Советская Сибирь, 1990, № 57-58

ЗЕМ ЛЯ Ч КИ Не люблю телесериалы — долго. Особенно в том, например, случае , когда героиня у ж е в первой серии готова изменить своему добродетельному м у ж у , а решается на это только в пятой серии. Но вот «Солнечный ветер» вытерпел. И потому , что актриса в нем талантливая, и потому, что фильм о науке. Д е л о в том, что как раз в это время искал «ключ» для рассказа о Елене Федоровне Синяковой, кандидате геологоминералогических наук. Надеялся , что фильм что-то подскажет. И понял, что не ошибся, когда услышал с экрана телевизора слова: «Вся моя работа — это поиск иголки в стоге сена». Ключи судьбы Так же вот и у Синяковой, научного сотрудника лаборатории моделирования Института геологии и геофизики СО АН СССР, Когда спросил у нее, с чего она начинает, приступая к работе, то услышал ответ: — С того, что мою ампулы. — А лаборант что делает? — У нас в группе три кандидата наук и лаборанта нам не полагается. Нелепица вроде бы какая-то. но Елена Федоровна особого зн ачения этому не придает. Она привыкла много работать. Всегда. С детства. То есть с Новороссийска. Вернее, думаю, было бы там искать ключ к характеру и судьбе Синяковой. Она выросла в дружной и интеллигентной учительской семье. Ее отец, заслуженный уч и т е л ь Р С Ф С Р Федор Семенович Тени- щев, и мать, Антонина Максимовна, в Новороссийске и поныне. Но уже на пенсии. Впрочем, это неточно. Федор Семенович не выдержал пенсии. Он стал вести кружок юных шахматистов. И с точно т а ­ ким же тщанием, как и учительствовал. Из его круж ка вышли уже и мастера, и перворазрядники. Кроме того, он не забывает , что словесник, всю жизн ь учил детей русскому я зы к у и литер атуре, — пишет статьи в местные газеты. — У меня замечательные родители. — говорит с такой сердечностью Елена Федоровна, что р а ­ дуешься з а человека. — Работать , — добавляет она, — научил отец. А с умения работать человек и начинается. Мне кажется, что другого пути и нет. — И вы, конечно, каждый год ездите отдыхать в Новороссийск? — Конечно. Всей семьей. На море тоже наш дом. Дети плавают, как дельфины... — Не ж а ль вам после теплого края, после Черного моря перебираться к морю Обскому? Да и вообще, что вас привело сюда? — Как что?! — удивляется Синякова. — Романтика. — Неужели?! А море разв е не романтично? — Представьте, что едва я з а ­ кончила школу, а мне уже наговорили: под Новосибирском есть з а ­ мечательный Академгородок. Я не случайно «пыта л» о романтике Елену Федоровну. Она приехала в Сибирь не в конце пятидесятых и не в шестидесятых, а позже, когда романтический слой Академгородка как бы уже рассеивался, уступая позиции более строгим и устоявшимся временам. Но у Синяковой свой взгляд на романтику. Природа в ней лишь фон, второй план. Романтику прежде всего создают люди и дело, которым Ты занят. Такие люди, как Александр Александрович Годовиков. Он увлекал молодежь умом, идеями, неожиданностью суждений. Это так ая удача — встретить при становлении, на первых шагах не только талантли ­ вого ученого, но и яркого, сердечного человека. В сущности, то, чем сейчас з а ­ нимается Синякова и многие дру ­ гие исследователи лежит, как на основе, на том, что делал и предлагал Годовиков. Сейчас он работает в Москве, но его школа в