Советская Сибирь, 1990, № 57-58

Н ет маленьких . . . --------- Ш т р и х и к п о р т р е т у ---------- Наталья Орлова — одна из ведущих актрис ТЮЗа. И хо ­ тя в театре она у ж е пятнадцать лет, критики не очень-то баловали ее своим вниманием. Огромный сказочный репертуар, драматические роли небольшие — вроде бы нет материала, на котором можно выстроить портрет. Но, не претендуя на «первые места», актриса интересно и уверенно работала, и буквально в прошлом сезоне все ахнули : «А Орлова-то? А ? ! » . Небольшие заметки пристрастных театралов — попытка создать коллективный творческий портрет актрисы. Н а талья Орлова - Астрид, подру га Малыша в спектакле «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» Мы видим ее глазам и Малыша и по- нимаем, что для него Астрид не просто девочка. Это маленькая королева Белоснежное платьице, белоснежные колготки, туфли и сиреневые банты, как корана , на голове. Только ей з а ­ хочет подарить Малыш свой любимый воздушный шарик... Катя из сп ек так л я «Настенька»... Грянула война, и избалованной девочке впервые пришлось понять, что не она и ее желания — центр мира. Но самое интересное, что в этих изменившихся условиях открываются в ней совсем другие качества. Под «кра хмалом» ее героини бьется доброе, отзывчивое сердце. Мы открываем в ней живую душу, способность к состраданию. А вот маленькая, за думчивая Корова, вернее даже Коровка, в спектакле «Кошка, котора я гу л я л а сама по се ­ бе» по Р. Киплингу. Она может часами созерцать траву, цветы, любоваться зак атом солнца. Ее робкому сердцу милее всего порядок, гармония, соразм ерность. Поэтому она так настойчиво льнет к человеку, так торопится выйти из «дикого» состояния... Зой ка из «Милого Эпа» не занимает центрального места в спектакле, но зап оминаетс я зрителям . Потому что и она создана с большой любовью, человеческой добротой и юмором, с тонким пониманием характерности. Г. ЖУРАВЛЕВА. * * » С первых минут «собачьей истории» «Все так просто, господа!» зр и ­ те ль живет ожиданием-, когда же р а с ­ кроет свою подлинную сущность это плаксивое, напомаженное и надушенное создание — Бобо, генеральская болонка. Потому что ср азу под внешним характерным камуфляжем угады ­ ваетс я добрая, щедрая душа. Эта преждевременная, к азалось бы, у з н а ­ ваемость нисколько не вредит роли, потому что не противоречит правде жизни. Так, мы всегда способны по чувствовать большое, доброе сердце. даже если и прячется оно за ворохом малоприятных привычек и особенностей характера. Холеная, пышущая здоровьем и свежестью, в белоснежных рюшечках крошка Бобо — и живодерня?! Р азве можно представить вещи более несовместимые? Но именно сюда, в компанию бывалых, те ртых жизнью собак попадает волей кошмарного сл у ­ чая изнеженная болонка. Только теперь Бобо открывает для себя, что истинные достоинства ник ак не свя заны с тем, кто как одет и к какому кругу принадлежит. Только теперь для нее наполняются реальным содержанием такие понятия, как верность, надежность, мужество... Н. Орлова играет изменение в зглядов, представлений о жизни не как некую случайную метаморфозу, перерождение. а скорее, как возрождение Ее Бобо изначально отзывчива и готова к жертве. Другое дело, что до сей поры не представился случай извлечь лучшие свойства ее души из-под спуда сытых буден. Кто знает, пролежи Бобо весь свой собачий век на гене- ральшиных коленях, может, и остал ась бы невостребованной ее