Советская Сибирь, 1990, № 175

I Э к о л о г и я : з о н а т р е в о г и И Г и д р о у б и й с т в о К а т у н и ещ е не состоялось. Н о трагедия возможна, счи та е т п р о ф е с с о р П. Г. Олдак «Леса ун и ч то ж им , зверя распугаем. Реки пок р ою т с я нефтью, рыба вся по ги бнет. Города придется пе реносить с берегов рек километрое за десять, п о с ко л ь ку иначе ■ них нев озмо жн о будет существовать. Пресную воду начнем добывать, растапливая лед океана. ..». Э то т неутешительный пр о г н о з будущ ег о Сибири, выск аз анный однажды академико м М . А. Лаврентьевым, еще не подтвердился — Катун - ская ГЭС существует по ка только в пр оекте. Но в течение трех лет он пересматривался у ж е нес к ол ь к о раз. Сегодня вопрос о строительстве К а т у н с к о й ГЭС вышел на финишную прямую; или п р ое кт будет окончательно провален, или будет приня то правительственное решение, и тогда мощный гидро ги га нт с к р у т и т своей стальной лапой вольное течение Катуни. Практически все известные в нашей стране, внешне весьма различные, ру котворные катастрофические си туации Арала, Чернобыля, Вол ги, Ладоги, задымленных городо в, опустынивания засоления почв и т. д. — результаты грубого тех н окра ти че с ко го нарушения пр иродных равновесий. Ликвида ци я таки х по следствий обходит ­ ся горазд о д о ро ж е их созд ания. А у истоков осуществления па губных проект ов — благие намерения. О судьбе К ат уни , всего Запа дн о -С и ­ б и р с к о г о края — наш ра зго вор с д о к т о р о м э к о ­ номи че ски х наук, инициатором создания экологи ческой ассоциац ии в защ иту Катуни профессор ом Павлом Григорьевичем Олдаком. — Павел Григорьевич, вы «воевали» за экологию Байкала, за сибирские реки. Значит, теперь третий рубеж — Катунь? — Третий рубеж, и, по всей вероят нос ти, самый трудный. Если в первых дв ух случаях по ­ р ц и я Сиби р с к о г о отделения А к а д е м и и наук была единодуш ­ ной — прот ив те х н о к р а ти ч е с ко ­ го по дхода, то по вопр осу К ат у н с к о й ГЭС мнения ра зделились. У это го прое кта есть свое «за»: горные ст анции обычно хо р ош о вписываю тся в п р и р о д ­ ные с трук туры . Но и т ол ь ко . Те, к то смотрит правде в глаза, по ­ нимает, что наша цивилизация не спо собна еще по длинно гр амотно использо вать природу, и надо быть св ерхо сторо жным и в больших пр о е к т а х преобразования природных систем, они в большинстве случаев п о ку п а ­ ю тся ценой разрушения п р и ро ­ ды. Отсюда — очень весомые аргументы прот ив стро итель ст ­ ва К а т у н с к о й ГЭС. Первый — то, что Алтай — красивейший уг о ло к Сибири , где, по словам Василия Ш у к ­ шина, «горы, горы, а пр ос тор такой , что д уш у ломит». У р о ­ вень же нашего строительства такой , что прежде, чем там что- то будет построено , там в окру г все будет ра зруш ено , по т р а д и ­ ции, «до осн ованья, а затем ...». А затем — нас подстерегает У н е м а л о оп асностей . Катунская долина — зона большого выхода рт ут ных пород. На о с н о ва ­ нии экс пе рт и зы ученые пр ед по ­ лагают в оз м о ж н ос т ь ртут ного отравления. Предотвратить это отравление пр ак ти че ски н ев оз ­ мо жно заранее — ртуть может быть с к онцентрирована в одном месте, в большом ку с ке породы, и по степенно загряз нят ь воду. Вполне вероятна и такая к а р ­ тина. Водохр анилище К а т у н ­ с к о й ГЭС будет наполняться .вешними водами, а з и м о й у ро ­ вень воды будет опуска ться. РдУТ.Йь|е соединения попадут в карманы, образ ованные понвами на склонах каньо на . З им ой ртуть зам ерзн ет и будет рвать го р н у ю породу . То есть, п о ми ­ мо отравления, есть оп асн ость быстрого и необратимо го пр о ­ цесса разрушения гор. Это равносильно гибели Алтая. Еще один опасный по дводный риф — высокая сейсмичнос ть района, окол о 9 баллов, В о з м о ж н о , при подз ем ном толчке лопнет плотина. Трудно себе представить, как весь этот к о ­ лоссальный запас воды о б р у ­ шится на К а т у н с к у ю долину, смоет все на своем пути — г о ­ рода, горные селения. И это снова — жертвы, огромные цифры убытк а, плачущая п р и р о ­ да. — Но Годному Алтаю нужна энергия... — Существует малая энерге ­ т и к а , она дешевле и выгодней. в ст роительстве ГЭС на К а т у ­ ни нет н и ка ко й необходимос