Советская Сибирь, 1979, №231

5 ОКТЯБРЯ 1979 г., № 231 Расскажу о своем товарище « В н а ш е й с т р а н е ш к о л ь н ы й у ч и т е л ь — э т о о д н а и з с а м ы х п о ч е т н ы х , с а м ы х у в а ж а е м ы х н а р о д о м п р о ф е с с и й . . . У ч и т е л ь , о б р а з н о г о в о р я , о с у щ е с т в л я е т с в я з ь в р е м е н , о н — з в е н о в ц е п и п о к о л е н и й . О н к а к б ы п е р е д а е т э с т а ф е т у и з н а с т о я щ е г о в б у д у щ е е , и э т о д е л а е т е г о т р у д т а к и м у в л е к а т е л ь н ы м , и с т и н н о т в о р ч е с к и м » . Л . И . Б Р Е Ж Н Е В Р ечь Анны Васильевны взволнованна, эмоциональ­ на. ц эта пламенная страст­ ность передается ученикам. А еще интереснее бывает на занятиях географическо­ го кружка. Вот почему мно­ гие ребята занимаются в кружке более трех лет. Лю­ бят Анну Васильевну учени­ ки и за ее веселый характер. Она и песню споет с ними, и станцует. Р ебята помнят свою учительницу: пишут ей письма, а приезжая на по­ бывку, обязательно навеща­ ют. В педколлективе Анна Васильевна пользуется за­ служенным уважением. Она щедро делится с коллегами своим богатым опытом и ди­ дактическим материалом. К ней можно обратиться с кон­ сультацией по любому вопро­ су и всегда получить исчер­ пывающий ответ. Анна Васильевна ведет большую общественную р а­ боту. Выступает с лекциями и беседами перед труж еника­ ми села, в школе руководит комиссией политпросвеще­ ния, проводит секционные занятия с учителями геогра­ фии на районных совещани­ ях. На педсоветах, семинарах всегда активно обсуждает поднятые вопросы. Ну, а уж если мы собира­ емся на какое-нибудь празд­ ничное торжество, наша Аня поднимает у всех настроение. Она — и конферансье импро­ визированного концерта, и оперная певица и даже... ба­ лерина. Такой уж она у нас веселый человек. И мы ей очень благодарны за это. В День учителя желаем Анне Васильевне крепкого здоровья, новых творческих успехов в работе, оптимизма и жизнелюбия. 3 . НОВИЧИХИНА . Секретарь партийной ор­ ганизации Краснозер- ской восынилетней шко­ лы. В учительской до уроков и между сменами всегда шум­ но. Идет оживленный обмен впечатлениями от недавно просмотренного фильма или прочитанной в газете статьи. Кто-то радуется (так хорошо прошел урок!), кто-то огор­ чен (не умеют строить гра­ фики!), кто-то возмущен (сорвана стенгазета!), но если на этом незапланированном совещании раздается друж ­ ный смех, безошибочно уга­ даешь: это Анна Васильев­ на внесла разрядку. Где Ан­ на Васильевна, там смех и шутки. Ученики привыкли видеть свою учительницу Анну Ва­ сильевну Ж урилову доброй и требовательной. Ее предмет — география, и Анна Василь­ евна все время заставляет учеников думать, сопостав­ лять, анализировать. Зуб­ режки не терпит! А учащим­ ся 7 — 8 классов надо еще к каждому уроку подобрать га­ зетный материал. Но ребята знают: стро­ гость их учительницы от ее доброты. Ей очень хочется, чтобы они, юные граждане, знали природные условия, экономическую мощь и кра­ соту своей Родины. Чтобы знали, любили, гордились своей Отчизной, стремились бы в будущем сделать .все для ее процветания. Опытный педагог (Анна Ва­ сильевна работает в системе просвещения 29 лет), она умеет заинтересовать учени­ ков. На ее уроках ребята не скучают. Одни работают у карты , другие что-то чертят на доске, третьи наносят за­ дание на контур. А как инте­ ресно слуш ать Анну Василь­ евну, когда она объясняет но­ вый материал! Столько н а­ глядности, дополнительного материала! «Живописует» природу К авказа — внима­ нию ребят предлагаются кра­ сочные пейзажи, фотографии, стихи Пушкина, Лермонтова. В О С П И Т Ы В А Т Ь Д О С Т О Й Н УЮ С М Е Н У В формировании нового человека, в этой кропотли­ вой и сложной работе актив­ ным помощником партии яв­ ляется народный