Советская Сибирь № 154 - 1991

Программа Коммунистической партии Советского Союза (Окончание. Начало на 1-й стр.). |В соответствии с принципом расщределеяия по труду, до­ ходы трудящихся, их коллективосв, отраслевых « админист- ратявно-территариальньгх органов управления следует по­ ставить в прямую пропорциональную зависимость от объ­ емов производства или прироста общественной полезности, потребительной стоимости продукции и в обратную про­ порциональную зависимость от ущерба, нанесенного при­ роде. Такая система распределения, во-первых, послужит наиболее действенной мотивацией к пруду, который будет непосредственно нацелен на удовлетворение человеческих потребностей. Во-вторых, она позволит преодолеть отчуж­ дение человека от собственности и результатов труда, ибо его благосостояние будет не косвенно (через .систему стои­ мостных показателей), а прямо связано с ними. Никто из способных трудиться не имеет права увели­ чивать свои доходы в большей мере, чем ои увеличил обо ­ им трудом объем производства общественной полезности. Этим 'социалистическая система распределения отличается от капиталистической, при «опорой возможно обогащение за 'Счет использования ложной .социальной стоимости, без­ возмездного присвоения известной доли результатов труда других людей, игры цен, колебаний курсов акций, нормы соудного процента и других чисто спекулятивных моментов. Социальная справедливость при социализме заключается в соблюдении принципа: хочешь жиль лучше — сделай больше. Принцип распределения по труду в зависимости от ве­ личины общественной полезности продукта не исключает, а предполагает его деление на необходимый и прибавоч­ ный. Из последнего образуются общественные фонды по­ требления. Доходы и социальные гарантии, получаемые не- • трудоспособными и нетрудоустроенными из этих фондов, должны 'составлять определенную (от 50 до 90 процентов) долю к 1 средней по стране заработной плате и увеличи­ ваться вместе с ее ростом. В области отношений обмена наиболее важными явля­ ются вопросы ценообразования. Цена как денежное выра- ; женив стоимости должна устанавливаться по научно обо­ снованной методологии на уровне среднеотраслевых затрат конкретного живого и овеществленного труда предыдущего года или предыдущей пятилетки. Производители, осуществ­ ляющие деятельность в любой отрасли, сфере деятельности или форме собственности, обязаны реализовывать продук­ ты своего труда только по 'указанной цене. Сущность эко­ номической демократии состоит не в свободном манипули­ ровании ценами, а в свободном выборе трудящимися отрас­ ли производства и формы собственности. Любая экономия от снижения затрат, издержек произ­ водства остается в распоряжении производителя. Получить такую экономию, .снизить себестоимость продукции можно прежде всего путем использования достижений научно-тех­ нического прогресса. Второй путь снижения себестоимости — это экономное использование .средств производства и по­ вышение материальной ответственности в первую очередь руководителей всех уровней и сфер производства за их не­ рациональное расходование. Нерентабельные предприятия, кооперативы и иные субъ­ екты хозяйствования подлежат переоборудованию, перепро­ филированию, передаче в другую форму .собственности иля полной ликвидация. Поскольку единственной целью производства является удовлетворение потребностей человека как личности, то структура производства должна определяться структурой | потребностей и полностью отражать последнюю. В соответ­ ствии с этим будет осуществлен приоритет потребителя над производителем, который заключается в следующем. Во-первых, совокупный потребитель на основе научных дан­ ных об объективно необходимой структуре личных потреб­ ностей, разработанной академическими институтами и ла­ бораториями, формирует через своих представителей в Со­ ветах народных депутатов и исполкомах, в профсоюзах, а также через свои специфические органы и организации (в частности, через всесоюзные, республиканские, городские и т. д. общества потребителей) заказ совокупному произ­ водителю. Во-вторых, осуществляя демократический конт­ роль над производством, окончательно устанавливает объ­ ем фактически созданной общественной полезности, кото­ рый и определяет доход каждого производителя. В этом и состоит экономическая власть народа. Отношения между производителями и потребителями мо­ гут строиться на планомерной или рыночной, товарно-де­ нежной основе. Соотношение между ними определяется не произвольно, а в каждый исторический момент конкрет- ’ ным.