Академгородке набирает силу. Если упрощать, то раб ота Елены Федоровны состоит в том, чтобы в лаборатории воссоздать условия, протекающие в природе. Например, воссоздать физико-химические условия образования минералов. Модель — своеобразн ая имитация того, что есть или что должно быть. Сейчас, например, в лаборатории изучаются так называемые халькегинидные системы, то есть с участием серы. Но это мало о чем говорит читателю. Скажем лишь, что моделирование с в я з а ­ но и с синтезированием веществ, и с их исследованием всеми доступными методами и способами. То есть работа эта — медленное, нередко мучительное накопление информации. Крупицами, ф а к т и к а ­ ми, деталями. Поиск иголки в стоге сена. Трудная жизнь в науке. Ее всю, целиком, можно посвятить одним кристаллам и... не достичь удовлетворения. Нужны методичность, упорство, твердый характер, мужество, вера. А х , д у м а е ш ь , н у ж н о л и ж е н щ и н е н е с т и т а к о й к р е с т ? Д а е щ е и м е ю щ е й с е м ь ю , д в о и х д е т е й . Д а е щ е п р и н а ­ ш е м д е ф и ц и т е , п р и н а ш е й з а р п л а т е , п р и н а ш е й ж е с т к о с т и о т н о ш е н и й . — Д о б а в ь т е с ю д а , — г о в о р и т Е л е ­ н а Ф е д о р о в н а , к о г д а я д е л ю с ь с н е й с в о и м и с о м н е н и я м и , — ч т о р а б о т а , и с с л е д о в а т е л я н е к о н ч а е т с я п о с л е п я ­ т и и л и ш е с т и в е ч е р а . В ы й д е ш ь и н о й р а з и з и н с т и т у т а , с м о т р и ш ь п о д н о ­ г и , а н а а с ф а л ь т е , с р е д и т р е щ и н , и з - в и л и н . с к о л а б о в , с и с т е м а , к о т о р у ю м ы и з у ч а е м в л а б о р а т о р и и . Д е н ь з а д н е м ш т у д и р о в а н и е л и т е р а т у р ы , п р и к и д о ч - н ы е э к с п е р и м е н т ы , п о т о м з а б и р а е ш ь ­ с я в т е м у в с е г л у б ж е , в с е д а л ь ш е , о д ­ н а з а д а ч а с м е н я е т с я д р у г о й . Ч а с а м и р а б о т а е ш ь с м и к р о с к о п о м , п р о в о д и ш ь и з о т е р м и ч е с к и е о т ж и г и , с т р о и ш ь д и а ­ г р а м м ы , а н а л и з и р у е ш ь , и а к в е д е т с е б я с о е д и н е н и е , н а к о н о в з а и м о д е й с т ­ в у е т с д р у г и м и . . . К о н е ч н о , у т о м и т е л ь н о , у с т а е ш ь , н о в е д ь э т о м о е д е л о и я е г о л ю б л ю . И т р у д н о е о н о , и к а к б у д т о и н е т р у д н о е . В о т т а к . Тогда что же огорчает Синякову? Она помолчала, вздохнула, а потом ск азал а, что ее огорчает тематика нынешних дискуссий в л аборатории. Раньше они по обыкновению обсуждали вместе свои профессиональные дела. Сейчас не то. Нынешние темы — митинги, д е ­ монстрации. события на Кавказе, в Средней Азии и т. д. Нет, сама Синякова на митинги не ходит. Не до того ей. — Мы, — замечает она с явной самоиронией. — витийствуем и протестуем у себя в лаборатории. Отношения прекрасные, микроклимат самый доброжелательный, и поэтому любой протест проходит. — А в семье? В ответ Елена Федоровна смеется: — У меня очень образованный и внимательный муж. Он всегда поймет природу моих протестов. Муж тоже геолог. Они учились вместе в НГУ. И родители мужа геологи. Я не удивлюсь, если и дети пойдут по их стопам. Но пока они ходят по поручениям родителей. Но уже с учетом их