способность к жертве. Что же касается малопривлекательных черт характера Бобо, то их актр иса не ставит в серь ­ езную вину своей героине. Ее Бобо привередлива, но не капризна, полна наивного превосходства, но не высокомерна... Т. БЕЛОЩУЦКАЯ. * * * Ну, скажите , кто из нас, с детства знающих сказку Андерсена о Гадком утенке, помнит Утку-маму? Так, проходящий п е р с о н а ж .. Но. посмотрев на сцене. Т Ю З а «Дикого», вряд Ли кто-нибудь забудет нелепую, смешную, милую и чуткую героиню Натальи Орловой.. Ах, как искренне переживае т она за своих утят, как суетится, пока вылупляю тся они из яиц, как гордо и самозабвенно учит их ходить, как переживае т их неудачи и промахи! В общем ряду пластических масок спектакля персонаж Орловой — живой, узнаваемый образ, в пестром карнавале сказки он не теряется , не растворяется. Идет себе знакомая сказка . Карл учится летать и впервые познает р а ­ дость полета, недоступную прочим обитателям птичьего двора. И вдруг — встреча с матерью, во время которой нелепо переваливающаяся уточка, слушая р ассказ сына, как бы взлетае т. И за миг успевает рассказать нам больше о чувстве полета и свободы, нежели гордо выступающие лебеди. И это — без слов, одним своим физическим присутствием, пластическим рисунком, глубиной эмоционального всплеска.., Ставший в конце концов прекрасным лебедем, Карл посещает знакомые места, навещает птичий двор, мать. Сцена отречения матери от сына — с а м а я сильная. Глазами, полными слез, провожает Утка сына-лебе- дя, отрек аясь от него во имя его счастья, во имя сч астья своего нового выводка... Что идет на сцене? Веселая детская ск азка? Наталья Орлова поднимается в эпизоде до высот психологической драмы, сумев при этом не выйти из пластического образа сказочного карнавала. Вот ролей! уж воистину — неТ* маленьких Е. БУТОРИНА. М о ж н о б ы л о б ы у в е л и ч и т ь п е р е ­ ч е н ь р о л е й а к т р и с ы в с п о м н и в н е ­ с к л а д н у ю М а л а х о в у ( « Г у м а н о и д в н е б е м ч и т с я » ) , К л а р у ( « Д у р о ч к а » ) , Б у х а р у ( « В с я н а д е ж д а » ) , Х н х и к а л к у ( « А н ч у т н а » ) , т е т у ш к у Г а н к м е д ( « Т р и т о л с т я к а » ) , К с е ­ н и ю ( « И г р а в ф а н т ы » ) , н о в а ж н о т о , ч т о с к р о м н ы й м а т е р и а л с т а н о в и т с я д л я О р ­ л о в о й л и ш ь о т п р а в н о й т о ч к о й д л я р а б о ­ т ы . Н а и в н о с т ь и с в е ж е с т ь н р а с о к , з а р а ­ з и т е л ь н о с т ь с ц е н и ч е с к о й ж и з н и д е л а ю т к а ж д у ю е е р о л ь з а м е т н о й и п р и т я г а ­ т е л ь н о й . Т р у д о м и с к р о м н о с т ь ю з а с л у ­ ж и л а о н а с в о е п р а в о б ы т ь н а с ц е н е , в с е г д а н р а в и т ь с я з р и т е л я м . . . Н а с н и м к е : « Д и к и й » . Н . О Р Л О В А в с п е к т а к л е Ф о т о Г Ч и ч у л и н а . В Ы С О К О Е П Р И З В А Н И Е Счастливое известие о присвоении звания народной артистки РСФСР застало балерину Ларису Матюхину- Василевскую в Югославии, куда труппа театра оперы и балета выехала с большой концертной программой. Более двадцати лет отдала Лариса Матюхина театру, в который пришла в 1969 году после окончания Новосибирского хореографического училища. Пришла сразу солисткой, дебютировала в сложнейшей партии Авроры в «Спящей красавице». С блеском танцевала все ведущие партии в репертуаре. В 76-м — победа на Международном конкурсе балета в Варне — серебряная