и объективными условиями. Степень планомерности, как постоянно и сознательно устанавливаемой пропорцио­ нальности, в каждой отрасли определяется глубиной по­ знания структуры и годового объема потребностей, в том (числе и в простых потребительских свойствах продуктов; уровнем развития автоматиэировалтых систем обора и об­ работки информации об этих потребностях, а также налич­ ных ресурсах, объемах производства, общественной полез­ ности различных потребительных стоимостей и затратах труда на их создание. При отсутствии названных условий, а значит ж невоз­ можности научной системы планирования, более эффекти­ вен механизм 'регулирования производства свободным рын­ ком, при котором потребители непосредственно голосуют за определенную структуру производства своими рублями. Однако рынку в любом случае нельзя доверять решение проблем, связанных с экологией, развитием науки к обра- : зевания, с социальными гарантиями нетрудоспособным и нетрудоустровнным. Все эти проблемы должны находиться в ведении государственных органов, под строгим научно-об­ щественным контролем и финансироваться из госбюджета. Магистральный путь развития человеческой цивилиза­ ции идет от рыночного к планомерному регулированию общественного производства. Достижение поставленных целей возможно только после С .стабилизации экономического положения в стране. I Наиболее приемлемой формой стабилизации экономики КПСС считает создание социально-ориентированной эконо­ мики на основе экономической свободы граждан и токваро- . производителей путем перехода к рыночным отношениям и многоукладной экономике. Переход к рыночным отношениям должен сопровождать­ ся децентрализацией собственности и развитием функций самоуправления территорий. Создание многоукладной экономики предполагает сво­ бодное и равноправное развитие трех основных форм соб­ ственности — государственной, коллективной и частной. Государственная собственность должна сохраниться на все виды природных ресурсов и общенациональные лш- фраструктурные элементы экономики (транспорт, связь, энергетика), а также в области обороны, фундаментальной науки и космических исследований. Частная 'собственность должна получить наибольшее развитие в сфере обслужива­ ния. Первым и необходимым шагом на пути выхода из кри­ зиса должен стать отказ от концепция либерализации эко­ номики (т. е. .снятия административных ограничений и пре­ доставления предприятиям, кооперативам, индивидам пол­ ной хозяйственной самостоятельности). Движение по пути либерализации привело к углублению кризиса в стране. Выйти из кризиса (молоно только за счет усиления их>су- дарственной власти, укрепления законности и правопоряд­ ка, создания нормальных условий для развития много­ укладной экономики. С помощью государственного регули­ рования необходимо одновременно создать систему кон­ кретных рынков по всем основным отраслям народного хо­ зяйства с организацией всеохватывающей сети товарных бирж, обеспечивающих конкурентное равновесие спроса и предложения. Создание сети отраслевых товарных рынков позволит решить проблему диспропорций в народном хо­ зяйстве страны. В такой системе каждое предприятие 'станет участником многих товарных бирж, а органы государственной власти, планирования и снабжения будут поставлены перед необ­ ходимостью обеспечивать согласование, координацию сво­ бодных рыночных структур, Их ориентацию на конечные цели перспективного плана. Необходимым 'условием при этом является включение в товарные отношения всех без исключения товаров, что позволит избежать «вымывания» малорентабельного ассортимента. В то же время неконтро­ лируемого роста цен можно избежать за счет острой конку­ ренции производителей на товарных биржах, для чего не­ обходимо обеспечить с помощью государственных органов: — увеличение объемов производства; организационное разделение производящих объедине­ ний; — расширение круга производителей за счет смежных отраслей; — эффективную конверсию военного производства; привлечение иностранных фирм на взаимовыгодной основе; — внедрение новых технологий; — закрытие наиболее отсталых предприятий-потреби­ телей. Одним из результатов созданной сети Сбалансированных товарных рынков должен стать стабильный уровень реаль­ ных доходов различных групп населения и обеспечение сбалансированной структуры потребления. Социальная защита трудящихся в системе рыночных от­ ношений обеспечивается законодательно закрепленным правом трудовых коллективов на участие в управлении производством, на решение своих социальных и бытовых проблем. Социальная ориентация рыночных отношений должна быть обеспечена изменением структуры управления эконо­ микой и системы плановых показателей. Управлять движе­ нием товарной массы должен конечный потребитель про­ дукции — население — через те предприятия, которые имеют прямой контакт с потребителем: торговые предпри­ ятия, школы, больницы, жилищные