склонностей, привычек и особенностей. Одному сыну десять лет, а другому — тринадцать. Один — «сова», а другой — «жаворонок». Так вот жаворонок ходит рано утром за сыром. Все обязанности в семье распределены. Все, что связано с кнопками, моторами, машинами,— дело мужа. Елена Федоровна будто в этом ни в чем не разбирается. Ей так полегче. Дает возможность с наслаждением почитать, к примеру, ■ Аксенова «Остров Крым» или «В круге первом» Солженици- на. Но завтрак , положим, и весьма плотный завтрак , — это ее дело. — А вы что делаете дома? — лукаво спросила Елена Федоровна. Я честно перечислил. — Маловато, — с к а з а л а она. — Но я еще с собакой хожу... — Это удовольствие. Не в счет, — определила Елена Федоровна. С и н я к о в ы е щ е н е и м е ю т н и д а ч и . н и м а ш и н ы , н и в и д е о м а г н и т о ф о н а . Д о п о л н о г о д ж е н т л ь м е н с к о г о н а б о р а и м п о к а д а л е к о в а т о . И д е н е г , н а к и б о л ь ш и н с т в у и н т е л л и г е н т н ы х с е м е й , х в а т а е т д а л е н о н е в с е г д а . Ж и т ь и м х о т е л о с ь б ы п о л у ч ш е . Ч т о у ж т у т . . . Н о в с е м ь е н и н ы т ь я , н и т о с к и , н и з а в и с т и . З д е с ь п р и м а т д у х о в н о с т и . И в э т о м т р е т и й к л ю ч н с у д ь б е г е о л о г а С и н я к о в о й . — С Е л е н о й Ф е д о р о в н о й т а н х о р о ­ ш о , — с к а з а л а м н е с т у д е н т н а п я т о г о к у р с а у н и в е р с и т е т а Н а т а ш а Б у г а е в а . — Я с к о р о п о е д у к с е б е д о м о й , в У л а н - У д э . Н о у ж е с н а н о п л е н н ы м м а ­ т е р и а л о м . В л а б о р а т о р и и м н е в с е п о ­ м о г а л и , , к а к м о г л и . Эстафета, начатая А. А. Годовиковым, продолжается. Р. НОТМАН. Фото С. Дятлов а. 8 I ЗЕМЛЯЧКИ мамины з а п о в е д и Т р и В д а л е к о м 1 9 2 8 г о д у , в с т у ­ п а я в к о л х о з , о т е ц о т д а л н а а р - т е л ь н ы й д в о р д в у х о в е ц и б ы ч ­ к а , а н а м о с т а л а с ь к о р о в а и о в ц а с д в у м я я г н я т а м и . М а т ь с т а л а р а б о т а т ь д о я р к о й в к о л - х о з е , а о т е ц с д в у м я о д н о с е л ь ­ ч а н а м и з а в е р б о в а л с я н а г о д н а з о л о т ы е п р и и с к и в Г о р н у ю Ш о ­ р н ю , ч т о б ы п о д з а р а б о т а т ь д е ­ н е г н а м н а о д е ж о н к у . Д о э т о г о в д е р е в н е ш к о л ы н е б ы л о , а т у т п р и е х а л а у ч и т е л ь н и ц а . и ш к о л у о т к р ы л и . М е н я в ш н о л у н е б р а л и , н о б у к в ы я у ж е з н а л и у м е л н е м н о г о ч и т а т ь и п и ­ с а т ь . М ы с м а м о й р е ш и л и н а ­ п и с а т ь п и с ь м о о т ц у п о д е е д и к ­ т о в к у : « З д р а с т е ! В о п е р в ы х с т р о к а х н а ш е г о п и с ь м а с о о б щ а е м , ч т о п и с ь м о в а ш е п о л у ч и л и и у з н а ­ л и , ч т о в ы ж и в ы - з д о р о в ы , а т а к ж е с о о б щ а е м , ч т о м ы т о ж е ж и в ы - з д о р о в ы , т о г о и в а м ж е ­ л а е м . Н а м з д е с ь н р а в и т с я , д о м т е п л ы й , м о л о к о , к а р т о ш к а е с т ь , с о л и к у п и л и , ж и т ь м о ж н о . Ж д е м о т в е т а . н 1к с о л о в е й л е ­ т а » . К о г д а я прочитал в е с ь т е к с т п и с ь м а , м а м а , [ н е м н о г о п о д у ­ м а в , с к а з а л а : « Х о р о ш о н а п и с а ­ н о . М н е п о р а Н; Г д о й к у , а т ы о т с е б я д о п и ш и е11е ч е г о - н и б у д ь и о т п р а в ь » , я Д о д у м а л и д о п и ­ с а л п о Сь»оему Р а з у м е н и ю . З а к о н ч и в п и с а т ь , с л о ж и л л и с ­ т о к т р е у г о л ь н и к ^ , н а п и с а л а д ­ р е с , н а д е л м а м й н ч е р н ы й п л ю ­ ш е в ы й ж а к е т (<Х х о т я и д л и н ­ н ы й , а н о в е е и [ ч и щ е м о е г о з и ­ п у н а ) , д о с т а л о т ц о в с к у ю ш а п к у , о н е е т о л ь к о п о Г л р а з д н и к а м н а ­ д е в а л , о д е л с я и б ы с т р о п о ш е л к б о л ь ш о м у д е р е в я н н о м у я щ и ­ к у о к о л о м а г а з и й а . И т а к , я б ы с т р о с о б р а л с я и п о н е с п и с ь м о | к п о ч т о в о м у я щ и к у , н о в к а р м а н а х е г о н е о к а з а л о с ь , в е р н у л с я — и д о м а н е т . М а м а с с е с т р о й б ы л и у ж е д о м а и н а б л ю д а л и з а м н о й . А н ь н а с п р о с и л а : « О т п р а в и л п и с ь м о ? » . А м н е с т ы д н о п р и . з н а т ь с я , и я с к а з а л : « Д а , о т п р а ­ в и л » . А о н а м не « К а к т е б е н е с т ы д н о ? Т ы г д е н а у ч и л с я в р а т ь ? А э т о ч т о ? » — и п о н а з а л а м о й т р е у г о л ь н и к . « А г а , в ы у к р а л и , э т о н е ч е с т ­ н о . В ы в и н о в а т ы ! » — з а к р и ч а л я . М а м а т у т с к а з а л а : « Д а в а й т е р а з б е р е м с я . В о р т о т , к т о п р и ­ с в а и в а е т ч у ж о е . А е с л и в е р н у л н а х о д к у х о з я и н у , э т о б л а г о ­ р о д н ы й п о с т у п о к . А в о т т ы г д е - т о н а у ч и л с я в ы к р у ч и в а т ь с я : в с е в и н о в а т ы , т о л ь к о н е т ы » . И д о б а в и л а : « Ч т о б ы ж и т ь с ч и с т о й с о в е с т ь ю , н а д о в ы п о л н я т ь т р и з а п о в е д и . П е р в а я : н е т о р о п и с ь д е л а т ь н е о б д у м а н н ы е п о с т у п к и . В т о р а я : е с л и о ш и б с я , н а д о ч е ­ с т н о п р и з н а т ь с я , и д о б р ы е л ю ­ д и п р о с т я т и п о м о г у т . Т р е т ь я : н е т в о е — н е т р о г а й , а в з я л ч у ­ ж о е — в е р н и » . Л и ч н о я ч у ж о г о н и к о г д а н е б р а л , а п е р в ы х д в е з а п о в е д и н а р у ш и л в д е т с т в е , о ч е м с о ж а ­ л е ю д а ж е т е п е р ь , П у с т ь д р у г и м э т о б у д е т у р о к о м ? Ф . С Е Д Л Е Ц К И Й . г . К у й б ы ш е в . хозяй ка кол хозной ванн С к а з о ч н ы й т е р е м к р а с у е т с я н а у л и ц е с е л а В е р х - И р м е н ь . Д е ­ р е в я н н ы е р е з н ы е к р у ж е в а о п ­ л е л и н а л и ч н и к и , к а р н и з ы . Е с ­ л и з а й д е ш ь в н у т р ь — и н т е р ь е р н е х у ж е . В с е э т о — о з д о р о в и ­ т е л ь н о е у ч р е ж д е н и е к о л х о з а « Б о л ь ш е в и к » , В н е г о в х о д я т р у с с к а я б а н я и ф и н с к а я с а у н а — к а ж д ы й в ы б и р а е т п о д у ш е . П о с т р о е н э т о т о з д о р о в и т е л ь ­ н ы й ц е н т р к о л х о з н и к о в п о ч т и ш е с т ь л е т н а з а д , п о и н д и в и д у ­ а л ь н о м у п р о е к т у . В б а н е — б о л ь ш и е у д о б н ы е п а р н ы е , а в с а у н е — б а с с е й н . П о п а р и в ш и с ь и н а к у п а в ш и с ь , м о ж н о о т д о х ­ н у т ь н а л е ж