учитель. В честь его заслуг, большого вклада в дело коммунистиче­ ского строительства в нашей стране учрежден День учи­ теля. В этом году он совпа­ дает со второй годовщиной со дня принятия новой Кон­ ституции СССР, которая в законодательном порядке закрепила право каждого на получение среднего образова­ ния. Работники народного обра­ зования вместе со всеми тру­ жениками области вносят свой вклад в осуществление решений XXV съезда КПСС. Важнейшими документами в их практической работе яв­ ляются постановление ПК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совер­ шенствовании обучения, вос­ питания учащихся общеобра­ зовательных школ и подго­ товки их к труду» и поста­ новление ЦК КПСС «О даль­ нейшем улучшении идеологи­ ческой, политико - воспита­ тельной работы». За истекшие после XXV съезда КПСС годы в области проделана значительная ра­ бота по совершенствованию всеобщего среднего образо­ вания. В 1979-1980 учеб­ ном году охват средним об­ разованием выпускников восьмых классов составил 99,5 процента. В настоящее время для получения средне­ го образования каждому че­ ловеку созданы все условия. В этом пятилетии дополни­ тельно открыто 48 средних школ, 14 профтехучилищ со средним образованием, рабо­ тает 1570 школ, 106 проф­ техучилищ со средним обра­ зованием, 55 средних специ­ альных учебных заведений В текущем учебном году в различных видах средних учебных заведений учится 466,8 тыс. человек, в том числе 322,4 тыс. человек в общеобразовательных шко­ лах.^ Таким образам, каждый пятый житель областй Щучит­ ся. Значение этого ..‘-трудно переоценить в политическом, социальном плане. Год от года расширяется сфера общественного воспи­ тания подрастающего поко­ ления. За годы текущей пяти­ летки на 20 процентов уве­ личилось число детей в до­ школьных учреждениях, на 9,1 процента вырос охват учащихся 1 — 8 классов груп­ пами продленного дня. Воз­ росло число внешкольных учреждений, пионерских ла­ герей, лагерей труда и отды­ ха учащихся. Отрадно, что все больше выпускников средних школ идут на работу в сферу ма­ териального производства. В этом году их число состав­ ляет 40,5 процента, а в Ба- ганском, Кыштовском райо­ нах более 53 процентов. Со­ кращается число второгодни­ ков. отсев учащихся. Эти и другие достижения в развитии народного обра­ зования области являются прежде всего результатом большого, самоотверженного труда педагогических кол­ лективов, учителей, воспита­ телей. Каждый день в классы и аудитории, в дошкольные и внешкольные учреждения об­ ласти входит около 30 тысяч педагогов Самый многочис­ ленный отряд работников на­ родного образования трудит­ ся в общеобразовательных школах — 23 тысячи .чело­ век. Большинство из них — люди творческие, отдают де­ лу обучения и воспитания подрастающего поколения все свои силы, знания. Всей области известны имена де­ легатов XXV съёзда КПСС директора Чановской сред­ ней школы Зои Александров­ ны Федоровой, делегата Все­ союзного \ съезда учителей директора Краснозерской районной заочной школы Анны Ивановны Терещенко, преподаватёля математики школы № 104 г. Новосибир­ ска Антонины Георгиевны Ткачевой и многих других. Сегодня не Только отдель­ ные учителя, но и многие пе­ дагогические коллективы до­ стигли высокой эффективно­ сти в обучении и воспитании учащихся. В их числе коллек­ тивы школ №№ 47, 41, 166 г. Новосибирска, Бердской средней школы № 1, Шипу- новской средней школы Су- зунского района. Хорошин- ской средней школы Кара- сукского района, Вахрушин- ской восьмилетней школы Кочновского района. Весе­ ловской начальной Северно­ го района и другие. Их опыт свидетельствует о больших неиспользованных возмож­ ностях в деле дальнейшего улучшения учебно - воспита­ тельной работы школ. С первых дней Советской власти советский учитель — активный участник общест­ венно-политической жизни, боец идеологического фрон­ та. Каждый второй учитель в области — коммунист или комсомолец, 860 педагогов избраны делегатами местных Советов, более 1500 являют­ ся пропагандистами в систе­ ме партийного и комсомоль­ ского просвещения. Родина высоко ценит труд нарЪдногЬ 1 ^9чи?