ти еще и по то му, что пр акти чески эн е р гию будущего гиганта м о ­ жет с ус пехом заменить неис- поль зующаяся энергия с уще ст ­ в ующ их в Сибири ги д ро эл ек тр о ­ ст анций. — А сколько стоит Катум- ская ГЭС? — Пр ое ктная оцен ка — 1,3 миллиарда, но в де йствительности она будет стоит около 3 миллиардов рублей. Не безболезненной будет эта сумма для к р и з и с н о й э к о н о м и к и страны, которая вынуждена считать к а ж ­ дую к опе й ку . — Н о те, кто стоит а о п п о ­ зиции вам, прежде всего М и н ­ энерго, М и н во дх оэ и р у к о в о д с т ­ во Го рно-Алта йско й автономной области, уповают на с т р о и ­ тельство станции, к ак на вернейший спо соб у с к о р и т ь э к о н о ­ мическое развитие края. — О, это до боли з н а ко мо е утверждение! К аждый новый людое дский п р ое кт (а скол ь ко их было за 72 года ) об основы ­ вался к ак источник благоденствия народа и улучшения п р и р о ­ ды, к ак панацея от всех с о ц и ­ альных бед. Я не с порю с тем, что с т р о и ­ тельство ГЭС — мощный толч о к э кон о ми чес ко г о ра звития. Но к то сядет в р о с кош ны й самолет, если известн о, что он вряд ли пр иземлится? Мы предлагаем Горному Алта ю альтернативу рискованной ГЭС: и с ­ пользование местны х в о з м о ж ­ ностей, став ку на развитие малых эко н о м и че с к и х форм, с о х ­ ранение природы и уклада х о ­ зяйства ал тайского народа. Это — индуст рия т у ри з ма , в том числе и эл итарного — с по рт и в ­ ного, охо тничьего — путеш ес твия по санным трассам. Э то — разведение маралов, пр ои зво д ­ ство па нтакрина, облеп ихового масла, пушнины, с б о р лекарс твенного папоротника .. . 1000 неисполь зованны х в оз можностей ! — Недавно состоялось учредительное собрание н о в о р о ж ­ денной ассо циации «Э ко л о ги че ­ ская альтернатива», одним из инициаторов создания котор ой были вы. Чем вызвано появление ассоциации? — Ассоц и аци я возникла т о гда, ко гд а мы, ученые, вдруг и с ­ пугались, что наши отдельные голоса в защиту К ат уни затер яются в о г ромном механизме приня тия пр авительственных решений, и когда мы увидели, что есть серьезные социальные с и ­ лы, которые эгоистичны , видимо, коррумпированы и денежно заинтере сованы в реализации прое кта. С о ю з ученых, обществен нос ти , средств массовой и н ­ формации долж ен прот ивостоят ь этим темным силам. Э кол о ги че ­ с кое движе ние всяко го рода, партии «зеленых» ставят своей целью отрицание техн окра ти че ­ с к и х решений, и они, без ус лов ­ но, правы. Но они не мо гу т ничего предложить взамен. И по ­ т о м у их очень легко « о т о д в и ­ нуть в с тор он у » : да, плохо, но что поделаешь — жи ть надо, энерги я нужна, а пр ирода — она еще потерп ит . С нами спорить сложнее, потому что мы, оп ираясь на широкие в о з мо ж н ос т и т ех нического прог ресс а, го в о ­ рим об использо ва нии п р о е к ­ тов с минимальной н а г ру з ко й на природные системы. Наш к о ­ зырь — к о н с тр у кти в на я альтернатива. Ассоциация смо ж е т в к а к о й - то мере пр отивосто ять м о н о п о ­ лии в науке, ведь на нашей стороне — мощный потенциал ученых, мы вправе провести свою ми н и -эк с пе р т и зу . «Э кологи ческа я альтернатива» делает по ка только первые шаги, но я не пред вижу легкой ж и зн и для этой ассо циации, с ней будут вести борьбу, и не всегда честную . Т а к у ю , напр имер, к о т о р ую вело ру ководство Гор но-Ал та й ско й автоном ной области, когда сознательно манипулировало общественным мнением населения Алтая, когда не пропустило на местном телевидении передачу «П р о ти в о ­ стояние на Катуни» , и во мн о ­ ги х др у ги х случаях. Там, в верх них эшелонах, свои интересы, какие — не могу утверждать , но то, что это не интересы алтайс к о г о народа, го во рю со всей от ветственность ю. — Павел Григорьевич, ассоциация родилась в Н о в о с и б и р ­ ске, а воюет за К ат унь , заботится о проблемах А лтайско го края. Разве это не суверенное Право алтайцев — самим решать судьбу своей малой родины? — Только не в этом случае. Вы не забывайте, что стро ить - ся-то ГЭС будет на народные деньги, ро сси й ски е. Ф и н а н с и ­ руя предприятие, мы имеем право знать, во что вкладываем деньги. Но дело даже и не в этом. Россия стол ьк о дурных пр оектов