Советская Сибирь № 201 - 1984

2 .___________ КЗСЕЕЕтЗ С О В Е Т С К А Я С И Б И Р Ь 1 СЕНТЯБРЯ 1984 г., № 201 1 сештжбрж — Д е я ь змя &мш З В О Н О К , 3 0 И Й г Р X xzssail yJr ~м З Д Р АВСТВУЙ , П Р А З Д Н И К ! Какой цвет у этого дня 1 сентября? Наверное, красный, потому что повсюду на шко­ лах, училищах, техникумах, ву- зах призывно пламенеют ело- ва: «С Днем знаний!» и «Доб- ро псжалосать!». И еще мно­ го цветов. Букеты, подаренные учениками своим наставникам, соперничают друг с другом в красоте и яркости. Пурпур­ ные гладиолусы и нежно-голу­ бые астры, белые флоксы и оранжевые ромашки едзлали особенно нарядными учебные кабинеты, комнаты и лабора­ тории. Рядом с ними особенно заметно, как тщательно отре­ монтированы классы, как лю­ бовно украшены кабинеты. Сколько фантазии, выдумки, вкуса! Ожидание праздника было деловым, к нему готовились засучив руказа, с мастерками в руках. Рядом со взрослыми трудились старшеклассники — красили, бэлили, ремонтирова­ ли мебель, приводили в поря­ док нагля чные пособия. Ре­ монтные бригады старшеклас­ сников давно уже стали основ­ ным подспорьем директоров школ К ним отношение са­ мое уважительное: ребята ра­ ботают отлично, ведь для сво­ ей родной школы стараются. Высокая мера ответственно­ сти — вот что все больше от­ личает трудовые объединения старшеклассников, студенче­ ские отряды, производствен­ ные бригады. На торжествен­ ных линейках сегодня обяза­ тельно назовут тех, кто отли­ чился на совхозном поле, при­ школьном участке. К этому празднику самое прямое отношение имеют тру­ довые коллективы, чья роль в воспитании подрастающего по­ коления определяется школь­ ной реформой как решающая. С радостью и благодарностью будут встречать в Елизаветин- ской средней школе Чисто­ озерного района шефов из колхоза «Родина». Правление и партбюро приняли положе­ ния реформы как руководство к действиьо, h вот к новому учебному году закончено строительство и оборудование комплекса для трудового обу­ чения старшеклассников. В нем предусмотрены гаражи для хранения техники, цех метал­ лообработки, столярная, сле­ сарная мастерские. Строится кроликоферма. На Каргатской птицефабрике для учащихся выделен один цех. закреплены наставники, под их руководством школь­ ники выращивают цыплят. К 1 сентября десятки цехез и участков для старшеклассни­ ков дополнительно созданы на предприятиях Новосибирска. Так, на заводе радиодеталей заканчивается оборудование участка на 25 мест для подго­ товки радиомонтажников. На производственном трикотаж­ ном объединении «Сибирь» также выделен участок на 20 рабочих мест для учащихся 29-й школы Центрального рай­ она. День знаний... Как возвы­ шенно звучат эти слова! Сколько в них музыки! Наши учителя, педагоги в этот день будут принимать поздравле­ ния, напутствия, услышат сти­ хи, песни, посвященные им. Особенным вниманием будут окружены те, кто впервые пе­ реступит порог школы в зва­ нии учителя. В этом году нач­ нут занятия 1600 выпускников педагогических учебных заве­ дений. Им — забота, тепло, спека ветеранов. День знаний у нас — празд­ ник поистине всеобщий. Учат­ ся дети и их родители, учени­ ки и учителя, студенты и про­ фессора. Одни познают азы грамоты, другие вникают в глубины науки. Каждый полу­ чит напутствие в Страну зна­ ний. И, конечно, особенно сер­ дечные слова будут обращены самым маленьким нашим уче­ никам — шестилеткам. В первый день сентября за парты диезных профтехучилищ впервые сядут 20 тысяч уча­ щихся, а всего в области обу­ чается более 40 тысяч буду­ щих рабочих. В 57 средних специальных и 16 высших учебных заведениях области получают подготовку специа­ листы с высшим и средним образованием. Ежегодно в на­ родное хозяйство