и коммунальные ор­ ганы, местные Советы народных депутатов. К конечным по­ требителям относятся также оборонные учреждения н *а- казчики объектов капитального строительства Вся система экономических показателей должна быть сориентирована на удовлетворение потребностей этих категорий предприя­ тий, эффективность деятельности которых будет контроли­ ровать население страны. Плодотворной может быть идея натурального налога со всех форм производства, соответствующего объему мини­ мально необходимого снабжения граждан. Вся продукция сверх минимума поступает в свободный оборот, как и весь последующий прирост продукции. Этот прирост продукции не подлежит в течение 2 —3 лет обложению налогами. Всем коллективам предприятий предоставляется право сво­ бодного использования всего прироста чистого продукта, обеспеченного фондами народного потребления, на прирост зарплаты или хозрасчетных фондов без какой бы то ни было регламентации. Работникам производственных кол­ лективов предоставить право всю сумму зарплаты в стои­ мости прироста продукции натурализовать в ассортименте выпускаемой продукции. Это выступит мощным стимулом как наращивания производства, так и экономии затрат на его обеспечение. Свобода выбора той или иной формы производства ра­ ботником есть условие проявления его способностей, после­ довательной реализации принципа «от каждого — по спо­ собности». § 2. Политическая сфера Отмена 6 -й статьи Конституции СССР поставила КПСС в юридическом смысле в одинаковое положение с другими политическими объединениями, активно формировавшими­ ся в последнее время. При первоначальном многообразии политических движений самого широкого спектра за до­ статочно короткий период отчетливо сформировалась тен­ денция поляризации всех политических сил по отношению к идее социалистического выбора. Начал формироваться фронт социалистических сил достаточно широкого спектра (КП РСФСР, 'социалистическая партия и др.) и фронт ая- ь гисбциадиетических сил, отрицающий неизбежность социа­ листического общества как этапа общечеловеческого раз­ вития в целом (Демократическая партия (России, Демокра­ тический союз и др.). В силу юридического уравнивания различных политиче­ ских сил, борьба за социализм и против него вышла из об­ ласти теории я перешла сегодня на трибуны Советов раз­ личных уровней — от союзного до местных. В политиче­ ской сфере это находит свое выражение в защите проти­ воположных форм государственной власти «парламента­ ризм — Советы», л экономической — в противостоянии приоритетов форм собственности «частная — обществен­ ная» и как вытекающая отсюда соответствующая социаль­ ная политика тех сил, которые окажутся в конечном итоге у власти. Борьба между различными политическими силами все в большей мере начинает приобретать законодательный ха­ рактер. Отсюда вое в более широкой форме разворачиваю­ щаяся «война законов», и задача коммунистов выиграть ее, не дать ей сползти, с одной стороны, в социальную кон­ фронтацию в ее самых жестоких формах и, с другой сто­ роны, наглядно, убедительно показать, что получит чело­ век-труженик от реализации заявляемых законодательных преобразований. Кроме двух противоположных политиче­ ских тенденций — социалистической и антисоциалистиче­ ской — начал складываться и центристский блок различ­ ных партий, к которому присоединилась часть КПСС ('включая высшее руководство партии). Четко выраженной политической позиции у центристского блока нет, что по­ рождает его нестабильность, двойственность и постоянный отток сил из центра либо к социалистическим, либо к ан­ тисоциалистическим партиям. При этом проявляется тен­ денция к усилению влияния антисоциалистических партий. Причинами усиления антисоциалистических партий являются: рост масштабов частнопредпринимательской деятельности, ведущий к расширению социальной базы этих партий, углубление кризиса в стране, ошибочно свя­ зываемое в массовом сознании с кризисам социализма; определенная растерянность и неорганизованность партий социалистической ориентации. Необходимо объединить внутри КПСС силы социалисти­ ческой ориентации на основе четкого определения про­ граммных целей и задач, отмежеваться от социал-демокра­ тических, псевдоценлрисгскях, консервативных течений в ПЯ-РТМИ, КПСС необходимо сформулировать свое отношение к Со­ ветам народных депутатов и последовательно проводить партийную линию через свои фракции в них. Особенно важно 'развивать взаимодействие фракций коммунистов а Советах с трудовыми коллективами, имея в виду в даль­ нейшем расширение производственного принципа в избира­ тельной системе. Важнейшей задачей является укрепление обновленного Союза Советских Социалистических Республик, сохранение социалистической