а н к а х , а п о т о м п о й ­ т и в б у ф е т , ч т о т у т ж е п о д б о ­ к о м , и в ы п и т ь ч а ш н у ч а я и л и к у м ы с а . Х о з я й к а э т о г о ц е н т р а з д о р о ­ в ь я — А н т о н и н а А н д р е е в н а О г о р о д н и к о в а . Н е с м о т р я н а с в о й п р е к л о н н ы й в о з р а с т , о н а д е я т е л ь н а и э н е р г и ч н а , е с л и в о з н и к н у т к а к и е - т о н е п о л а д н и , п о д н и м е т н а н о г и т е х н и н о в - с п е ц и а л и с т о в . Ч е л о в е к з а б о т л и ­ в ы й , д у ш е в н ы й , А н т о н и н а А н д ­ р е е в н а с т а р а е т с я , ч т о б ы в с е п о с е т и т е л и б а н и о с т а л и с ь д о ­ в о л ь н ы . И к о г д а и м т р а д и ц и о н ­ н о ж е л а ю т : « С л е г к и м п а ­ р о м ! » , т о м о ж н о б ы т ь у в е р е н ­ н ы м — т а к о н о и е с т ь . Ж и т е л и с е л а В е р х - И р м е н ь л ю б я т б ы ­ в а т ь з д е с ь , п о т о м у ч т о п р и х о ­ д я т с ю д а з а з д о р о в ь е м . Е. В О Л Ь П Е Р Т . с. В е р х - И р м е н ь О р д ы н с к о г о р а й о н а . Было хорошо от говорка начинавшего закипать самовара, от яркого солнца в окна, которое все преобразило. Я сиж у и в который раз оглядываю комнату, рассматриваю фотографии дорогих Максимовне людей. Раньше их не было, она, наверное, выставила и х , чтобы видеть постоянно. Такая причуда ее старости. Голова ее слегка дрожала: — Брат мой Костя. — продолжала она свой рассказ. — бежал из тюрьмы, когда Колчак объявился. Убежал Костя, и с пятерыми мужиками отряд организовали, значит, в партизаны ушли против белых. Я им сведения из деревни носила. Отец писал, что в деревне делалось, а я носила в корзинке с двойным дном, чер ез болото. Отец говорил: «Поймают, будут спрашивать, не говори ни за что. хоть и бить будут, а если скажешь, то и тебя, и мужиков убьют». Под мостком возле речки было у нас договоренное место, поднимешь доску, а там тайник... Страшное было время... Одного из нашенМой-то муж. Василий, комсомольцем был. Он да Федор первы ми в комсомол вступили. С гар ­ мошкой ходил. Было, заиграе т — так все девки « парни тут. а сн агитку как завернет, да потом плясовую, ну, девки и в пляс. Федор, тот на учителя потом выучился, а мой Василий так в люди и не вышел. водка подвела... Помню, у нас в деревне сп ектакль ставили: против невежества нашего дер евенского. Занавес сделали, как в настоящем театре. Я тогда стару- ху-колдунью играла. .. А смысл спекталя таков: мол. комсомольцы и молодежь, не будьте невежественны. не пейте вина. Ну. значит. М А К С И М О В Н А С фотографий смотрели печально тронутые временем лица; двое мужчин в военной форме, при медалях, один в кителе, в начищенных до блеска сапогах, другой в гимнастерке со складками. На одной размытой фотографии старик - крестьянин с семьей из шести детей. Стукнула дверь, в клубах холодного воздуха, раскрасневшаяся, пришла Максимовна, поставила в угол к печи батожок, сняла шаль и пальто,- — Ой, гостенек! За ж да л ся , поди... Самовар готов, сейчас чай будем пить, — ск аз ал а она звон ким голосом. Годы сохранили в ней твердость взгляда, морщинки на лице ее разгладились, когда она по-молодому улыбнулась. Максимовна засуетилась, начала расстав лять стаканы, я при нялся помогать наливать чай. Мы