Советская Сибирь, 1977, № 108

тива имеет работа в 9-м клас­ се. В этом возрасте у ребят появляется потребность в свободном общении, и класс­ ный руководитель Л. Я. Ле- туева постоянно помнит об этом. Поэтому в свой план и план комсомольского бюро по ее совету были включены такие дела, которые, не теряя своей общественной направ­ ленности и давая простор инициативе комсомольцев, в то же время не связывали их жесткими рамками. Это, скажем, организация тради­ ционного для школы праздни­ ка, подготовка к которому велась не в классах, а в ле­ су, организация драмкружка, подготовка к воскреснику, на который невозможно не прий­ ти, если сам готовил..Иници­ аторами всех этих дел высту­ пали сами комсомольцы и прежде всего — бюро. Педа­ гогическое руководство, оста­ ваясь важным звеном, тре­ бует теперь от учителя скры­ той позиции. классным собраниям. Самым трудным было добиться от ребят систематического вы­ полнения своих- обязанно­ стей. А. М. Голяшева избрала для сплочения коллектива такое вроде бы непразднич­ ное, но повседневно необхо­ димое дело, потому что оно давало возможность форми­ ровать активность пионеров не только на основе интере­ сов, но и на основе необхо­ димости. Терпеливо воспиты­ вая обязательность на повсе­ дневных, обыденных заботах, учительница тем самым по­ могала детям вырабатывать характер, приобретать по­ требность не только к труду, но и к порядку, к чистоте, к тщательности в выполне­ нии любого задания. Поэто- П А Р Т И Й Н А Я ЖИ З Н Ь Второй дом земледельца от роли, которую он выпол­ нял: сначала учила ребят, по­ том развивала навыки орга­ низаторской работы, а уже с 9-го класса выступает как идейный руководитель, пер­ вый советчик и судья при полной самостоятельности ре­ бят. Сейчас ученики Александ­ ры Мироновны в десятом. Они, как и их предшествен­ ники, тоже внесли свою лепту в летопйсь школьных дел— участвовали в строительстве, работали в совхозе, создавали музей, защищали честь шко­ лы на олимпиадах, смотрах художественного творчества. Теперь это люди деятельные, серьезные, настоящие помощ­ ники учителей в работе с младшими ребятами. Ту же систему «учение — Весной 19 56 года в только что открытой школе развер­ нулось большое строительст­ во. Дело в том, что в новом здании не было ни учебных мастерских, ни гаража, ни спортзала. — Давайте все построим сами, — предложил комсо­ мольцам директор Федор Ар­ хипович Видяпин. Ребята довольно смутно представляли себе, как это у них получится, но предложе­ ние приняли с восторгом. Позже они убедились, что их директор зря слов не гово­ рит. Стройка, за которую они готовы были приняться с та­ ким энтузиазмом, начиналась с его энергии, деловитости, точного расчета. А директор, вспоминая то время, говорит: — Развитием школьного самоуправления мы обязаны комсомольцам нашего перво­ го выпуска—Юре Кухте, Ко­ ле Духовичу, Юре Савенко и другим, которые стали и ра­ бочими, и организаторами на стройке. Их энтузиазм, про­ явленный в общественно по­ лезном труде, охватил все другие сферы деятельности комсомольской и пионерской организаций школы. Три альбома из истории школьной комсомолии рас­ сказывают о том, как поко­ ление за поколением ребят продолжали традицию доб­ рых дел: строительство спор­ тивного зала, работа на по­ лях совхоза «Октябрьский», закладка парка «Дружба», участие в клубах веселых и находчивых, сбор металлоло­ ма, деятельность комсомоль­ ского отряда «Искатель», ис­ колесившего пешком почти всю Новосибирскую область по тропам партизанского движения и создавшего му­ зей трудовой и боевой славы, победы на предметных олим­ пиадах, в смотрах художест­ венной самодеятельности. И вот уже самые свежие дела комсомольцев—участие в