мы направ­ ляем 25 тысяч специалистов. Вот такие внушительные цифры! «Здравствуй, праздник!» — звучит сегодня громко и тор­ жественно в актовых залах школ, вузов, ПТУ, техникумов. Вокруг столько молодых ум­ ных глаз, красивых лиц, взвол­ нованных голосов! На этой по­ лосе мы познакомим читате­ лей с новой школой, подарен­ ной сельским ребятам к Дню знаний, с интересными масте­ рами ПТУ, с добрыми и слав­ ными наставниками нашей мо­ лодежи. СТАРШИЙ УЧИТЕЛЬ Рабочий поселок Линево в И скитим ском районе по количеству населения, 20 ты сяч человек, уже претен­ д ует на статус города и про­ долж ает расти вширь и ввы сь. Здесь состоялось тор­ ж ественное откры тие новой школы на 1176 учащ ихся. Ценность подарка, кото­ рый коллективы IIMK-71 Ис­ ки тимского стройтреста и субподрядных организаций приготовили к началу учебг ного года юным гражданам Линева, трудно перевести на язык арифметики. Классы и кабинеты новой школы госте­ приимно распахнут свои две­ ри 1 сентября, когда у нас в стране впервые отмечается День знаний. Возможность этого подвергали сомнению не только скептики. И не без оснований. Школу включили в список пусковых объектов с опозданием: лишь в двадца­ тых числах февраля присту­ пили к монтажу. — По нормам Госстроя СССР, — говорит управляю ­ щий Искнтимским строитель­ ным трестом Валерин Кон­ стантинович Золочевский, — на сооружение подобных объектов отводится двена­ дцать месяцев. Строители уложились в семь. Порой высокие темпы оборачиваются низким каче­ ством. На этот р аз обошлось без фактов, омрачающих ра­ дость новоселья. Работа стро­ ителей получила «четверку». — «Хорошо» с солидным плюсом, — уточняет предсе­ датель государственной приемной комиссии, заведую ­ щий отделом строительства и архитектуры Искитимско- го райисполкома Яков Фи­ липпович Шелягин. — Шко­ ла построена по одному из лучших современных типо­ вых проектов. Здание состо­ ит из трех блоков. В них уча­ щиеся «прописаны» по воз­ растному признаку. В каждом из блоков имеются свои учебные кабинеты, са­ нитарный узел. Отличные спортивный и актовый залы. Созданы хорошие условия для того, чтобы организовать учебу ребят в духе требова­ ний школьной реформы. В экскурсии по школе нас сопровождает завуч Линев- ТРИ ЭТАЖА КРАСОТЫ Q РЕПОРТАЖ ской средней школы -N« 4 Т. В. Грицевич. Знакомя со своим хозяйством, Татьяна Владимировна не скупилась на восклицательные знаки. И не без оснований. В школе много необычного, она вы­ годно отличается от ранее построенных. В спортивном зале такой простор, что в нем, кажется, можно играть в футбол. Рядом раздевалка и душевые. Во многих клас­ сных комнатах установлены моечные раковины. Преду­ смотрены помещения для пионерской и комсомольской работы, экспериментальных классов для шестилетних Двадцать три года назад переступила порог Чанов- ской средней школы № 1 мо­ лодая, обаятельная, с добры ­ ми светлыми глазами сту­ дентка . практикантка вы­ пускного курса пединститу­ та. Б удущ ая учительница географии во время практики проявила себя человеком способным, целеустремлен­ ным. В школе не было пре­ подавателя географии, и Га­ лину Витальевну пригласили продолжить работу после окончания вуза. И она, у с­ пешно выдержав выпускные экзамены , вернулась в зн ако­ мую школу. До сих пор в трудовой книжке Галины Ви­ тальевны Степановой та единственная запись: «При­ нята...». Начались учительские буд­ ни... Только можно ли опре­ делить, где у учителя будни, а где праздники? Порою в обычный день ответит ученик блестяще или еще как про­ явит себя — и на душе хоро­ шо. Ясно видишь: ие пропа­ ли даром твои усилия доне­ сти до ребят драгоценные крупицы знаний, дошло до сердца и ума твое слово. И радостей, и огорчений