медаль (золотая не присуждалась), в 81-м — звание заслуженной артистки РСФСР. Лариса Матюхина - Василевская — из тех, о ком говорят: с ее именем связаны значительные достижения в истории сибирского балета. И в н о в ь в г о с т я х п о л я к и В Новосибирском театре драмы (новое название областного драматического театра) гостят главный режиссер Торуньского театра имени Хожицы пани Крыстина Мейснер и заведующая литературной частью пани Ани Блашнзак. Первое знакомство состоялось в мае прошлого года, когда директор нашего театра Нэлли Александровна Новицкая поехала в Польшу на традиционный международный театральный фестиваль. Тогда руководители от имени двух коллективов договорились о взаимном содружестве. И вот — поляки с ответным визитом. Они встретились с труппой, посмотрели спектакли, в том числе последнюю премьеру «Цилиндр» Э. де Филиппо, поставленную главным режиссером И. Борисовым, и вместе с хозяевами «сели за стол переговоров». Во-первых, об участии в 1991 Году Новосибирского театра драмы в международном фестивале, куда прибудут театры северных районов Польши, ФРГ, Чехословакии, Молодежный театр Таллинна и другие коллективы. Во-вторых, об обменных постановках. И, наконец, об обмене гастролями. Новосибирцы пригласили пани Мейснер привезти свой спектакль «Блоха» (по «Левше» Н. Лескова), за который она получила гран-при на международном фестивале. С чем наш театр поедет в Торуиь, будет решено немного позже. В о з ь м и т е н а з а м е т к у В Ы П Р И Г Л А Ш Е Н Ы в г о с т и . Д о л г х о з я е в — с о о б ­ щ и т ь р а м , и д е т л и р е ч ь о б о б е д е и л и л е г к о м у ж и н е , и д а т ь п о н я т ь , к а к с л е д у е т б ы т ь о д е ­ т ы м , ч т о б ы н е н а р у ш а т ь о б щ у ю г а р м о н и ю в е ч е р а . П р е ж д е ч е м з а в а м и з а х л о п н е т с я д в е р ь , м ы с о в е ­ т у е м е щ е р а з к р и т и ч е с к и о г л я д е т ь с е б я Д а , в ы г л я ­ д и т е в ы н е п л о х о , в ы д а ж е у с п е л и н е м н о г о , н а с к о л ь ­ к о п о з в о л и л о в а м в р е м я , о т д о х н у т ь и т е п е р ь п р е д ­ в к у ш а е т е у д о в о л ь с т в и е о т в с т р е ч и с д р у з ь я м и . С о в е р ш е н н о н е д о п у с т и м о о п а з д ы в а т ь б е з с е р ь е з ­ н о й н а т о п р и ч и н ы , о с о б е н н о т о г д а , к о г д а в ы п р и г л а ­ ш е н ы к о п р е д е л е н н о м у ч а с у ( в е д ь к э т о м у в р е м е н и х о з я е в а с п е ш а т з а к о н ч и т ь в с е п р и г о т о в л е н и я ) . Н о н е с т о и т п р и х о д и т ь и р а н ь ш е н а з н а ч е н н о г о в р е м е н и , в ы м о ж е т е п о с т а в и т ь х о з я е в в з а т р у д н и ­ т е л ь н о е п о л о ж е н и е и п о м е ш а т ь п о с л е д н и м п р и г о т о в ­ л е н и я м . С л е д у е т в с е г д а р а с с ч и т ы в а т ь т а к , ч т о б ы п р и ­ е х а т ь т о ч н о в н а з н а ч е н н о е в р е м я . Е с л и в ы д о б и р а е ­ т е с ь н е «на м а ш и н е и л и т а к с и , а в а ш и д р у з ь я ж и в у т н е б л и з к о , м ы с о в е т у е м у ч е с т ь к а п р и з ы о б щ е с т в е н н о ­ г о т р а н с п о р т а . Н е с к о л ь к о с л о в о п о в е д е н и и н а у л и ц е . Н а у л и ц е м у ж ч и н е п о л а г а е т с я и д т и с л е в а о т ж е н ­ щ и н ы ; е с л и ж е и д у т д в о е м у ж ч и н , т о с л е в а и д е т т о т , к т о м о л о ж е . Д е л и н а у л и ц е г р я з н о и л и в е д у т с я д о ­ р о ж н ы е