настоящим договором, согла­ шениями к нему или нормативными актами, принятыми институтами экономического сообщества в пределах своей компетенции, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве государств — членов Экономического сообщества, то признается приоритет до­ говора, соглашений и нормативных актов Экономического сообщества. Статья 43. В течение периода, необходимого для урегу­ лирования всех сторон экономической жизни законода­ тельством государств — членов Экономического сообщест­ ва, временно используются по неурегулированным вопро­ сам в согласованном порядке акты законодательства Сою­ за ССР в части, в которой они не противоречат настоя­ щему договору и соглашениям. Глава IX. ИНСТИТУТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА Статья 44. Институтами Экономического сообщества яв­ ляются: Совет глав правительств государств — членов Эконо­ мического сообщества; Межгосударственный экономический комитет; Банковский союз; Арбитраж Экономического сообщества. Институты экономического сообщества формируются на профессиональной основе из представителей государств — членов Экономического сообщества. Статья 45. Высшим координационным органом Эконо­ мического сообщества является Совет глав правительств государств — членов Экономического сообщества. Для решения вопросов взаимодействия и выработки об­ щей политики по конкретным сферам хозяйствования про­ водятся регулярные совещания министров государств — членов Экономического сообщества. Статья 46. Межгосударственный экономический коми­ тет является исполнительным органом Экономического со­ общества. В пределах своей компетенции он обеспечивает решение задач Экономического сообщества, определенных настоящим договором и соглашениями, а также решения­ ми Совета глав правительств государств — членов Эко­ номического сообщества. Межгосударственный экономический комитет публикует ежегодный экономический доклад. Статья 47. Руководит рабртой Межгосударственного экономического комитета его председатель. Председатель Межгосударственного экономического комитета рекомендуется Советом глав прави­ тельств государств — членов Экономического сооб­ щества и назначается и освобождается от должности Со­ ветом глав государств — членов Экономического сообще­ ства квалифицированным большинством голосов. Председатель Межгосударственного экономического ко­ митета представляет Совету глав правительств государств — членов сообщества для утверждения положение, струк­ туру и смету расходов комитета. Статья 48. В целях обеспечения единообразного приме­ нения настоящего договора на всей территории государств — членов Экономического сообщества для разрешения спорных вопросов и применения экономических санкций образуется арбитраж Экономического сообщества. Глава X. СОГЛАШЕНИЯ * Статья 49. Регулирование экономических отношений между государствами — членами Экономического сооб­ щества осуществляется на основе настоящего договора и соглашений к нему. Статья 50. В течение не более трех месяцев с момента подписания настоящего договора и на весь срок действия последнего заключаются соглашения по следующим воп­ росам: о статусе и полномочиях институтов Экономического сообщества; об образовании Банковского союза, включая его устав; о Внешэкономбанке Экономического сообщества; об урегулировании прав собственности в Экономике- Щ ском сообществе; о сближении законодательства государств — членов Экономического1сообщества, регулирующего хозяйствен­ ную дёятельность; о регулировании миграционных процессов; о создании фонда регионального развития и социальной поддержки населения, включая его устав; о создании внебюджетных фондов для финансирования целевых программ Экономического сообщества и поло­ жения о них; об урегулировании взаимных обязательств государств при выходе из Экономического сообщества; о движении капиталов и ценных бумаг; об антимонопольной политике в рамках объединенного рынка государств — членов Экономического сообщества; о взаимных обязательствах в области пенсионного •обеспечения и социального страхования; о научно-техническом сотрудничестве; о патентной службе; о порядке и условиях введения национальных валют государствами — членами Экономического сообщества; о порядке перехода на общие принципы международ­ ных экономических отношений с государствами, входивши­ ми в состав Союза ССР и не вошедшими в Экономическое сообщество;,;ю . , * о разделении и юридическом переоформлении государ^ ствеиного внутреннего долга Союза ССР и порядке его * обслуживания в дальнейшем; о принципах и механизме обслуживания внешнего дол­ га Экономического сообщества; о порядке разрешения имущественных и иных споров. Статья 51. Заключаются соглашения сроком на один год или на другой согласованный срок по следующим & вопросам: о бюджете Экономического сообщества; о согласованной политике в области налогов, затраги­ вающих интересы государств — членов Экономического сообщества; о таможенной политике и таможенном тарифе; о предельном размере дефицитов консолидированных бюджетов государств — членов Экономического сооб­ щества; о ценах и объемах поставок товаров по взаимным (меж­ государственным) договорам и для общих нужд; об установлении пределов прироста внутреннего долга государств — членов Экономического сообщества и по­ рядке урегулирования долговых обязательств; о взаимодействии в условиях чрезвычайных ситуаций. Глава XI. АССОЦИИРОВАННОЕ ЧЛЕНСТВО В ЭКОНОМИЧЕСКОМ СООБЩЕСТВЕ Статья 52. Государству, принимающему на себя только часть определяемых настоящим договором обязательств, при согласии членов Экономического сообщества может предоставляться статус ассоциированного члена Экономи­ ческого сообщества. Статья 53. Условия присоединения государств к Эко­ номическому сообществу на правах ассоциированного члена определяют члены Экономического сообщества. Статья 54. Взаимоотношения между Экономическим со- обществом и ассоциированным членом регулируются в В* каждом отдельном случае специальным соглашением, пре­ дусматривающим, в частности, решение вопросов о тамо­ женном режиме, межгосударственных поставках и ценах, об участии в формировании бюджета и внебюджетных фондов Экономического сообщества. Глава XII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 55. Государства — члены Экономического со­ общества обязуются решать вопросы, связанные с нару­ шением настоящего договора, в арбитраже Экономическо­ го сообщества в соответствии с закрепленной за ним ком­ петенцией, а также путем переговоров. К государствам — членам Экономического сообщества, допускающим грубые нарушения своих обязательств, вы­ текающих ий договора или дополняющих его соглашений по конкретным сферам, могут применяться предусмотрен­ ные в соглашениях меры воздействия вплоть до исклю­ чения из Экономического сообщества. Статья 56. Экономическое сообщество открыто для вступления государств, признающих настоящий договор. Принятие новых членов Экономического сообщества осу­ ществляется с согласия всех его членов. Статья 57. По решению Совета глав правительств го­ сударств — членов Экономического сообщества отдель­ ным государствам может быть предоставлен статус на­ блюдателей. Статья 58. Договор и специальные соглашения под­ лежат ратификации государствами — членами Экономи­ ческого сообщества в соответствии с их Конституциями и вступают в силу спустя один месяц со дня сдачи ратифи­ кационных грамот государству-депозитарию. Допол­ нительные соглашения ратификации не подлежат и всту­ пают в силу с момента их подписания. Статья 59. Договор вступает в силу после подписания ^ и ратификации его не менее чем тремя государствами, 1 пожелавшими вступить в Экономическое сообщество. . Совершено в г. Москве 18 октября 1991 года в одном экземпляре на русском языке. В удостоверение чего уполномоченные на то подписали настоящий договор: За Республику Беларусь За Казахскую Советскую Социалистическую Республику За Республику Кыргызстан За Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику За Республику Таджикистан За Туркменскую Советскую Социалистическую Республику За Республику Узбекистан Президент Союза Советских Социалистических Республик С. ШУШКЕВИЧ. Н. НАЗАРБАЕВ. А. АКАЕВ. Б. ЕЛЬЦИН. А. ИСКАНДАРОВ. С. НИЯЗОВ. И. КАРИМОВ. М. ГОРБАЧЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2