ориентации Конституций СССР и союз­ ных республик, ликвидация национальной розни и вражды между народами ООСР на основе их свободного самоопре­ деления. КПСС считает необходимым выступить с законодатель­ ной инициативой по вопросам: усиления ответственности за разжигание национальной розни, за призывы к насиль­ ственному изменению существующего строя; о статусе бе­ женцев; о праве собственности на землю по принципу — «земля принадлежит только тем, кто ее обрабатывает»; о депутатской ответственности; о социальной защите трудя­ щихся; о расширении производственного принципа при формировании Советов народных депутатов всех уровней; о развитии кооперации и др. Реализация этих законодательных инициатив станет ос­ новой для стабилизации политического положения в стра­ не. Важную роль в этом должны сыграть средства массо­ вой информации. КПСС будет вести разъяснение целей и задач, стоящих перед обществом, раскрывать подлинную сущность псевдодемократических лозунгов и программ антисоциалистических сил. § 3. Социальная сфера В социальной сфере КПСС считает приоритетными за­ дачами повышение уровня жизни народа и соблюдение прав и свобод человека, важнейшим из которых является право на труд. КПСС должна стать партией социальных гарантий, обеспечить человеку возможность • трудиться и распоряжаться продуктом своего груда. В области соблюдения прав и свобод человека КПСС бу­ дет Обеспечивать гражданам СССР: — право на реальное участие в управлении своей тер­ риториальной единицей, регионом, республикой и страной в целом; — право на участие в производственном самоуправлении на предприятия или в организации независимо от формы собственности; — право на юридическую и фактическую безопасность, защищенность человека от посягательств на его личность с чьей бы то ни было стороны: государства, общества или отдельных лиц. КПСС будет стремиться к созданию правового государ­ ства, в котором будут соблюдаться Всеобщая декларация прав человека и последующие международные соглашения в этой области, выпо^шяться всеми гражданами и органами власти демократически принятые законы страны. . Достижение социальной справедливости КПСС считает возможным путем обеспечения равных возможностей для свободного развития каждого гражданина СССР. Этого мож­ но достичь только в условиях: — бесплатного общедоступного образования,, включая специальное среднее и высшее; — свободного приобщения к национальным и мировым ценностям культуры; — бесплатного здравоохранения, физкультуры и спор­ та; — сохранение и развитие фондов общественного по­ требления. Реализация этих условий предполагает постоянный конт­ роль со стороны общества за процессами социальной диф­ ференциации. Признавая неизбежность социальных разли­ чий на современном этапе, КПОС считает необходимым их регулирование и последовательное сокращение на основе принципа распределения по труду. Сохраняются только те индивидуальные различия в имущественном и социальном положении, которые вызваны разными способностями и трудолюбием. Люди ие равны по своим задаткам и достига­ емым результатам, но именно поэтому распределение долж­ но быть не по капиталу, а по труду, дополненное распреде­ лением по результатам работы всего коллектива Это обес­ печивает одновременно и социальную справедливость и максимальную заинтересованность каждого человека в быстрейшем развитии экономики. В качестве первоочередной антикризисной задачи КПСС рассматривает задачу продовольственного снабжения насе­ ления. Для решения продовольственной проблемы необхо­ димо мобилизовать все имеющиеся ресурсы и средства, создать поощрительные условия для производства продук­ тов питания независимо от формы собственности. Необходимым 'условием выхода из кризиса является пре­ кращение межнациональных конфликтов. Предстоит огром­ ная работа по преодолению тяжелых негативных последст­ вий прошлой национальной политики. Партия выступает за обеспечение гармоничного сочета­ ния национальных и интернациональных ценностей и инте­ ресов, простора для свободного национального развития и одновременно наращивания интернационального единства социалистического общества. Интернационализм в ленинском понимании всегда включал обязательный учет националь­ ных интересов, уважение к самобытности каждой нации, признание равноправия всех народов, непримиримое отно­ шение к любым формам национального угнетения. КПСС проводит четкое разграничение между националь­ ным и националистическим, ростом национального само­ сознания я национализмом. Первое она всемерно поддерживает, второе отрицает ж решительно борется с ним. Овею главную задачу партия видит в тем, чтобы обес­ печить людям всех национальностей в нашей стране фак­ тическое равноправие, обеспечить