сидели, разговаривали, она расск азывала о своем житье-бытье, разговор переходил с одного на другое. — Почти одна я осталась от большой семьи. Одна... — говорил а она, поправляя зак олку в седых волосах. — Мне ведь восемьдесят пять, целый век прожила. Братьев уж нет, из се стер лишь младшая. .. Революцию пережила, считай, две войны... Все было, всего нагляделась. ских деревенских мужиков пиками искололи и бросили посреди улицы. И никто не поднял — боялись. Мне в то время двенадцать лет исполнилось... Она вдруг зам олчал а, уставившись в чашку чая. — А уж после революции меня членом сельсовета выбрали. Как- то приходит председатель сельсовета н говорит: «Надо выселять из деревни двоих наших жителей, мол, подпиши бумагу. А я ему: «Ты что, сдурел, что ли?.. Мужики наши, деревенские, мы их сы змальства знаем. За что их высе-- лять?» . Председатель сельсовета говорит: «Ты ничего не знаешь, один в колхоз не вступает, а другой пьет целыми днями. Бумага из района пришла, зйачит, весь этот элемент гнать...». Я не подписала эту бумагу. А он все равно выселил их... Я смотрел на ее большие, у з ­ ловатые руки, и мне думалось: старики — наша история, наша память. Максимовна повернула голову к фотографиям. задерж ала взгляд на одной из них. и вдруг в глазах ее заблестели огоньки молодости . нарядили меня старухой, дали кошку, я ее стригу, а кошка кричит, вырывается, ,. Смеху-то! Ну, а Василий мой говорит о темноте и невежестве. Вот так мы с ним и познакомились. В войну мужа на фронт призвали, а я на военном заводе работала. — Дети-то у вас были? — Нету у меня детей Некому даже в магазин сходить. — А как обходитесь? — Все сама делаю. Вот. спасибо, пенсию добавили, раньше-то я пятьдесят рублей получала. Она замолкает, остается одна со своими думами и воспоминаниями. А я думаю о том, что мы привыкли к собственному уюту, городской квартире , не зам еч аем или не хотим замеч ать наших стариков, а они живут своим миром, своим временем, своими воспоминаниями. А как старикам не хватае т тепла, элементарного человеческого внимания. не хватает доброго слова в старости. И просто нашей помощи. Потом я стал собираться на улицу, наспех надел куртку и вышел в с е ­ ни. Дом громко заскрипел половицами вслед, словно спросил у меня что-то важное. А. БА ЛА КИН . Поделитесь своей добротой Начну, пожалуй, с осени. И не с сестер, а с братьев. Это они — часть мужской половины новосибирской общины Церкви адвентистов седьмого дня — в первый раз тогда, по осени, появились в детском ортопедическом отделении НИИТО. «Братским десантом* назвали ту акцию. Подделали окна, чтоб не сифонило, подладили старенькую мебель, все спрашивая у вр а ч ей : что еще сделать, чтоб ребятишкам помочь? Потом появились и сестры. Мыли полы в палатах, коридорах, не брезгуя и туалетом. Под Новый год принесли своим новым подопечным подарки. Вот так и повелось:' Уж и сестры с братьями знают «своих» детей, и те их ждут с гостинцами да концертами. Кажется, нехитрые, немудреные песни под гитару да баян поют, незамысловатые фокусы (зато смешные такие!) показывают, а ребятня сидит, с превеликим удовольствием гостей принимает. Да разв е ж трудно понять ребят- ню-то? По году, два, три, а то и больше проводят здесь дети, перенеся не одну операцию по поводу сколиоза. Приехали