финансировала... Я хочу особо по дчеркнут ь, что проблема К а т у н с к о й ГЭС — это дело от нюдь не одного лишь Г орного Алтая, к а к это пытается пока за ть наша о п п о з и ­ ция, это проблема всего Западн о -Сиби р с ко го региона. И это реальная в оз м о ж н ос т ь р у к о т ­ ворной трагедии для Но во с ибир ­ ска тоже. Катунь — п р и то к Оби, и ртутное отравление на К ат уни неминуемо дойде т до О б с ко го бассейна. А это — страшные болезни, психичес кое вырождение человека. Э то за ­ грязненные подземные воды неродящая почва, эвакуация населения, пере строй ка водо снаб ­ жения. Я не пу гаю новосиби р ­ цев, я хочу, чтобы они поняли, что угр оза К а т у н с к о й ГЭС — это угр оза нашему с п о к о й н о ­ му зав трашнему дню. — То есть с и б и рс ки й вариант Чернобыля? — Да, и общественность уже поняла это, ме тко ок рестив К а - т у н с к и й проект «ртутным Чернобылем». Знаете, в народе живет к а к о й - то интуитивный здравый смысл, он кож е й чувствует беду . ' — Слышала так ое мнение что вопрос К ат уни — это лишь вопрос пр от ивосто яния научных круго в. А общественное мнение в спо ра х по прое кт у оасценивается к ак слиш ком эмоциональное , дилетантское и потому вряд ли оно сможет что-то изменить. .. — Победит та научная точка зрения, которая будет по льзоваться подд ерж ко й общественности. Ведь рубли-то народные, и горе народное. И как 2 0 лет назад Байкал был буквально паролем, до стат очно было сказать «Бай кал», и люди приходили на помощь, сейчас то же — с бор ьбой за Катунь . И я совершенно уверен, что ассоциац ия найдет и с кр ен н и х с т ор он ни ков в нар оде. Настало, наконец , время поставить надежный заслон всяко го рода корыст ным интересам, отстоя ть наши сибирские реки, и с п о к о н века кормившие и поившие местный народ и пр ишедших сюда россиян. Беседу вела Л. А БЕЛО ВА . « Б о р о в ч а н к а » нтерес к народам Си ­ бири был издавна велик у иноземных к у п ­ цов и пу теш ес твенников . Из сообщений ар абского пу тешественника X I V столетия Ибн-Батуты видно, что до страны мрака ку пцам надо было сделать «40 станций», или ос тановок в пути. Путеводителем в той земле была собака, которая ценилась в 1.000 динаров, или стольк о же, скол ько шуба из г о р ­ ностая. Вос точнее И р ку т с к о г о ос трога уже было основано еще 20 острого в, и вся эта огромная территория от А м у ­ ра до Камчатки вошла в состав Р ос с и й с к о й империи. С и би рс ки й митро по лит Павел пише т грамоту в Дау- рию игумену строящегося Се ленгинского монастыря св ятой Живоначальныя Т рои ­ цы, чтобы он взял на себя все церковные дела края, а именно в ос трога х: И р ку т - начен Филофей Лещинский. Э то т ревнитель веры и благочестия стал при ж и з н и широко известе н и к ак просветитель. В о с п и та н ни к К иевской ду ховной академии, широк о образованная личность, Ф и ­ лофей Лещ и нски й прибыл в обширнейшую и отдаленнейшую епархию, где остро чувствовался недос тат ок священников, богослужебных книг". х ри с т и ан с кую ' веру, и их крестить, а неволею н икаких иноземцев не крестить и ясак с них не складывать». Петр I сам был и плотник- корабельщик. и мореход, и по лководец, и лекарь, и пр о ­ светитель. Подвижничес тва требовал и от по дчинен ­ ных. Филофей, епархия к о ­ торого была почти сплошь из инородцев, стал истинным радетелем и х просвещения и крещения. «Для вспоможеПрехрасные качества меха соболя и горнос тая, в Е С т р а н и ц ы и с т о р и и нем не заводятся вши и бло- ц хи, побуждали эм иро в Пер- в сии, Ирана, Индии и Китая Е платить за шубы баснослов- Е А купцы, чтобы 2 отправлялись в в небезопасные пу- в ные цены, заработать, далекие и тешествия. в В условном месте и в у с - в ловленное время куп цы рас- Е кладывали привезенные т о - в вары, среди к оторых были в золотые и серебряные и з - *" делия, жемчуг и самоцветы. Жители Сибири брали все это, оставляя взамен пр ек ­ расные меха. Чаще мена со ­ вершалась беск орыстно, по ­ любовно, хотя случались и обиды, и распри. Прошло столетие, а в глухих волостях культ пред ков у народов Сибири оставался незыблемым. Священным деревом у ханты и вогули- чей была лиственница. Из юрт, стоящих поодаль, приносили дереву жертвы, с о ­ вершали молитвенный обряд. У хантов был «молебный камень». Поклонялись птицам, живот ным. Особенно в почете был медведь. Ненцы хр анили семейных идолов в чуме. Верили, что они по мо га ­ ю т в промыслах, торговле, на поле брани. И х кормили , мазали рот кашей, жиром . Если б о ж о к не угождал х о ­ зяину, его бросали наземь, топтали. Если умирал х озяи н чума, вдова облачала идола в его одежду , брала на ночь с собой в постель. В 1620 году была учре ж ­ дена Тобольская епархия, 11 февраля 1622 года В с е ­ р о с с и й с ки й па триарх Ф и л а ­ рет посылает грамоту Сиби р с к о м у и Т обол ь с ком у арх и е п и с к о п у К иприану , где делает упр еки , наставления и желает, чтобы она была пр о ­ чтена во всех церк вах Сибири. Удаленность вновь с о з ­ да нно й епархии от главы Ру с с кой церкви сказывалась в послаблении веры и благочиния, а этого допускать было нельзя. ОВАРЩЕИИВ Е НАРОДОВ ХРИСТИАНСТВО СИВИРИ > т » ш > 1 т « н м п 1 1 * м * > 1 1 1 1 1 1 1 П 1 | 1 1 | 1 П 1 П 1 1 1 1 1 1 1 1 н 1 1 Н 1 П 1 1 | | м 1 П 1 1 П 1 1 П 1 1 1 1 Ш 1 Ш 1 1 П 1 1 1 1 1 1 Н 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Н 1 1 1 1 1 1 т 1 1 1 1 1 1 1 | | 1 н ! 1 с к о м , У д и нс ком , Ба ргу зин- ском, Не рчинском, Албаз ин- ском , А р г у н с ко м , Селенгин- ском. Ил имском и Братском. 13 мая 1681 года настоятелю Се ленгинского мо нас тыря Ф е д о с е ю и п о с тр иж ен - н и ку М а к а р и ю пришла благословенная грамота от митрополита Павла, разрешаю ­ щая «иноверцев всех вер призывать к православной х р и с т и ан с кой вере, крестить и учить» . (Древние ц е рков ­ ные грамоты В о с т о ч н о -С и ­ би рского края. Казань 1875. С. 10— 11). На основах викариатства в 1706 году была учреждена И р ку т с к а я епархия. С 1725 года она ст ановится самостоятельной. Самыми дальними землями ведала Камчатская епархия. Енисейский казачий с от н и к Петр Бекетов построил в Ленском ос троге в 1632 году часовню . Она была нужна р усским с л уж и ­ лым людям, чтобы исполнять свой долг передбогом. В кажд ом сиби рс ком остроге были храмы, во мно ги х ясачных зимовьях часовни. В 1663 году основан Я ку ц ки й Сп ас с кий монастырь, служивший «ц ентром благочестия и х ри с т и ан с ко го просвещения». В 1646— 1649года х в Якутии обращено в православие 119 человек. В 1702 году Сиби рским и Тобольским митро по литом был назПо у к а з у Петра I в 1701 году в Тобольске повелено ус троить «училище по пов ­ с к и х , д ь я к о н с ки х и це рков - нических детей», в котором надлежало учить грамоте и катехизису православной веры. Тем, кто уд остоился сана священника, полагалось «народ учить и мн о го чи сленных иноверцев, неведую- щих Создателя Господа Бога». Способствовать позн анию их истинной веры и «ко св ятому крещению искать расширения до самого го с у ­ дарства К ита йс ко г о» . (Чтения Общества И стории и Древнос тей Р оссийских . 1863, № 4. С. 25). Сиби рски й митро полит Филофей просил у Петра I завести в Тоб ол ьске др у ка р - ню (типографию — Л. Ф . ) , чтобы печатать учебники, приво з к оторых до ро г и недостаточен. В грамоте ар химандриту Мисаилу писал о «посольстве в Китай, для пр о ­ поведи слова Божия» . С 6 декабря 1702 года во всей Сиби рской митро по лии стали исполнять сл ужб у согласно соборным догматам, все, что не соответствовало эт о ­ му, предавалось «церко вном у духо вн о м у суд у» . * В ответах Петра I митрополиту Филофею, который новокреще нных иноверцев мыслил освободить о т ясака, указывалось : «Которые иноземцы по хотят волею своею крес титься в православную ния церкви святой, — писал он, — и расширения православной х ри сти ан ской веры школам быть в Тоб ол ьску. .. а для д етско го учения завести дв у карню в Тобольску, в Софийском дому , великого Государя казною , а дру- ковать буква ри , часословы малые, псалтыри». В Тобол ьской семинарии изучали тат ар ский и остяцкий язы ки, в 12 школах Камчатки обучалось 20 0 детей камчадалов. Пр ихо дски е священники в воскресные дни после богослужения обучали мирян (в том числе и и н о ­ родцев) за к о н у Божьему и грамоте. Православная вера проявляет тер пимость к д р у ­ гим верам, бывало, она пр о ­ щала иноверцам их смертные вины через покаяние. Постепенно к вере пр авославной приобщились кн я зь ­ ки п р и об с ких народов — о с ­ тяков, вогулов, хантов, манси. Потом и сами народы, жившие вблизи Пелыма, Березова, Сургута, Обдорска. Население, жившее в глубинке, продолжало верить в своих кумиро в. А к то м благоразумия и терпимос ти к вере остяков было со стороны Филофея обращение к царю с просьбой оставить нек оторые ку мир- ницы и идолов — нельзя сразу рубить круто. Но Петр I воспротивился этому. В ту по ру в Сибири получил широкое распрос транение кита йски й и английс к и й табак. За него скупали у местного населения меха. М онополия на винокурение способствовала росту пи тей ­ ных домов, кабаков, а зна ­ чит. и спаиванию коре нно го населения, к отор ому разрешалось сдавать меха за вино. М и тропол ит боролся пр отив пьянства, курения и блуда, как среди паствы, так и клира. в ид и м о , на него пожаловались царю, и он был патриархом отлучен от митрополии. Ф илофе й '" Лещинский стал схимонахом Ф едором , ко торый остался продолжать прежнее дело — обращение ост як ов в православную веру. Царская грамота от 7 июня 1710 года на имя схимонаха Федор а была грозна и бесп ре кословна: «Ехать вниз великой реки Оби до Березова и далее, и где найдут по юртам о с ­ тяцким их прелестных мнимых богов шайтанов, тех о г ­ нем палить и рубить и капища их разорять и вместо тех капищ часовни стро ить... и их, остяков , приводить ко крещению». Схимонах Ф ед ор безропотно отправился на подвиг во имя православия. И стал «просветитель и апостол остяков и вогулов». В середине X V I I I столетия в Сибири насчитывалось 28 монастырей. Старанием од ­ ного схимонаха Федор а было возведено 37 церквей для иноверцев, принявших крещение. Архиере й-сх имонах ( Ф и ­ лофей Лещинский) и его преемник митрополит А н т о ­ ний постарались ус тановить посильную стоимость за церковные обряды. За венчание священники брали гривну, за крещение — 3 копе й ки , за молитвы роженице — 2 копейки , за сороковые молитвы — 2 копейки , за п о гребение больших — гривну, детей — 5 копеек . За пр о ­ чие молитвы — кто сколько подаст. 4 августа 1729 года митрополит Ан тоний гр амотой архимандриту Порфирию препоручал построение це рк ­ вей во всех острогах, входящих в его ведение. ( «Т ом ­ ские губернск ие ведомости», 1866, № 15— 16). Так православие креп ко входило в быт сибиряков . По данным седьмой ревизии (1815 ) в Якутии из 76 .918 человек оставались шамз- Церковь наступали шь 485 нистами. ла... А . Ф Е Д О Т О В . Л ю б и т е л я м - р ы б о л о в а м Новый уча с то к лицензионного лова П о м н о г о ч и с л е н н ы м п р о с ь б а м л ю б и т е л е й - р ы б о л о в о в и о б ­ щ е с т в о х о т н и к о в и р ы б о л о в о в п р и н я т о р е ш е н и е о б о т к р ы ­ т и и у ч а с т к а л и ц е н з и о н н о г о ' " л о в а с п л а в с р е д с т в , к о т о р ы й р а с п о л о ж е н п о л е в о м у б е р е г у О б и в р а й о н е п е р е к а т а п и ж - н е - О г у р ц о в с к и й , ч т о р а с п о л о ж е н п о л о ц м а н с к о й к а р т е н а 6 8 5 — 6 8 8 к м ( т а к н а з ы в а е м ы й З е л е н ы й м ы с ] и в т о р о й у ч а ­ с т о к п о п р а в о м у б е р е г у О б и н и ж е о с т р о в а М а л а ш к а д о м ы ­ с а К а м е ш е к , и л и 6 9 0 — 6 9 2 к м п о л о ц м а н с к о й к а р т е . Лов рыбы разрешается ^ а этих учас тках не ближе 100 м от судово го хода, куда заплывать стро го запрещается, и нарушители этого пункта будут стро го наказываться. Стоимос ть лицензии на эти х учасАгах составляет 4 рубля, льготная — 2 рубля. Рыболовам-любителям разрешается выловить по лицензии: 10 суда ков и прилов остальных видов рыб, согласно норме, установленной правилами любительск о го и с по рти вно го рыболовства. Лов рыбы по лицензиям разрешен на этих учас тках до 1 ок тября 1990 года по вторникам, средам, субботам и воск ­ ресеньям. Утро м — с 7 до 13 часов, вечером — с 17 до 23 часов. Лицензии в основном нео бходимо приобретать зар анее в г о ро дс ком обществе ох о тни ков и рыболовов по адресу: ул. Каинская, 5. Кроме тог о, продажа лицензий будет организована в лод о чн о-моторном клубе «Нива» в районе Зеленого мыса, второй п у н к т продажи — по правому берегу реки Оби, н и ж е острова Малашка. 