заложенные в Конститу­ ции ООСР все права я свободы, последовательно бороться с дискриминацией людей по национальному признаку. Партия подтверждает свою верность ленинскому прин­ ципу самоопределения народов. Исторический опыт гово­ рят о (Необходимости рассматривать самоопределение не только как единовременный акт, связанный с осуществле­ нием права на отделение. Это сложный, многоплановый процесс утверждения национального достоинства, развития языка я культуры, укрепления политической самостоя­ тельности, экономического и социального прогресса. НПОС считает, что было бы неправильным сводить саг мооцределение народов СССР только к отделению, обедняя тем самым емкое содержание этого принципа. В современ­ ных условиях этот принцип находит свое оптимальное вы­ ражение в самоуправлении, которое обеспечивает сохране­ ние национальной 'самобытности, право каждого народа пользоваться всеми благами суверенитета, самостоятельно решать разнообразные вопросы своего развития. Одновре­ менно 'самоуправление предполагает добровольное объеди­ нение республик н национальных образований во имя ре­ шения общих для всех задач, органическое их включение в развитие всей страны. Коммунисты вь&тупают против попыток подмены совет­ ской федерации рыхлой конфедерацией под флагом борь­ бы против засилья союзного центра. Под национально-государственным суверенитетом КПСС понимает добровольное распределение функций между территорией и центром. Распределение функций должно быть оптимальным и учитывать возможности территория и центра, связанные с масштабами решаемых задач (тер­ ритория, страна, международное сообщество). Участие на- ционально-государственного образования в решения задач всех уровней должно Выть обязательным и решающим. Партия выступает против монополии одной нация на тер­ риторию, деление людей на коренных и некоренных. Она считает, что демократизм и интернационализм нашего об­ щества должен неукоснительно соблюдаться и на личност­ ном уровне, в органической связи с проблемой прав чело­ века, гражданина. КПОС подтверждает, что основными принципами нацио­ нально-языковой политики в ООСР были и остаются сво­ бодное развитие и равноправие всех языков, добровольный выбор языка обучения. Введение статуса государственного языка не должно вести к языковой дискриминации. (Высшей и конечной целью всей работы партия но гар­ монизации межнациональных отношений является обеспе­ чение того, чтобы все советские граждане, независимо от национальности, чувствовали себя ' свободными я любой точке страны. § I. Роль партии в обновлении общества Выступив инициатором политики перестройки, КПСС сохранила за собой функции н организатора, и исполните­ ля этой политики. Вместе с тем КПСС способствовала то­ му, чтобы в реализации политики перестройки участвова­ ли все социальные силы общества, без поддержки кото­ рых решение поставленной задачи было бы затруднитель­ ным. В рамках этого курса была провозглашена политика демократизации общественной жизни, начато движение к созданию многопартийной политической системы в ООСР. Эта инициатива КПОС получила широкую поддержку в стране, привела к созданию различных общественных дви­ жений и партий, способствовала пробуждению творческой активности советских людей. Однако последующее развитие событий показало, что КПСС в определенной степени не смогла перейти от этапа выдвижения инициативы к этапу ее реализации на прак­ тике. Прежде всего это выразилось в непоследовательной экономической стратегии перестройки. КПСС сказалась не готова и к ведению политической борьбы в условиях за­ рождающейся многопартийности. Не была дана реальная оценка антикоммунистическим силам, которые смогли ор­ ганизоваться н начать активное наступление на КПОС, Партия оказалась в значительной степени деморализован­ ной, начался массовый выход из КПОС. Серьезные трудно­ сти для партии создало и отставание в области теоретиче­ ской, идеологической, организационной работы от реаль­ ных, жизненных вопросов, волнующих людей. Нерешенность отмеченных экономических, политических, идеологических проблем привела к ослаблению роли КПОС в реализации политики перестройки, обновлении общества. Признавая допущенные ошибки, КПСС считает необходи­ мым сосредоточить усилия на координации своих дейст­ вий со всеми общественными движениями и партиями, ста­ вящими своей целью обновление общества в рамках соци­ алистического выбора. § 2. Партия в политической системе СССР В условиях многопартийной политической системы ос­ новным вопросом для КПСС (как н любой другой полити­ ческой партии) является вопрос о власти. Следовательно, главная задача КПЮС в условиях многопартийности — бороться за большинство мест в высших . органах