было немало у молодого педагога. Н акапливался опыт, а с ним приходило и мастерство. «Уроки у Галины Витальев­ ны очень интересные», •— словно сговорившись, за я в ­ ляю т учителя и ученики. Как ей удается этого добиться? Чем увлекает она ребят? В основе, конечно, высокий профессионализм, отличное знание предмета. Именно так записано в аттестацион­ ном листе. Степанова много читает, на своих уроках сооб­ щ ает массу новой информа­ ции. Кроме того, она исполь­ зует разнообразные методи­ ческие приемы. Например, учит ребят овладевать иссле­ довательским методом: со­ поставлять, обобщать, делать выводы. Часто создает про­ блемные ситуации, способст­ вуя активизации мыслитель­ ной деятельности учащихся, развитию у них познаватель­ ных интересов. При этом Галина Витальевна нацели­ вает ребят на самое главное, существенное в теме, кото­ рую они осваивают. Умело использует она на­ глядные пособия, техниче­ ские средства обучения, до­ кументы партии и правитель­ ства, осущ ествляет связь с современностью, обращ ает­ ся к жизненному опыту уча­ щихся. Часто берет себе в помощь материалы из других учебных курсов — истории, биологии, физики. С помощью преподавателя ребята научились работать с учебником, дополнительной литературой, справочниками, атласом, картой. Урок пре­ дельно уплотнен, каждая ми­ нута используется продук­ тивно. Это достигается про­ думанным и четким планиро­ ванием. Может быть, поэто­ м у У учеников Степановой полная успеваемость по ее предмету. Своим опытом Галина Ви­ тальевна щедро делится с коллегами, 15 лет руководит районным методическим объединением учителей гео­ графии. Когда в 1980 году ей было присвоено звание «Отличник народного про­ свещения», радовались этому событию и коллеги, и уче­ ники. В прошлом году восьми­ классники писали сочинение на тему: «Каким ты пред­ ставляешь себе современного учителя?». Многие из ребят написали: «Таким, как Гали­ на Витальевна». «Старший учитель» — ещ е одно звание, которым отмечен очередной этап в жизни Г. В. Степановой. Это было в 1982 году. Л следу­ ющий учебный год она нача­ ла уж е завучем школы. Т а­ кие качества, как справедли­ вость, принципиальность, обходительность, тактич­ ность, желание понять чело­ века, найти с ним общий язы к и выход из любой ост­ рой ситуации, помогают начинающему завучу осваи­ ваться с новыми обязанно­ стями. Хочется пожелать Г а­ лине Витальевне начать но­ вый учебный год, ознамено­ ванный осуществлением школьной реформы, в пол­ ной «боевой» форме. Пусть будет много-много ясных дней на учебном ее календа­ ре. Л. ПАЦИНА. р. п. Ча-ны. М if® -Т . ' '»■ -«меж*** *•*«»»** — ' * 1 A I ' m ®’*». o f - 4 v i l l k * « f l u . • — - S m мальчиков и девочек, для групп продленного дня. Мы знакомились с новой школой во время приемки ее членами государственной комиссии, которые соверша­ ли генеральный обход. Не­ сколько раз наши пути пере­ секались. Так было в спор­ тивном зале, в столовой, библиотеке. Во время таких встреч начальник передвиж­ ной мех-колонны № 71 А на­ толий Иванович Чечк-н спра­ шивал: — Ну, как? — Здорово! — отвечали мы, не кривя душой. По инициативе председа­ теля исполкома поселкового Совета Валентины Викторов­ ны Таловской внесены кор­ рективы в предусмотренные проектом отделочные рабо­ ты. В результате помещения школы заиграли всеми цве­ тами радуги. Коридоры вме­ сто традиционной побелки окрашены масляной крас­ кой. В классных комнатах и кабинетах применены лино­ леум и эмалевая краска, при­ дающая стенам блеск и более красивый оттенок. Лестнич­ ные клетки, санитарные у з­ лы отделаны глазурованной плиткой. В одной из классных ком­ нат увлеченно орудовал от­ верткой симпатичный моло­ дой мужчина. Это был учи­ тель изобразительного ис­ кусства и черчения Кислов. Сергей Дмитриевич собирал индивидуальный чертежный столик. На его уроках учени­ ки будут чертить и рисовать за такими столиками. — У нас четверо препода- вателей-мужчнн, — поясняет завуч. — Не знаю, что бы мы без них делали. Вот уж два месяца приходят в шко­ лу в восемь часов утра, а уходят поздним вечером. Не гнушаются никакой работой... Света Самкова, Наташа Дегтярева и Оксана Гайдук на снимке в парадной форме. Со спецовкой девочки расста­ лись полчаса назад. В этот день вместе со своими това­ рищами из 7 «б» класса под руководством классного р у ­ ководителя преподавателя французского языка Марин Ивановны Степанян они за­ нимались расстановкой парт. Оксана не без гордости со­ общила, что ее папа, Нико­ лай Васильевич Гайдук, ра­ ботающий начальником уча­ стка СМУ-55 треста «Ново- сибирскэлектродстрой», при­ нимал участие в сооружении школы. Факт не единичный. Жители Линева охотно о т­ кликнулись на призыв испол­ кома поселкового Совета по­ мочь строителям. Уже после того, как при­ емочный акт был скреплен соответствующими подпися­ ми, задаю вопрос начальнику ПМК-71 Чечину: «Что позво­ лило быстро и качественно сделать красавицу школу?». — Опыт плюс организа­ ция: работали в три смены, — отвечает Анатолий Ивано­ вич. — А главное — люди, их самоотверженность, дис­ циплинированность, взыска­ тельность. Доброго слова за­ служивают комплексная бригада В. Г. Бнркле, на­ чальник участка Л. Г. Жда-. нов, прораб В. А. Гуров. На финише судьба досрочной сдачи школы была в руках отделочников. Коллектив СУ-45 треста «Отделстрой» оказался на высоте. Не за страх, а за совесть труди­ лись штукатуры-маляры бригады Г. Д. Зельковой, плиточники - моза и ч н и к и В. Т. Ломакиной, плотник» Ф. Т. Казанцева. ...Сегодня все три этажа прекрасного здания заполнят дети работников Новосибир­ ского электродного завода, Листвянской обогатительной фабрики, строителей. С на­ чалом нового учебного года вас, ребята! С Днем знаний! Н. ЗЫКОВ. Поселок Линево Искитимского района. НА СНИМ КАХ: ученицы 7«б» класса Света Самко-ва, Наташ а Д егтярева и О ксана Гайдук; Ге­ на Величко: первый раз в пер­ вый класс. Фото С. Ю ртаева. Техническое училищ е К» 41 Новосибирского приборострои­ тельного завода имени Л енина готовит кадры непосредствен­ но для самого завода. Каждый год в его цехи приходят оттуда токари, ф резерозщ ики, радиомонтаж ники, оптики, оптики-'Меха- ники и электром онтаж ники. М астер производственного обучения — ф игур а в училищ е едва ли не главная. Никто ие делает для учащ ихся столько, сколько их мастер, никто не проводит с ними столь-мо време­ ни. Н акануне учебного года наш корреспондент встретился с Л. М. Орловой, В. В. Латыиовой и Г. М. Черепановой — ма­ стерам и производственного обучения технического училищ а № 41 и попросил их р ассказать об училищ е, о своих учениках, о работе. интервью ч т о МОЖЕТ МАСТЕР Л. М. Орлова: — Мы р а ­ ботаем с группами оптиков. Готовим кадры для 5-го оп­ тического цеха завода. Си­ стема обучения понедельная. Н еделя — теоретическое обу­ чение, педеля — практиче­ ская работа в цехе. В. В. Латыпова: — Честно говоря, нелегко с девочками. Ведь многие идут в училище, практически не имея пред­ ставления о будущей специ­ альности. Иногда уже во время первой экскурсии по цеху замечаешь, что совсем не то ожидали они увидеть. Но потом большинство меня­ ет свои взгляды . Прирастает душой к заводу, к цеху. Л. М. Орлова: _ Я хочу сказать, что руководство и цеха, и завода помогает нам очень хорошо. Не припомню случая, чтобы нам не пошли навстречу. Бывает, что еще во время учебы кого-то не удовлетворяет работа, ка­ ж ется не очень интересной. Тогда мы