Н ет маленьких . . . --------- Ш т р и х и к п о р т р е т у ---------- Наталья Орлова — одна из ведущих актрис ТЮЗа. И хо тя в театре она у ж е пятнадцать лет, критики не очень-то баловали ее своим вниманием. Огромный сказочный репертуар, драматические роли небольшие — вроде бы нет материала, на котором можно выстроить портрет. Но, не претендуя на «первые места», актриса интересно и уверенно работала, и буквально в прошлом сезоне все ахнули : «А Орлова-то? А ? ! » . Небольшие заметки пристрастных театралов — попытка создать коллективный творческий портрет актрисы. Н а талья Орлова - Астрид, подру га Малыша в спектакле «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» Мы видим ее глазам и Малыша и по- нимаем, что для него Астрид не просто девочка. Это маленькая королева Белоснежное платьице, белоснежные колготки, туфли и сиреневые банты, как корана , на голове. Только ей з а хочет подарить Малыш свой любимый воздушный шарик... Катя из сп ек так л я «Настенька»... Грянула война, и избалованной девочке впервые пришлось понять, что не она и ее желания — центр мира. Но самое интересное, что в этих изменившихся условиях открываются в ней совсем другие качества. Под «кра хмалом» ее героини бьется доброе, отзывчивое сердце. Мы открываем в ней живую душу, способность к состраданию. А вот маленькая, за думчивая Корова, вернее даже Коровка, в спектакле «Кошка, котора я гу л я л а сама по се бе» по Р. Киплингу. Она может часами созерцать траву, цветы, любоваться зак атом солнца. Ее робкому сердцу милее всего порядок, гармония, соразм ерность. Поэтому она так настойчиво льнет к человеку, так торопится выйти из «дикого» состояния... Зой ка из «Милого Эпа» не занимает центрального места в спектакле, но зап оминаетс я зрителям . Потому что и она создана с большой любовью, человеческой добротой и юмором, с тонким пониманием характерности. Г. ЖУРАВЛЕВА. * * » С первых минут «собачьей истории» «Все так просто, господа!» зр и те ль живет ожиданием-, когда же р а с кроет свою подлинную сущность это плаксивое, напомаженное и надушенное создание — Бобо, генеральская болонка. Потому что ср азу под внешним характерным камуфляжем угады ваетс я добрая, щедрая душа. Эта преждевременная, к азалось бы, у з н а ваемость нисколько не вредит роли, потому что не противоречит правде жизни. Так, мы всегда способны по чувствовать большое, доброе сердце. даже если и прячется оно за ворохом малоприятных привычек и особенностей характера. Холеная, пышущая здоровьем и свежестью, в белоснежных рюшечках крошка Бобо — и живодерня?! Р азве можно представить вещи более несовместимые? Но именно сюда, в компанию бывалых, те ртых жизнью собак попадает волей кошмарного сл у чая изнеженная болонка. Только теперь Бобо открывает для себя, что истинные достоинства ник ак не свя заны с тем, кто как одет и к какому кругу принадлежит. Только теперь для нее наполняются реальным содержанием такие понятия, как верность, надежность, мужество... Н. Орлова играет изменение в зглядов, представлений о жизни не как некую случайную метаморфозу, перерождение. а скорее, как возрождение Ее Бобо изначально отзывчива и готова к жертве. Другое дело, что до сей поры не представился случай извлечь лучшие свойства ее души из-под спуда сытых буден. Кто знает, пролежи Бобо весь свой собачий век на гене- ральшиных коленях, может, и остал ась бы невостребованной ее способность к жертве. Что