законо­ дательной и исполнительной власти СССР. Решение этой задачи возможно в том случае, если программа, предло­ женная КПЮС, будет' отвечать интересам большинства из­ бирателей. Одной из важных проблем деятельности КПЮС в усло­ виях -многопартийности является то, что система парла­ ментской демократии л СССР не имеет , достаточно устой­ чивых традиций и механизмов реализации законов. Признавая неизбежным осуществление парламентской демократии в настоящий момент, КПОС вместе с тем счи­ тает ее временной, переходной ступенью к демократии со­ ветского типа, основы которой начали формироваться в первые годы Советской власти. Советский тип демократии предполагает формирование законодательных и исполни­ тельных органов власти не только по территориальному, но л по производственному принципу. Формирование со­ ветской демократии в ленинском понимания было останов­ лено фактически сразу после смерти В. И. Ленина, а с на­ чала 30-х годов Советы были превращены в придаток бюро­ кратической системы управления. В этой связи перед КПЮС в современных условиях стоит двойная задача. Во-первых, обеспечить эффективность ра­ боты существующей системы законодательной и исполни­ тельной власти. (Во-вторых, создать предпосылки для пере­ хода к советской системе демократии. Для этого необхо- КПЮС признает и поддерживает основополагающую роль культуры в развитии общества. Подъем культуры в широком смысле слова >— неотъем­ лемая составная часть совершенствования Общества. Главными направлениями культурной политики партии являются: — Создание полноценных условий для максимального раскрытия человеческих возможностей и удовлетворения культурных запросов каждого гражданина; — отстаивание высших общечеловеческих ценностей, имеющих универсальное, гуманистическое содержание. Партия с доверием и надеждой относится к интеллиген­ ции, признает ее особую роль в жизни общества. Интелли­ генция аккумулирует мировую культуру, обогащает ее*% собственным творчеством и несет ее в широкие социаль­ ные слон. Эту важную миссию не в силах исполнить никто другой. Ни культурный, ни научный, ни нравственный прогресс, ни сама демократия невозможны без решающего участия интеллигенции. КПЮС считает важнейшей задачей воплощение ленин­ ской мысли о том, что коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память всем богатством зна­ ний, выработанных человечеством. Быть коммунистом — значит, быть высококультурным человеком. Повышение культуры и нравственности общества каждый коммунист должен начинать с себя. Партия считает приоритетное развитие науки, образо­ вания и культуры необходимым источником прогресса об­ щества с гарантированным будущим. КПОС выступает за всемерное укрепление финансовой и материально-техниче­ ской базы духовной сферы, увеличение бюджетных ассиг­ нований на эти цели, за оптимальное сочетание госбюджет­ ного, коммерческого и благотворительного начал в финан­ сировании культуры. КПЮС за бережное отношение к культурному и духовно­ му наследию, памятникам истории и культуры, сохране­ ние и приумножение национально-культурного достояния народов страны. С целью последовательного преодоления отчуждения людей от культуры КПЮС будет способствовать созданию соответствующих экономических и социально-политиче­ ских предпосылок, призванию законных прав граждан на приобщение к благам культуры, обеспечению доступности культурных ценностей для воех слоев населения. КПЮС выступает за преодоление идеологических догм и администрирования в духовной сфере, гарантированную свободу творчества и защиту художника от любых форм вмешательства в творческий процесс, поощрение состяза­ тельности идей и талантов, беспрепятственное соревнова­ тельное решение культурных, художественных направле­ ний, стилей, школ, что предполагает как свободу творче­ ства, так и свободу критики. Партия исходит из того, что пределы государственного регулирования культурной дея­ тельности должны быть строго ограничены законом. Ни одна культурная программа не может иметь монопольно­ го значения, исключать другие программы или возмож­ ность свободного гражданского выбора. Партия будет способствовать обеспечению права на сох­ ранение и развитие национальной самобытности на всей территории страны, включая свободу участия в националь­ но-культурных движениях, создание национально-культур­ ных институтов, 'воспитания в традициях своего народа, развитие фольклора, художественных промыслов, народ­ ных ремесел и родного языка, а также широких культур­ ных Связей С соотечественниками за рубежом. КПСС за .