3 режиме лицензионно го лова ог овор ено и согласовано с другими ведомствами, что рыболовы-любители не будут находиться ближе 100 метров от судо во го хода. Э то нео бходимо стро го выполнять, иначе учас ток будет признан непр игодным для лиц ензионно го лова. По окончании уж ения рыболов долж ен сделать отметку о выловленной рыбе у инспек тора рыбоохраны. Желаем вам удачи! П. К И Р Е Е В . Старший го сударственный и нспек тор Но во сибир ско й и н с пекции рыбоохраны. С. Ш У К Ш И Н . И хти ол ог Н о во с ибир с ко й инспекции рыбоохраны. К о м м е н т и р у е т с п е ц и а л и с т ЛЬГОТЫГРАЖДАНАМ, ПЕРЕЖИВШИМ БЛОКАДУ ЛЕНИНГРАДА Решение Совета М и нистров СССР от 30 .04 .90 «О льготах гражданам, пережившим блокаду Ленинграда в годы Великой Отечественной войны», три месяца как вступило в силу. Однако опубликовано оно лишь в газете «Вечерний Ленинград». Годы, прошедшие после ок ончания войны, разбросали бывших блокадников по всему Сою з у , есть эти люди и в нашей области. Ниж е публикуем льготы гражданам, пе режившим блокаду Ленинг ра да в период Великой Отечественной войны и награжденным медалью «За оборону Ленинграда» или зна ко м «Жителю блокадного Ленинграда». (Печатается по тек сту газеты «Ве черний Ленинград» от 15 мая 19 90 г.). п о л ь г о т н о й и н в а л и д о в й Творчество н ародно го хора «Б оро в чан ка » и з О ПХ «Б о р о в с ко е » хор ош о зна комо любителям р у с с к о й пе сни и танца. Э то т колле ктив не раз подтверждал свое высоко е исполнительское мастерство. Он удо стоен л ауре атских званий облас тного смо тра и I I I В с е с о ю з н о г о фестиваля нар одных хор ов . ..... ...... ........ ............. . Сейчас «Б оро в чан ка » нахо дится в расцвете тво р че с ки х сил. Певцы и танцо ры ' ^ н ~" " " " у " А р т ю ш и н а ; выступает 'танцевальная" гр уппа хора много ра ботают над к онцертными номерами, до водят их испо лнение до в и р т у о з ­ ности. Недавно х ор вернулся с гастролей по Молда вии, Мног очисл енные почетные ди п ­ ломы, грамоты, хор ош ие рецензии в местной прессе го воря т о сердечном приеме сибиряков на молдавской земле. Н А С Н И М К А Х (слева направо); солисты «Б оро в чан ки » Г. Ф . М енькова , О. Ф . Ф о т о С. Дятлова. — 5 0 - п р о ц е н т н а я с к и д к а с о с т о и м о с т и п р о е з д а о д и н р а з в г о д ( т у д а и о б р а т н о ) ж е л е з н о ­ д о р о ж н ы м т р а н с п о р т о м , а ■ р а й о н а х , н е и м е ю щ и х ж е л е з н о ­ д о р о ж н о г о с о о б щ е н и я , — в о д ­ н ы м / в о з д у ш н ы м и л и м е ж д у г о ­ р о д н ы м а в т о м о б и л ь н ы м т р а н с ­ п о р т о м ; — б е с п л а т н ы й п р о е з д н а в с е х в и д а х г о р о д с к о г о п а с с а ­ ж и р с к о г о т р а н с п о р т а ( з а и с к ­ л ю ч е н и е м т а к с и ) ; — п р а в о н а п о л у ч е н и е б е с ­ п р о ц е н т н о й с с у д ы н а и н д и в и д у ­ а л ь н о е ж и л и щ н о е с т р о и т е л ь с т ­ в о в п о р я д к е , п р е д у с м о т р е н н о м д л я и н в а л и д о в В е л и к о й О т е ч е с т в е н н о й в о й н ы ; — п р а в о н а и с п о л ь з о в а н и е о ч е р е д н о г о е ж е г о д н о г о о т п у с к а в у д о б н о е д л я н и х в р е м я , а т а к ж е н а п о л у ч е н и е д о п о л н и ­ т е л ь н о г о о т п у с к а б е з с о х р а н е ­ н и я з а р п л а т ы с р о к о м д о д в у х н е д е л ь в г о д у ; — п р а в о п о л ь з о в а н и я п р и в ы х о д е н а п е н с и ю п о л и к л и н и ­ к а м и , к к о т о р ы м о н и б ы л и п р и ­ к р е п л е н ы в п е р и о д р а б о т ы ; — п р е и м у щ е с т в е н н о е п р а в о н а о б е с п е ч е н и е п о м е с т у р а б о ­ т ы п у т е в к а м и в с а н а т о р и и , п р о ф и л а к т о р и и и д о м а о т д ы х а , а т а к ж е н а п р и е м в с а д о в о д ч е ­ с к и е т о в а р и щ е с т в а ( к о о п е р а т и в ы ) ; — 5 0 - п р о ц е н т н а я с к и д к а со с т о и м о с т и т о п л и в а п р и о б р е т а в м о г о п о н о р м а м , у с т а н о в л е н ­ н ы м д л я п р о д а ж и н а с е л е н и ю , п р о ж и в а ю щ е м у в д о м а х б е з ц е н т р а л ь н о г о о т о п л е н и я . — т а к ж е д л я и н в а л и д о в : — б е с п л а т н о е п р и о б р е т е н и е л е к а р с т в п о р е ц е п т а м в р а ч е й ; — п р а в о н а п о л у ч е н и е б е с ­ п р о ц е н т н о й с с у д * * ч л е н а м с а д о в о д ч