же касается малопривлекательных черт характера Бобо, то их актр иса не ставит в серь езную вину своей героине. Ее Бобо привередлива, но не капризна, полна наивного превосходства, но не высокомерна... Т. БЕЛОЩУЦКАЯ. * * * Ну, скажите , кто из нас, с детства знающих сказку Андерсена о Гадком утенке, помнит Утку-маму? Так, проходящий п е р с о н а ж .. Но. посмотрев на сцене. Т Ю З а «Дикого», вряд Ли кто-нибудь забудет нелепую, смешную, милую и чуткую героиню Натальи Орловой.. Ах, как искренне переживае т она за своих утят, как суетится, пока вылупляю тся они из яиц, как гордо и самозабвенно учит их ходить, как переживае т их неудачи и промахи! В общем ряду пластических масок спектакля персонаж Орловой — живой, узнаваемый образ, в пестром карнавале сказки он не теряется , не растворяется. Идет себе знакомая сказка . Карл учится летать и впервые познает р а дость полета, недоступную прочим обитателям птичьего двора. И вдруг — встреча с матерью, во время которой нелепо переваливающаяся уточка, слушая р ассказ сына, как бы взлетае т. И за миг успевает рассказать нам больше о чувстве полета и свободы, нежели гордо выступающие лебеди. И это — без слов, одним своим физическим присутствием, пластическим рисунком, глубиной эмоционального всплеска.., Ставший в конце концов прекрасным лебедем, Карл посещает знакомые места, навещает птичий двор, мать. Сцена отречения матери от сына — с а м а я сильная. Глазами, полными слез, провожает Утка сына-лебе- дя, отрек аясь от него во имя его счастья, во имя сч астья своего нового выводка... Что идет на сцене? Веселая детская ск азка? Наталья Орлова поднимается в эпизоде до высот психологической драмы, сумев при этом не выйти из пластического образа сказочного карнавала. Вот ролей! уж воистину — неТ* маленьких Е. БУТОРИНА. М о ж н о б ы л о б ы у в е л и ч и т ь п е р е ч е н ь р о л е й а к т р и с ы в с п о м н и в н е с к л а д н у ю М а л а х о в у ( « Г у м а н о и д в н е б е м ч и т с я » ) , К л а р у ( « Д у р о ч к а » ) , Б у х а р у ( « В с я н а д е ж д а » ) , Х н х и к а л к у ( « А н ч у т н а » ) , т е т у ш к у Г а н к м е д ( « Т р и т о л с т я к а » ) , К с е н и ю ( « И г р а в ф а н т ы » ) , н о в а ж н о т о , ч т о с к р о м н ы й м а т е р и а л с т а н о в и т с я д л я О р л о в о й л и ш ь о т п р а в н о й т о ч к о й д л я р а б о т ы . Н а и в н о с т ь и с в е ж е с т ь н р а с о к , з а р а з и т е л ь н о с т ь с ц е н и ч е с к о й ж и з н и д е л а ю т к а ж д у ю е е р о л ь з а м е т н о й и п р и т я г а т е л ь н о й . Т р у д о м и с к р о м н о с т ь ю з а с л у ж и л а о н а с в о е п р а в о б ы т ь н а с ц е н е , в с е г д а н р а в и т ь с я з р и т е л я м . . . Н а с н и м к е : « Д и к и й » . Н . О Р Л О В А в с п е к т а к л е Ф о т о Г Ч и ч у л и н а . В Ы С О К О Е П Р И З В А Н И Е Счастливое известие о присвоении звания народной артистки РСФСР застало балерину Ларису Матюхину- Василевскую в Югославии, куда труппа театра оперы и балета выехала с большой концертной программой. Более двадцати лет отдала Лариса Матюхина театру, в который пришла в 1969 году после окончания Новосибирского хореографического училища. Пришла сразу солисткой, дебютировала в сложнейшей партии Авроры в «Спящей красавице». С блеском танцевала все ведущие партии в репертуаре. В 76-м — победа на Международном конкурсе балета в Варне — серебряная медаль (золотая не присуждалась), в 81-м — звание заслуженной артистки РСФСР. Лариса Матюхина - Василевская — из тех, о ком говорят: с ее именем связаны значительные достижения в истории сибирского балета. И в н о в ь в г о с т я х п о л я к и В Новосибирском театре драмы (новое название областного драматического театра) гостят главный режиссер Торуньского театра имени Хожицы пани Крыстина Мейснер и заведующая литературной частью пани Ани Блашнзак. Первое знакомство состоялось в мае прошлого года, когда директор нашего театра Нэлли Александровна Новицкая поехала в Польшу на традиционный международный театральный фестиваль. Тогда руководители от имени двух коллективов договорились о взаимном содружестве. И вот — поляки с ответным визитом. Они встретились с труппой, посмотрели спектакли, в том числе последнюю премьеру «Цилиндр» Э. де Филиппо, поставленную главным режиссером И. Борисовым, и вместе с хозяевами «сели за стол переговоров». Во-первых, об участии в 1991 Году Новосибирского театра драмы в международном фестивале, куда прибудут театры северных районов Польши, ФРГ, Чехословакии, Молодежный театр Таллинна и другие коллективы. Во-вторых, об обменных постановках. И, наконец, об обмене гастролями. Новосибирцы пригласили пани Мейснер привезти свой спектакль «Блоха» (по «Левше» Н. Лескова), за который она получила гран-при на международном фестивале. С чем наш театр поедет в Торуиь, будет решено немного позже. В о з ь м и т е н а з а м е т к у В Ы П Р И Г Л А Ш Е Н Ы в г о с т и . Д о л г х о з я е в — с о о б щ и т ь р а м , и д е т л и р е ч ь о б о б е д е и л и л е г к о м у ж и н е , и д а т ь п о н я т ь , к а к с л е д у е т б ы т ь о д е т ы м , ч т о б ы н е н а р у ш а т ь о б щ у ю г а р м о н и ю в е ч е р а . П р е ж д е ч е м з а в а м и з а х л о п н е т с я д в е р ь , м ы с о в е т у е м е щ е р а з к р и т и ч е с к и о г л я д е т ь с е б я Д а , в ы г л я д и т е в ы н е п л о х о , в ы д а ж е у с п е л и н е м н о г о , н а с к о л ь к о п о з в о л и л о в а м в р е м я , о т д о х н у т ь и т е п е р ь п р е д в к у ш а е т е у д о в о л ь с т в и е о т в с т р е ч и с д р у з ь я м и . С о в е р ш е н н о н е д о п у с т и м о о п а з д ы в а т ь б е з с е р ь е з н о й н а т о п р и ч и н ы , о с о б е н н о т о г д а , к о г д а в ы п р и г л а ш е н ы к о п р е д е л е н н о м у ч а с у ( в е д ь к э т о м у в р е м е н и х о з я е в а с п е ш а т з а к о н ч и т ь в с е п р и г о т о в л е н и я ) . Н о н е с т о и т п р и х о д и т ь и р а н ь ш е н а з н а ч е н н о г о в р е м е н и , в ы м о ж е т е п о с т а в и т ь х о з я е в в з а т р у д н и т е л ь н о е п о л о ж е н и е и п о м е ш а т ь п о с л е д н и м п р и г о т о в л е н и я м . С л е д у е т в с е г д а р а с с ч и т ы в а т ь т а к , ч т о б ы п р и е х а т ь т о ч н о в н а з н а ч е н н о е в р е м я . Е с л и в ы д о б и р а е т е с ь н е «на м а ш и н е и л и т а к с и , а в а ш и д р у з ь я ж и в у т н е б л и з к о , м ы с о в е т у е м у ч е с т ь к а п р и з ы о б щ е с т в е н н о г о т р а н с п о р т а . Н е с к о л ь к о с л о в о п о в е д е н и и н а у л и ц е . Н а у л и ц е м у ж ч и н е п о л а г а е т с я и д т и с л е в а о т ж е н щ и н ы ; е с л и ж е и д у т д в о е м у ж ч и н , т о с л е в а и д е т т о т , к т о м о л о ж е . Д е л и н а у л и ц е г р я з н о и л и в е д у т с я д о р о ж н ы е р а