обращ аемся к ру­ ководству, и человека пере­ водят на другое место. В. В. Латыпова: — Поэто­ му и обидно бывает, когда кто-то уходит. Ведь столько вкладываешь в них, столько времени нм отдаешь. Г. М. Черепанова: — Че­ стно говоря, бывают иногда и у самой такие минуты. Р а ­ ботаешь с «тяжелой» груп­ пой, думаешь: уходить надо. Но в середине года вроде ж алко, а потом привыкнешь — и вовсе трудно от них уйти. Л . М. Орлова: — Потому и не уходим, что очень много вкладываем в девочек. Ведь задача мастера не ограничи­ вается только тем, чтобы познакомить своих воспитан­ ников с практическими осно­ вами профессии. Мы полно­ стью отвечаем за них. Сле­ дим за их заработком, за дис­ циплиной, все свободное вре­ мя с ними. Как проводят до­ суг наши девочки, что читают — все это нас интересует. Г. М. Черепанова: — Что касается досуга, то в нашем училище он организован, я считаю, отлично. У нас есть своя дискотека, часто устра­ иваем вечера с ветеранами войны и труда, много спор­ тивных секций. Потом, уча­ щиеся наши много ездят и по стране, и за рубеж. Не так давно 14 человек за у с­ пехи в учебе были награжде­ ны путевками в Белоруссию. В ГДР поедет Ирина Корни­ лова, в Румынию —- Сергей Колесень. Как видно из беседы, рабо­ та мастера — это не только научить человека профессии, но и привить любовь к ней. И не случайно поэтому мно­ гие выпускники училища очень быстро заслуживают уважение и авторитет опыт­ ных рабочих. Так, недавняя воспитанница Л. М. Орло­ вой Валентина Корнилова уже возглавляет бригаду, в которой работают ее сестра Ирина и Галина Гольнева — также выпускница техниче­ ского училища К° 41. Интервью вел В. КОЛОМИИЧУК. НА СНИМ КЕ: мастера про- иэводстеенного обучения (слева направо) В. В. Л аты пова и Л. М. Орлова с бригадиром В. Корниловой. Фото М. Аистова. ВЫСШАЯ ШКОЛА У ТВОРЧЕСТВА ОДНА ПРИРОДА В деле образования и вос­ питания подрастающего по­ коления не может быть ме­ лочей. Значение имеет и к а ­ чество школьных знаний, и содержание программ, учеб­ ников, и активное участие базовых предприятий в учеб­ но-воспитательном процессе, и многое другое. И все ж е в решающей степени успех за ­ висит от учителя. Озарение, посетившее учи­ теля, когда он проходил с учениками какую-то тему и вдруг открыл, как лучше преподнести ее, — почти так же важно, как, допустим, крупное научное открытие. Ибо у творчества всех уров­ ней — одна природа. И здав­ на все новое в методах об у ­ чения и воспитания рож да­ лось в классе, в этой мас­ совой лаборатории, благода­ р я изобретательности луч­ ших учителей. И скателям было трудно. Нужно первым прочитать, услыш ать, уви­ деть, осмыслить, оценить, быть готовым блестяще сдать свой ежедневный экза­ мен в классе. Возникает вопрос •— мож­ но ли научить творчеству бу­ дущего учителя? А если да, то как? Передо мной почти три сотни сочинений студен­ тов физико-математического факультета Новосибирского педагогического института, переступивших порог вуза в прошлом году. Они, перво­ курсники, пытались ответить на вопрос «Мой будущий урок. Каким он должен быть?». Классифицирую от­ веты только на две группы: «Не могу сейчас сказать» и «Я представляю это так...». Были и иные: «трудно об этом говорить (писать), всего не предугадаешь», «не пред­ ставляю , так ли пройдет мой урок, ведь я пока столь мало знаю». А дальше, на лекции по курсу «Введение в специ­ альность», был спор. Часть первокурсников отстаивала свою точку зрения: на сту ­ денческой скамье основная цель — приобретать знания, а творчество — дело буду­ щего. Их оппоненты возраж а­ ли: знания нужно осмыслить и испробовать на деле в ходе учебы, откладывать нельзя; творчество связано с уче­ нием, а учитель учится всю жизнь. Чтобы