е с к и х т о в а р и щ е с т в н а п р и о б р е т е н и е и л и с т р о и т е л ь с т ­ в о с а д о в ы х д о м и к о в и н а б л а ­ г о у с т р о й с т в о с а д о в ы х у ч а с т к о в ; — о б е с п е ч и в а ю т с я п р о д у к т о ­ в ы м и н а б о р а м и к о д н ю п о л н о г о с н я т и я б л о к а д ы , Д н ю П о б е д ы , к ю б и л е й н ы м д а т а м и х р о ж д е н и я ; — о б е с п е ч и в а ю т с я в н е о ч е р е д ­ н ы м о к а з а н и е м м е д и ц и н с к о й п о м о щ и в о в с е х а м б у л а т о р н о ­ п о л и к л и н и ч е с к и х у ч р е ж д е н и я х г о р о д а ; — о б е с п е ч и в а ю т с я в н е о ч е ­ р е д н ы м п р о т е з и р о в а н и е м з у ­ б о в ; д л я и н в а л и д о в — б е с п л а т ­ н о е п р о т е з и р о в а н и е и р е м о н т з у б н ы х п р о т е з о в ( з а и с к л ю ч е ­ н и е м п р о т е з о в и з д р а г м е т а л ­ л о в ) , а т а к ж е о б е с п е ч е н и е в у с ­ т а н о в л е н н о м п о р я д к е п р о т е з а ­ м и и д р у г и м и п р о т е з н о - о р т о п е ­ д и ч е с к и м и и з д е л и я м и ; — о б е с п е ч и в а ю т с я в н е о ч е ­ р е д н о й г о с п и т а л и з а ц и е й в б о л ь ­ н и ц ы г о р о д а ; — о б е с п е ч и в а ю т с я е ж е г о д ­ н ы м м е д и ц и н с к и м о с м о т р о м в п о л и к л и н и к а х п о м е с т у ж и ­ т е л ь с т в а и л и п о м е с т у р а б о т ы с п о с л е д у ю щ и м д и с п а н с е р н ы м н а б л ю д е н и е м ; — о б е с п е ч и в а ю т с я в п е р в о ­ о ч е р е д н о м п о р я д к е о ч к о в о й о п ­ т и к о й ; — о б е с п е ч и в а е т с я в н е о ч е р е д ­ н о е о б с л у ж и в а н и е в а п т е к а х г о ­ р о д а ; — доставляются лекарства на дом одиноким и тяжелобольным; — п р е и м у щ е с т в е н н о е п р а в о н а п р и о б р е т е н и е л е г к о в ы х а в ­ т о м о б и л е й ( з а с ч е т ф о н д о в , в ы ­ д е л я е м ы х п р е д п р и я т и я м и у ч ­ р е ж д е н и я м ) , д е т а л е й к а в т о м о ­ б и л я м ( п о у т в е р ж д е н н ы м г л а в н ы м у п р а в л е н и е м т о р г о в л и н о р м а м ) ; — п р и е м п р е д в а р и т е л ь н ы х з а к а з о в н а п р о м ы ш л е н н ы е т о в а р ы п о а с с о р т и м е н т у , е ж е г о д ­ н о у т в е р ж д а е м о м у г л а в н ы м у п ­ р а в л е н и е м т о р г о в л и ; — п р о д а ж а п р о м ы ш л е н н ы х т о в а р о в в к р е д и т п о р а с ш и р е н ­ н о м у а с с о р т и м е н т у , е ж е г о д н о у т в е р ж д а е м о м у г л а в н ы м у п р а в , л е н и е м т о р г о в л и ; — в н е о ч е р е д н о е о б с л у ж и в а ­ н и е в а т е л ь е п о ш и в а и р е м о н ­ т а о д е ж д ы ( п р и е м и в ы д а ч а з а к а з о в ) ; — в ы п о л н е н и е з а к а з а е а т е ­ л ь е п о ш и в а в у к о р о ч е н н ы е с р о к и ; в е р х н е й о д е ж д ы — 25 р а б о ч и х д н е й , л е г к о г о п л а т ь я и т р и к о т а ж н ы х и з д е л и й — 20 д н е й , р е м о н т о д е ж д ы и т р и к о т а ж н ы х и з д е л и й — 3 — 12 д н е й ; — в н е о ч е р е д н о е в ы п о л н е н и е з а к а з о в п р е д п р и я т и я м и б ы т о в о ­ г о и к о м м у н а л ь н о г о о б с л у ж и ­ в а н и я в с р о к и , у т в е р ж д е н н ы е с о о т в е т с т в у ю щ и м и м и н и с т е р с т ­ в а м и ; — в ы п о л н е н и е з а к а з о в н а р е м о н т к в а р т и р в н е о ч е р е д и и и с п о л н е н и е и х в к р е д и т п р и с т о и м о с т и з а к а з а 3 0 и б о л е е р у б л е й ( в к л ю ч а я с т о и м о с т ь м а т е р и а л а ) ; — в н е о ч е р е д н о й п р и е м п о в о п р о с а м В Т Э К ; — п р е д о с т а в л е н и е п р е и м у щ е ­ с т в е н н о г о п р а в а н а у с т р о й с т в о в д о м а - и н т е р н а т ы ; — у с т а н о в к а т е л е ф о н о в п р и в в о д е н о в ы х А Т С о ч е р е д и , п о с л е у ч а с т н и к о в в о й н ы ; — п р е и м у щ е с т в е н н о е п р а в о н а в с т у п л е н и е в г а р а ж н о - с т р о ­ и т е л ь н ы е к о о п е р а т и в ы н а п о л ь з о в а н и е к о л л е к т и в н ы м и г а ­ р а ж н ы м и с т о я н к а м и , м е с т а м и д л я х р а н е н и я т р а н с п о р т н ы х с р е д с т в н а о т к р ы т ы х п л а т н ы х с т о я н к а х и н а в с т у п л е н и е а к о о п е р а т и