уважение самобытности и равноправия культур всех про­ живающих в СССР народов, расширение и совершенство­ вание их свободного взаимодействия. Переход к рынку усиливает тенденции коммерциализа­ ции культурной жизни с негативными последствиями для духовного развития общества. Будучи озабоченной нара­ стающей угрозой воздействия коммерческих форм куль­ турной деятельности иа нравственное здоровье народа, прежде всего детей и молодежи, КПОС считает недопу­ стимой тотальную коммерциализацию духовной жизни и выступает за правовую я экономическую защищенность культуры, профессиональных творческих работников в 'ус­ ловиях рыночных отношений. Партия будет активно спо­ собствовать укреплению нравственных основ и морали, .выс­ тупать за охрану нравственности от пошлости эрзац-куль­ туры, насилия и жестокости. КПЮС придает большое значение открытости отечествен­ ной культуры общегуманистическим идеям, обеспечиваю­ щим включение страны в духовную жизнь современного мира, созданию условий для широкого международного сотрудничества, свободного обмена духовными ценностя­ ми с зарубежными странами. димо (цачав с районного уровня) создать из представите­ лей трудовых коллективов районные Советы трудящихся. Такой Совет будет действовать в качестве равной палаты трудящихся наряду с палатой жителей, избранной по тер­ риториальным округам. Аналогичная структура должна быть установлена и в городских, и областных Советах. В Верховном Совете ОСЮР и республиканских Верховных Советах должно -ч, быть равное кодичество депутатов, избранных по произ­ водственным, национально-территориальным и территори­ альным округам. Каждый депутат может быть отозван в любой момент, если избиратели, трудовые коллективы соч­ тут это необходимым. Переход И системе советской демократии должен осуще­ ствляться постепенно, по мере того, как будут укрепляться органы власти, сформированные по производственно-терри­ ториальному принципу. Для разрешения этой задачи КПЮС будет анализировать реальную расстановку политических сил в обществе и строить свою политику с учетом ошибок, допущенных в первые годы перестройки. В наиболее общем виде расстановка политических сил в стране в условиях углубления кризиса выглядит следую­ щим образом. Самыми крупными являются три политиче­ ских группировки: КПЮС и близкие к ней партии социа­ листической ориентации, яе стремящиеся к конфронтации с КПЮС; партии антикоммунистической ориентации, про­ водящие политику жесткой конфронтации с КПОС; пар­ тии и общественные движения патриотической ориентации, стремящиеся к духовному возрождению Отечества, укреп­ лению отечественной государственности, решению эконо­ мических, культурных и других проблем. В такой ситуации КПСС считает необходимым конструк­ тивное сотрудничество со всеми политическими силами, выступающими за обновление советского общества в рам­ ках социалистического выбора. Такое сотрудничество мо­ жет быть выражено в различных формах на основе прин­ ципов равенства и партнерского взаимодействия. Что касается антикоммунистических сил, то КПЮС не может не ответить я а брошенный ими вызов жесткой по­ литической борьбой. При этом КПОС учитывает, что в ан­ тикоммунистическом движении принимают участие опре­ деленные •социальные группы, не нашедшие удовлетворе­ ния своих интересов в других партиях и лишь поэтому примкнувшие к антикоммунистам, а также те, кто постра­ дал от бюрократической системы. Это отряды в митинго­ вом движении, которые могут круто изменить свою поли­ тическую ориентацию, когда ясно увидят истинные цели антикоммунистов. КПЮС считает, что 'за влияние на эти социальные группы необходимо упорно бороться. КПСС считает необходимым активно сотрудничать и с неполитическими общественными организациями и движе­ ниями, со всеми, кто стремится к улучшению жизни наро-^. да и социальной справедливости. § 3. Социальная база партии Коммунистическое движение возникло и развивалось как движение рабочего класса, отстаивающего свои клас­ совые интересы. Классовый интерес пролетариата выра­ жал и выражает также и коренные интересы всех других классов и социальных групп, которые в силу исторических условий оказались или оказываются отстраненными от распоряжения продуктами своего труда. Отчуждение че­ ловека труда от результатов своей деятельности является глобальной общечеловеческой проблемой, поиск путей ре­ шения которой объединяет и сплачивает всех, кто стремит­ ся ее решить. Из всех классов и социальных групп, пытаю­ щихся преодолеть проблему отчуждения, рабочий класс является самым многочисленным классом, занятым непос­ редственно производством материальных благ. Организо­ ванное рабочее движение является самой мощной полити­ ческой силой современности. Поэтому решение общечело­ веческих проблем невозможно без участия рабочего к лас РАЗДЕЛ II. ПАРТИЯ И ОБЩЕСТВО

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2