разобраться в не­ стандартной педагогической ситуации, а они, как прави­ ло, все такие, вчерашний вы ­ пускник института должен располагать психолого-педа- гогическими знаниями, а также навыками и умения­ ми, которые даются главным образом практикой. Обратимся к учебному плану вуза. На педагогиче­ ские дисциплины пока отве­ дено около 10 процентов все­ го обязательного (без ф а ­ культативов) учебного врем е­ ни студентов. Остальные 90 процентов — на специаль­ ную подготовку, превосход­ ное знание истории, геогра­ фии и т. д. Не велика ли дис­ пропорция? Вот почему ректорат и кафедра педагогики НГПИ принимают все возможные меры к тому, чтобы студен­ ты умели применять полу­ ченные знания на практике, отрабатывали приемы педа­ гогического воздействия, осу ­ ществляли разбор конкрет­ ных ситуаций. Студенты пер­ вых и вторых курсов после аудиторных занятий идут в школы. Встречи с детьми ко ­ ротки — раз в неделю, но многие будущие учителя по­ чувствовали их необходи­ мость. Для нас привычно, что у каждого медицинского инсти­ тута есть свои базовые кли ­ ники, где постоянно проходят практику будущие медики. В педвузах должны непремен­ но быть собственные школы- лаборатории. В НГПИ р а з­ рабатывается свой вариант решения этой проблемы. Учитель — это терпение не только по отношению к ученикам, но и по отноше­ нию к самому себе. Это по­ стоянное накопление опыта. Недаром так много говорят об однообразии работы учи ­ теля. Но требовательный наш век взрывает такое од­ нообразие. Учитель - мас­ тер должен сегодня не про­ сто «давать знания», а разви­ вать ум и чувства детей. Ес­ ли подобная задача не реш а­ ется плохо подготовленным учителем с первого класса, то школа может часть детей ие научить, а отучить мыс­ лить. Вот почему надо воспн- тывать в будущем учителе не только педагогическую куль­ туру (включая уровень ква­ лификации, набор дидактиче­ ских правил и т. п.), но и об­ щую культуру педагога, спо­ собность влиять на других людей. Эмоциональность в преподавании, на которую многие возлагают надежды, при отсутствии научной к ва­ лификации выглядит пусто­ звонством, подчеркивающим бессодержательность зан я­ тий. Деловые игры, решение педагогических задач, умение анализировать педагогиче­ скую литературу, писать ре­ фераты , определять важную и интересную для себя про­ блему курсовой, дипломной работы — вот далеко не полный перечень возможных путей, методов формирова­ ния будущего учителя- творца. На кафедре педагогики формируется тематика и методика выполнения дип­ ломных. курсовых работ по педагогическим дисципли­ нам, система учебно- и науч­ но-исследовательских зада­ ний на все годы обучения. Нынче на каждом ф акульте­ те будут введены спецсемина­ ры «Трудовое воспитание и профориентация школьни­ ков», «Воспитание созна­ тельной дисциплины учащих­ ся», «Единство обучения и воспитания», «Проблема и зу­ чения и обобщения передо­ вого педагогического опыта», «Педагогическая деятель­ ность и педагогические идеи В. А. Сухомлинского» и другие. Признаться, трудно «про­ бивать» дорогу психслого- педагогнческим спецкурсам. Почему? Да потому, что н а­ ши возможности сильно сдер­ живаются существующими учебными планами. Надеем­ ся, что в связи с начавшейся реформой школы будет со­ вершенствоваться и про­ грамма подготовки учителя. Школе нужен учитель-ин­ теллектуал, учитель-деятель, яр кая личность, влюбленная в свой предм етов детей. Под­ готовка такого специалиста зависит от накопления и мо­ дернизации арсенала форм и методов учебного процесса в вузе (но не за счет забвения испытанных способов), от внимательного, бережного отношения к первоисточни­ кам в педагогике. А перво­ источники здесь — не толь­ ко труды