в ы о о с т р о и т е л ь с т в у и э к с п л у а т а ц и и к о л л е к т и в н ы х с т о я н о к л о д о к и к а т е р о в ; — п е р в о о ч е р е д н о е т е х н и ч е ­ с к о е о б с л у ж и в а н и е и р е м б ^ т п р и н а д л е ж а щ и х т р а с п о р т н ы х с р е д с т в , а т а к ж е п р о д а ж а з а ­ п а с н ы х ч а с т е й и р е з и н ы ; п р и ­ ем п р е д в а р и т е л ь н ы х з а л в о и в о т д е л а х з а к а з о в ПО « А а т о т е х - о б с л у ж и в а н и е » , о б с л у ж и в а ю - щ и х у ч а с т н и к о в В е л и к о й О т е ч е ­ с т в е н н о й в о й н ы , п о е д и н о м у п е р е ч н ю , е ж е г о д н о у т в е р ж д а е ­ м о м у г л а в н ы м у п р а в л е н и е м т о р г о в л и ; —- в н е о ч е р е д н а я п р о д а ж а б и ­ л е т о в н а в о з д у ш н ы й , м о р с к о й , р е ч н о й и а в т о м о б и л ь н ы й т р а н с ­ п о р т в м е с т е с о с л е д у ю щ и м * с н и м и ч л е н а м и с е м ь и , п р и о б р е т а ю щ и м и б и л е т ы д л я л н н и ы х п о е з д о к ; — в н е о ч е р е д н о е п о л у ч е н и е б и л е т о в н а ж е л е з н о д о р о ж н ы й т р а н с п о р т — п р и о б р е т а ю щ и м б и л е т ы п о л ь г о т н ы м т а л о н а м ; — в н е о ч е р е д н а я п р о д а ж а б и ­ л е т о в н а к о н ц е р т ы , с л е н т э н ц * , в в ы с т а в о ч н ы е з а л ы , м у з е и (с в н е о ч е р е д н ы м п р о х о д о м в в ы с т а в о ч и ы е з а л ы и м у з е и } , о к и ­ н о т е а т р ы , н а с п о р т и в н ы е м е р о ­ п р и я т и я ( н а в с е с т а д и о н ы ) . ь С п о р т и в н о • к о н ц е р т н ы й к о м п ­ л е к с и м . В. И. Л е н и н а и Д в о р е ц с п о р т а « Ю б и л е й н ы й » ; — в ы д е л е н и е 25% < с а д о в ы х д о м и к о в и 25% п и л о м а т е р и а л о в ( д л я с т р о и т е л ь с т в а с а д о в ы х д о м и к о в ) о т п о л у ч е н н ы х н а э т и м а т е р и а л ы ; — в н е о ч е р е д н о е п р е д о с т а в л е н и е м е с т в г о с т и н и ц а х ж и т е л я м б л о к а д н о г о г о р о д а . п р и е з ж а ю ­ щ и м в Л е н и н г р а д ф о н д о в Я решила выяснить. какими льготами будут пользоваться (эдокадники, проживающие в г. Новосибирске и о-бласти. На вопросы отвечают К. И. Т А Р Х А Н О В — заместитель заведующего облсобесом, и М. Ф . БУБНОВ — инспектор. — Существует ли решение местных властей о льготах гражданам, пе режившим блокаду? — Мы подготовили ре комендации и передали их в облиспо лк ом для утверждения. Со гласно этому документу, все блок адники, проживающие на территории нашей области, буду т приравнены к участникам войны. — Но постановление СМ СССР от 3 0 апреля, приравнявшее их к учас тникам войны, не учитывает одного документа, а именно «О мероприятиях в связи с пр азднованием 45-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне». Значит ли это, что на блокадников не будут распр остраняться льготы: повышение всех прав пенсий на двадцать пять процентов минимальной пенсии, освобождение от по до ­ ходного налога? — Так ое повышение пенсий для блокадников не пр едусмотрено. Пересчет пенсий будет осуществляться в октябре это- гЬ года, согласно новому З а к о ­ ну о пенсиях. Что касается налогообложения работающих пенсионеров, то, как и с учас тников войны, с них будет взиматься лишь по ­ ловина подо ходного налога. — Еще один важный вопрос: коммунальные платежи. — Да. такие льготы есть. 50процентная ск ид ка при оплате жилплощади, за использование эл ектрознергии, водопр овода и другие, но этими льготами могут пользоваться только люди, имеющие инвалидность. — Какие еще льготы предусмотрены решением местных властей? — Участники блокады будут пользоваться правом бесплатного проезда на всех видах городского транспорта, включая метро. Кроме того. первого июля вступило в силу еще одно решение — бесплатный проезд на автобусе (в пределах административного района) и на пр игородны х электропоездах Все блокадники в обязательном порядке будут пр и кр еплены к спецмагазинам, к а к и участ ники войны. Также они б удут обеспечиваться п р о д у к т о в ы ми наборами к Д н ю Победы, к юбилейным датам их рождения. Из этого списка исключен лиш* день полного снятия блокады, который отмечается в Ленинграде. Ин тервью вела Е. Г А Г И Н А .

RkJQdWJsaXNoZXIy