ёйя’.' Об этом свидетельствуют 5 факты . 434 педагога награждены ордена­ ми и медалями Советского Союза, 171 присвоено почет­ ное звание «Заслуженный учитель школ РСФСР», 2537 награждены значком «Отличник народного просве­ щения СССР», «Отличник народного просвещ е н и я РСФСР». Успешное решение задач по воспитанию подрастающе­ го поколения невозможно без тесной связи школы с семь­ ей, без активного участия в этом деле трудовых коллек­ тивов, широкой обществен­ ности. В канун Дня учителя необходимо' особо отметить благородный труд наставни­ ков, общественных воспита­ телей, вожатых, руководите­ лей кружков и секций из числа производственников, ветеранов партии, труда и войн. Школьное дело '— ббще- народное. «Вопрос о школе всегда был и остается во­ просом о нашем движении вперед», — сказано в при­ ветствии ЦК КПСС, Прези­ диума Верховного Совета СССР. Совета Министров ДОРОГОЙ ЧЕЛОВЕК фессиях—и все. Скучно, однообразно, и так из года в год. А нужно теперь изучать интересы, наклонно с т и школьников, встречаться с социолога­ ми (они изучают мотивацию в выборе той или иной профессии), демографа­ ми. Необходимы рекомендации меди­ цинских работников. Мы проводили у себя анкетирование учащихся, спра­ шивали, почему выбрал ту или иную профессию. Р ебята отвечали, что по­ советовали родители,, родственники, друзьф .щ йбЬ та‘ййстая "й 'п л а т я т при­ лично) были на экскурсии, понрави­ лось. И, к нашему сожалению, ник­ то ни разу не сослался на школу. В нашей школе мы собираемся на­ ладить информацию о труДовой дея­ тельности ребят на научн'ой основе. Встретимся в самое ближайшее вре­ мя с представителями промышленной социологии. Но тут мы нуждаемся в помощи районного совета по проф­ ориентации. Необходимо разработать определенные рекомендации в прове­ дении этой кропотливой, но очень важной работы. Классным руководи­ телям нужна обратная информация от выпускников и их семей, чтобы избежать «проколов». Помните отличника Колю, о ко­ тором я с гордостью поведала в начале статьи. Так вот, он по­ ступил в торговый институт. По­ чему? Какое тут влияние оказа­ лось решающим? Мы пока не знаем. По логике все верно: человек очень способный, почему бы ему не стать отличным специалистом? Но ведь он был так тверд в своем решении опро кинуть наши прогнозы и строить свою судьбу совсем по-другому. Что же случилось? Вот она, педагогическая задача. И решить эту задачу нам обязательно нужно. О. КАБАНОВА . Директор 179-й Новосибирской школы. Школьникам предлагается работа непосредственно на заводе у шефов, ремонт школы , оформление кабине­ тов, реставрация книг в библиотеке, помощь подшефным детсадам, сбор лекарственных трав, ягод. .. . Ш к о л а,призвана, подготовить уча­ щихся к трудовой Йеттельнйсти, вос­ питать интерес и’ ^Важенйё’ к рабо­ чим профессиям. Для решения этой задачи нужна материальная база. И здесь нам всегда идут навстречу на­ ши шефы. За этот год созданы совер­ шенно новые учебно-производствен­ ные мастерские, пополнился и 'усовер- шенствовался станочный парк. Приоб­ рели также кое-что из оборудования. Все это — результат горячего энту­ зиазма нашего преподавателя труда И. Г. Малышева и, конечно, самое живое участие шефов. Они — наши первые и главные советчики и по­ мощники. При их поддержке и помо­ щи мы открыли кабинет труда для учеников начальных классов! Это нас очень радует. П араллельно с трудовым воспита­ нием и обучением идет профессио­ нальная ориентация учащихся. Но как это делается? Пока, надо при­ знаться, недостаточно. Если посмот­ реть планы воспитательной работы классных руководителей, то окажутся они полными и емкими, все пункты отражены и развиты. А вот разделы по физическому воспитанию и про­ фессиональной ориентации школьни­ ков самые «бедные». Что здесь запи­ сано? Экскурсия, встреча с ветераном труда, опять экскурсия, беседа о про- Что надо, чтобы быть хо­ рошим учителем? Увлечен­ ность? Есть. Доброта? Есть. Отли.