б о т ы , т о м у ж ч и н а и д е т с в н е ш н е й с т о р о н ы т р о т у а р а ВЫПРИГЛАШЕНЫ В Е с л и ж е и д у т т р о е , т о ж е н щ и н а и л и с т а р ш и й п о в о з р а с т у и д е т п о с е р е д и н е . Е с л и в к о м п а н и и д в е ж е н щ и н ы и о д и н м у ж ч и н а , т о м у ж ч и н а и д е т п о с е р е д и н е — т а к у д о б н е е в е с т и р а з г о в о р . Е с л и в м е с т е и д у т ч е т в е р о , т о л у ч ш е р а з д е л и т ь с я н а п а р ы : ж е н щ и н ы и л и с т а р ш и е п о в о з р а с т у и д у т в п е р е д и . О с т а е т с я д о б а в и т ь , ч т о в т р а н с п о р т е м у ж ч и н а д о л ж е н у с т у п и т ь м е с т о ж е н щ и н е , п е р в ы м о с в о б о ж д а я П у т ь , п р о й т и к в ы х о д у , и , с о й д я , п о д а т ь ж е н щ и н е Р у н у . К а к п о л а г а е т с я и д т и п о л е с т н и ц е ? Н а э т о т с ч е т с о в р е м е н н ы е п р а в и л а о т л и ч а ю т с я о т т е х , ч т о б ы л и в п р о ш л о м . П р а в и л а э т и к е т а в X I X в е к е б ы л и о ч е н ь с т р о г и . Н а п р и м е р , н е д о п у с к а л о с ь , ч т о б ы , п о д н и м а я с ь п о л е с т н и ц е , м у ж ч и н а ш е л с з а д и ( н е д а й б о г у в и д е т ь ж е н с к у ю н о ж к у ! ) . П о э т о м у о н д о л ж е н б ы л и д т и в п е р е д и . В н а ш е в р е м я , п о д н и м а я с ь , м у ж ч и н а и д е т н а с т у п е н ь к у н и ж е — т а к о н м о ж е т п о д д е р ж а т ь ж е н щ и н у в с л у ч а е н а д о б н о с т и . С п у с к а я с ь п о л е с т н и ц е , м у ж ч и н а и д е т в с л е д з а ж е н щ и н о й н а т а к о м р а с с т о я н и и , ч т о б ы у с п е т ь п о д д е р ж а т ь е е , е с л и о н а в д р у г с п о т к н е т с я . ГОСТИ К ДРУЗЬЯМ И т а к , м ы б л а г о п о л у ч н о д о б р а л и с ь д о д о м а с в о и х д р у з е й , з в о н и м в Д в е р ь , и в о т у ж е н а с р а д у ш н о в с т р е ч а ю т Ц в е т ы в р у ч а е т х о з я й к е м у ж ч и н а , р а з у м е е т с я , п р е д в а р и т е л ь н о р а з в е р н у в и х . И л и ш ь п о с л е э т о г о с н и м а е т е п а л ь т о и л и п л а щ . Р а с п р о с т р а н и в ш и м с я , н о т е м н е м е н е е н е п р а в и л ь н ы м с т а л о п е р е о б у в а н и е . Н е к о т о р ы е , о т п р а в л я я с ь в г о с т и , б е р у т с с о б о й д о м а ш н ю ю о б у в ь , д р у г и м х о з я е в а п р е д л а г а ю т т а п о ч к и . О д н а к о п о д о б н о е я в л е н и е , х о т я и п р о д и к т о в а н н о е в а ш е й з а б о т о й н е д о с т а в л я т ь л и ш н и х х л о п о т х о з я е в а м , о т н ю д ь н е п р и в л е к а т е л ь н о . И н о г д а м о ж н о и с м е н и т ь о б у в ь , н о э т о д о п у с т и м о в с а м о м у з н о м с е м е й н о м к р у г у , в г о с т я х д е л а т ь э т о г о н е с л е д у е т : с м е ш н о в ы г л я д я т н а р я д н о о д е т ы е г о с т и в д о м а ш н и х т а п о ч к а х с в о и х д р у з е й . М у ж ч и н а м в о з б р а н я е т с я в х о д и т ь в д о м , н у д а е г о п р и г л а с и л и , с с и г а р е т о й . Н е п р и л и ч н о з а н у р и в а т ь с р а з у ж е , с е в з а с т о л . Г о с т я м с л е д у е т д о ж д а т ь с я м о м е н т а , н о г д а с а м х о з я и н и л и п р е д л о ж и т з а к у р и т ь , и л и у г о с т и т с в о и м и с и г а р е т а м и . И з к н и г и « С е м е й н ы е т о р ж е с т в а » .
RkJQdWJsaXNoZXIy