со всех концов России, мамы и папы Завещают больных, конечно, но часто ведь не наездишься з а тридевять земель. Даже местным, новосибирским, свидание с родными р а з в неделю полагается. А от настроения, спросите любого доктора, ох. как много в лечении зависит! Я появилась в отделении около шести вечера. Гости уже были здесь второй час. Чествовали именинников. Понавезли стряпни, сладостей. красивых, румяных яблочек. Девчонки облепили маленькую симпатичную молодую женщину. — Как меня называть? Да как пожелаете. Можно Лена Медвидь, можно — сестра Елена. — Ваша религия не препятствует браку? Вы замужем? — А вспомните, как в Библии; «. ..И оставит человек мать свою и отца своего и прилепится к жене своей, станут двое — одна плоть...» Мой муж, Василий Васильевич, пресвитер в нашей общине. Но еще и работает, а я пока в декретном отпуске. У нас полуторагодовалый сын Миша. А во- обще-то я — надомница-вязальщица в «Сибирячке».. Ж а ль , пришлось пока учебу в сельхозтехникуме оставить из-за сына, но думаю вернуться на четвертый курс. — Хлопот с малышом, конечно, много. но вот вы ведь находите время и на этих, больных детей... — А как же? Человек должен отдавать свою доброту другим, иначе какой он человек! Если тебя пер естала мучить совесть, зн ачит, в тебе уже нет Бога, он оставил тебя. Мы всегда стремились к милосердию, но в миру отвергали нашу помощь. Как хорошо, что сейчас настало, такое время, когда проявлять свои чувства, свои благие желания можно открыто. — Ваша церковь проповедует здоровый образ жизни. Что, так уж совсем ничего лишнего себе не позволяете? — Но почему же? Категорических запретов на многое нет. Да и общаемся мы с разными людь ми: и верующими, и неверующими. А святой Павел говорит: «Все мне дозволительно, но нс все полезно». Просто, если Бог в тебе, ты не приемлешь ничего дурного. — А разводиться тоже можно? — Нежелательно, но случается. А случится, то идут двое к служителю церкви, и он говорит с ними о терпении, о взаимном у в аж е ­ нии, о сексе. В супружестве ведь все важно. — Лена, а кто в вашей семье главный? — Я считаю, что муж Василий. Хотя он меня не неволит, не з а ­ ставляет следовать только его советам, но я д ля себя знаю: Василий сказал: давай так сделаем, значит, я так и делаю. Н а ш а б е с е д а е щ е п р о д о л ж а л а с ь , а р е б я т и ш к и у ж е с т а с к и в а л и с т у л ь я в в е с т и б ю л ь , р а с с т а в л я л и и х д л я к о н ­ ц е р т а . Т и х о н ь к о з в е н е л и с т р у н ы н а ­ с т р а и в а е м о й г и т а р ы . Я п р о с л у ш а л а и х ' к о н ц е р т д о к о н ц а и в д е в я т о м ч а с у в е ч е р а з а с о б и р а л а с ь . Б р а т ь я и с е с т р ы е щ е о с т а в а л и с ь . Д о о т б о я б ы л о н е м н о ж к о в р е м е н и — н а ­ д о б ы п о б ы т ь с р е б я т н е й д о с н а . Е х а л а д о м о й и д у м а л а в с ю д о р о г у : м ы в с е т а к и е р а з н ы е , р а з н ы е л ю ­ д и , н о г л а в н о е , ч т о м о ж е т , ч т о д о л ж ­ н о н а с о б ъ е д и н и т ь , — э т о д о б р о т а , с е р д е ч н а я у ч а с т л и в о с т ь д р у г и д р у г у , т е р п и м о с т ь . Т о г д а , н а в е р н о е , и з л а о с т а н е т с я м е н ь ш е . X. КИРШИНА. На снимке: Е. МЕДВИДЬ. Фото В. Москвина.

RkJQdWJsaXNoZXIy