р а б о т ы , т о м у ж ч и н а и д е т с в н е ш н е й с т о р о н ы т р о т у а р а ВЫПРИГЛАШЕНЫ В Е с л и ж е и д у т т р о е , т о ж е н щ и н а и л и с т а р ш и й п о в о з р а с т у и д е т п о с е р е д и н е . Е с л и в к о м п а н и и д в е ж е н ­ щ и н ы и о д и н м у ж ч и н а , т о м у ж ч и н а и д е т п о с е р е д и н е — т а к у д о б н е е в е с т и р а з г о в о р . Е с л и в м е с т е и д у т ч е т в е р о , т о л у ч ш е р а з д е л и т ь с я н а п а р ы : ж е н щ и н ы и л и с т а р ш и е п о в о з р а с т у и д у т в п е р е д и . О с т а е т с я д о б а в и т ь , ч т о в т р а н с п о р т е м у ж ч и н а д о л ­ ж е н у с т у п и т ь м е с т о ж е н щ и н е , п е р в ы м о с в о б о ж д а я П у т ь , п р о й т и к в ы х о д у , и , с о й д я , п о д а т ь ж е н щ и н е Р у н у . К а к п о л а г а е т с я и д т и п о л е с т н и ц е ? Н а э т о т с ч е т с о в р е м е н н ы е п р а в и л а о т л и ч а ю т с я о т т е х , ч т о б ы л и в п р о ш л о м . П р а в и л а э т и к е т а в X I X в е ­ к е б ы л и о ч е н ь с т р о г и . Н а п р и м е р , н е д о п у с к а л о с ь , ч т о б ы , п о д н и м а я с ь п о л е с т н и ц е , м у ж ч и н а ш е л с з а д и ( н е д а й б о г у в и д е т ь ж е н с к у ю н о ж к у ! ) . П о э т о м у о н д о л ж е н б ы л и д т и в п е р е д и . В н а ш е в р е м я , п о д н и м а ­ я с ь , м у ж ч и н а и д е т н а с т у п е н ь к у н и ж е — т а к о н м о ­ ж е т п о д д е р ж а т ь ж е н щ и н у в с л у ч а е н а д о б н о с т и . С п у ­ с к а я с ь п о л е с т н и ц е , м у ж ч и н а и д е т в с л е д з а ж е н щ и ­ н о й н а т а к о м р а с с т о я н и и , ч т о б ы у с п е т ь п о д д е р ж а т ь е е , е с л и о н а в д р у г с п о т к н е т с я . ГОСТИ К ДРУЗЬЯМ И т а к , м ы б л а г о п о л у ч н о д о б р а л и с ь д о д о м а с в о и х д р у з е й , з в о н и м в Д в е р ь , и в о т у ж е н а с р а д у ш н о в с т р е ч а ю т Ц в е т ы в р у ч а е т х о з я й к е м у ж ч и н а , р а з у м е ­ е т с я , п р е д в а р и т е л ь н о р а з в е р н у в и х . И л и ш ь п о с л е э т о г о с н и м а е т е п а л ь т о и л и п л а щ . Р а с п р о с т р а н и в ш и м ­ с я , н о т е м н е м е н е е н е п р а в и л ь н ы м с т а л о п е р е о б у ­ в а н и е . Н е к о т о р ы е , о т п р а в л я я с ь в г о с т и , б е р у т с с о ­ б о й д о м а ш н ю ю о б у в ь , д р у г и м х о з я е в а п р е д л а г а ю т т а п о ч к и . О д н а к о п о д о б н о е я в л е н и е , х о т я и п р о д и к т о ­ в а н н о е в а ш е й з а б о т о й н е д о с т а в л я т ь л и ш н и х х л о п о т х о з я е в а м , о т н ю д ь н е п р и в л е к а т е л ь н о . И н о г д а м о ж ­ н о и с м е н и т ь о б у в ь , н о э т о д о п у с т и м о в с а м о м у з н о м с е м е й н о м к р у г у , в г о с т я х д е л а т ь э т о г о н е с л е д у е т : с м е ш н о в ы г л я д я т н а р я д н о о д е т ы е г о с т и в д о м а ш н и х т а п о ч к а х с в о и х д р у з е й . М у ж ч и н а м в о з б р а н я е т с я в х о д и т ь в д о м , н у д а е г о п р и г л а с и л и , с с и г а р е т о й . Н е п р и л и ч н о з а н у р и в а т ь с р а з у ж е , с е в з а с т о л . Г о с т я м с л е д у е т д о ж д а т ь с я м о ­ м е н т а , н о г д а с а м х о з я и н и л и п р е д л о ж и т з а к у р и т ь , и л и у г о с т и т с в о и м и с и г а р е т а м и . И з к н и г и « С е м е й н ы е т о р ж е с т в а » .

RkJQdWJsaXNoZXIy