педагогов - класси­ ков, но и стенограммы бле­ стящих уроков коллег, запи­ си учителей, их дневники, до­ кументальные ленты о педа­ гогическом эксперименте. Не каждому будущему учителю дана та исключи­ тельная одаренность, кото­ рую называют талантом. А вот профессионалом высоко­ го класса, мастером может стать каждый. Если упорно трудиться, учиться анализи­ ровать собственные успехи, неудачи, их причины. И еще: если готовить учителя на уровне самой высокой квали­ фикации, растить его талант. Ведь учитель — это всегда «модель будущего». Он дол­ жен быть таким, какими мы хотим видеть завтра наших детей. И. ЯДРИХИНСКАЯ . Зав. кафедрой педагоги­ ки НГПИ, кандидат пе­ дагогических наук. БУДУТ ЕЩЕ МЕДАЛИ Одно из главных качеств настоящего специалиста — умение творчески подходить к своему делу, быстро схва­ тывать новые идеи, ycneim ft претворять их в жизнь. В этом глубоко убеждены в монтажном техникуме, уде­ ляя много внимания воспи­ танию у учащихся творческо­ го начала. Одна из основных форм такой работы — круж ­ ки технического творчества. Их в техникуме примерно три десятка — по всем веду­ щим предметам. Ежегодно проводятся выставки, куда отбирается свыше 10 0— 120 лучших экспонатов. Хорошо, например, зарекомендовал себя кружок при предметно)! комиссии монтажных дисцип­ лин (председатель В. А. К уз­ нецов). Здесь ребята делают макеты, наглядно показыва­ ющие новейшие способы мон­ тажа. Члены другого круж ­ ка вместе с председателем комиссии электромонтаж ­ ных дисциплин Г. А. Каиш- ной удостоены нескольких медалей ВДНХ. В частности, медаль вы­ ставки получила каска элек­ тромонтажника, в которую вделан специальный датчик: если человек приближает?*» к проводу, находящемуся под напряжением, раздается пре­ дупреждающий сигнал. В на­ стоящее время на ВДНХ представлено семь работ учащихся и преподавателей. Среди них способы изоляции трубопроводов, анализатор токов и другие. Монтажный техникум — член ВОИР, его воспитанни­ ки активно занимаются р а ­ ционализаторской деятель­ ностью. В прошлом учебном году в местах проведения производственной практики было внедрено восемь рац ­ предложений. Например, ре- / бята придумали приспособ­ ление, позволяющее, не раз­ рушая стены, находить по­ вреждения в скрытой провод­ ке. Начинается новый учеб­ ный год, десятки пытливых парней и девчат впервые пе­ реступят порог монтажного техникума. Здесь они не только обретут знания, прак­ тические навыки, но и ум е­ ние творить, без чего нель^т сегодня быть хорошим про­ фессионалом. И. ЛЕВИТ. БЕЗ КАНИКУЛ Не за горами начало учеб­ ного года в сети партийной и экономической учебы, ком­ сомольского образования. Тысячи' тружеников городов и сел области, чтобы воору­ жить себя политическими и экономическими знаниями, придут на занятия. Скомплектована система партийного и экономическо­ го образования в Новосибир­ ском районе. 750 пропаган­ дистов готовы здесь к встре­ че со слушателями. В новом учебном году в хозяйствах, на предприятиях и в органи­ зациях района будут рабо­ тать 4 школы молодого ком­ муниста, 65 школ основ марксизма - ленинизма, 73 школы научного коммуниз­ ма, школа партийно-хозяйст­ венного актива с двумя ф а­ культетами, более 3 0 теоре­ тических и методологических семинаров. Увеличилось чис­ ло коммунистов, которые бу­ дут изучать теоретическое наследие В. И. Ленина само­ стоятельно. по индивидуаль­ ным планам. У пропагандистов нет к а ­ никул: 22 народные пол<?г- школы в Пригородном, З а ­ водском, Яркоэско.м, Лугов- ском совхозах, в ОПХ « Б о ­ ровское», Толмачевском авиапредприятии и других коллективах занимались и летом, изучая курс «Дело партии — дело всего наро­ да».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2