чное знание предмета? Тоже есть. А еще Нина Се­ меновна Ялунова, литератор Сузунской второй средней школы, интересный собесед­ ник, страстный шахматист и самодеятельный поэт. По-мо­ ему, вполне достаточно, что­ бы ребята ловили каждое слово педагога. Ее уроки для учеников — праздник! Двадцать лет в школе, а го­ товится к встрече с ребята­ ми, будто впервые идёт в класс. Волнуется. Особенно интересно рабо­ тает Нина Семеновна по во- енно - ратриотнческому вос­ питанию учащихся. Трлько вышли из печати книги товарища Л. И. Б реж ­ нева «Малая земля» щ «Воз­ рождение» — они уже в классе, на столе у учитель­ ницы. В газетах появилась «Целина» — на следующий день комментированное чте­ ние волнующих страниц. Объявлен 1979 год Меж­ дународным годом ребенка — и на уроках звучат стихи о детях мира, о счастье, о мечте. Прошла в школе игра «Зарница» — и семикласс­ ники пишут сочинение. ' Многие юноши из ее клас­ сов выбирают военное учи­ лище. Вот что они сами ду­ мают об этом: «Мне очень нравится про­ фессия офицера. Она трудна но мужественна и бесстра'ина . Офицеры — волевой народ. д этому надо готовить себя. Я не пропускаю передачу по телевидению «Служу Советско­ му Союзу». Она заставляет нас подумать, осмыслить все и под­ готовить себя к службе в ря­ дах Советской Армии. Быть во­ енным офицером — значит всю жизнь служить Родине, защи­ щать ее». (С. Дмитриев). В. Быкова, Ю. Бондарева, В. Распутина помогают юным в становлении харак ­ тера. Уроки на патриотические темы оставляют глубокий след в душе подростка, вос­ питывают чувство гражданст­ венности и твердую жизнен­ ную позицию. А сколько еще проникно­ венных строк читает Нина Семеновна в сочинениях ре­ бят! К сочинению «Считаю за честь писать о коммуни­ сте» готовились долго и тща­ тельно. Детям было дано за да'ние побеседовать с ветера­ нами Великой Отечественной или гражданской войн. Оля Чеканина писала о своих де­ дах, которые погибли, защ и ­ щ ая нашу Родину: «Я стара­ юсь учиться так, чтобы мне не было стыдно перед их па­ мятью». Так, из урока в урок наши дети учатся мужеству, стой­ кости, убежденности у поко­ лений военных лет. Нина Семеновна — лите­ ратор и поэтому в арсенале ее средств воспитания граж ­ данских чувств отводится особое место поэзии. Учи­ тельница много читает наи­ зусть, проводит поэтические пятиминутки в начале урока, приучает детей любить сти­ хи. искать в них созвучие со своими переживаниями, на­ строением, удивляться кра­ соте и силе поэтического сло­ ва. А. КАЗАКОВА . Заведующ ая методкаби- четом Сузунского райо­ не. В старших классах Нина Семеновна проводит уроки- беседы по советской поэзии на тему: «Строка, опаленная войной». Идет проникновен­ ный разговор о доблести сол­ дат и офицеров 140-й Сибир­ ской гвардейской дивизии, зачитываются самые волную­ щие страницы из книги «Ч е­ рез годы, через расстояния». Удивителен эмоциональный резонанс на уроках, посвя­ щенных героизму воинов- защитников «Малой земли». Ребята преклоняются перед мужеством народа, их волну­ ют стихи поэта М. Герасимо ва, участника боев за Малую землю. Интересно проходят уроки в 10-м классе на тему: «Ве­ ликая Отечественная война». Нина Семеновна делает ак­ цент на чувстве ответствен­ ности советского человека за сохранение мира на земле. Прекрасные книги советских писателей к. Симонова,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2