строительстве нового двух­ этажного здания на восемь классных комнат и столовой, укрепление дружбы с шефа­ ми и совместная работа по оборудованию предметных кабинетов. Школа теперь за­ нимается в одну смену. Соб­ ственным трудом ребята соз­ дали условия для успешной учебы и содержательных за­ нятий в кружках, клубах, сек­ циях, факультативах, для ра­ боты в которых есть в школе и время, в место. В агитационно-пропагандистской работе в связи с выбо­ рами в местные Советы депутатов трудящихся рекоменду­ ется использовать примерные тематики лекций, докладов и бесед к 60-летию Великой Октябрьской социалистиче­ ской революции, а также по речи товарища Л. И. Брежне­ ва иа XVI съезде профсоюзов СССР, напечатанные в жур­ нале «Агитатор» №№ 6 и 9 за текущий год. Ниже публикуется дополнительный перечень тем, непо­ средственно связанных с выборами в местные Советы де­ путатов трудящихся. 1 . Марксизм - ленинизм о сущности социалистической демократии н ее коренном отличии от демократии буржу­ азной. 2. Социалистическое общество — общество действи­ тельных прав и подлинной свободы личности. 3 . Советы депутатов трудящихся — самые представи­ тельные органы народовластия. 4. XXV съезд КПСС о повышении роли Советов в хо­ зяйственном строительстве. 5. Роль Советов в коммунистическом воспитании тру­ дящихся. 6. Демократизм советской избирательной системы. 7. Совершенствование советского законодательства * развитие социалистической демократии. 8. Роль Советов в привлечении трудящихся к управле­ нию производством. 9. Законы об основных правах в обязанностях местных Советов депутатов трудящихся и их значение для повыше­ ния роли Советов в хозяйственном и культурном строи­ тельстве. 10 . Единство прав и обязанностей советских граждан. 1 1 . Паспорт гражданина СССР. 12 . От выборов —■ к выборам (об изменениях в эконо­ мической и социальной жизни региона, происшедших в пе­ риод между выборами). 13 . Выполнение наказов избирателей — одна из перво­ степенных задач в деятельности Советов. 14 . Роль Советов в осуществлении курса партии на подъем благосостояния народа. 15 . Успешно выполнить планы н обязательства второго года десятой пятилетки, встретить 60-летие Великого Ок­ тября новыми трудовыми успехами — патриотический долг каждого коллектива. Труженики полей нашего района включились во Все­ союзное социалистическое со­ ревнование за повышение э ф ­ фективности производства и качества работы, за достойную встречу 60-летия Великого О к ­ тября. Он и поддержали заме­ чательное начинание кубанских земледельцев и тоже решили вырастить обильный урожай всех сельскохозяйственных культур. Хлебное поле у нас самое большое в области, а погодные условия Кулунды не из легких. И все ж е м ы рассчи­ тываем собрать в н ы н е ш н е м году по шестнадцать центне­ ров зерна с гектара и продать государству не менее восьми миллионов пудов хлеба, а так­ ж е большое количество других продуктов растениеводства. Х о р о ш о понимаем, что для этого надо много и упорно по­ трудиться. В районе осуществ­ ляется целый комплекс мер, направленных на успешное проведение весеннего сева, закладывающего основу уро­ жая. Е щ е в феврале б ю р о рай­ кома партии утвердило план организационно - партийной и массово-политической работы на полях. Намечены мероприя­ тия по культурно-бытовому об­ служиванию земледельцев. На партийных собраниях, за­ седаниях парткомов и партбю­ ро, исполкомах сельских Сове­ тов повсеместно были обсуж-' дены вопросы подготовки к весеннему севу. В каждой тракторно - полево д ч е с к о й бригаде созданы партийные, партийно - комсом о л ь с к и е, пр оф со юз ны е и депутатские группы. Разработаны условия социалистического соревнова­ ния, в которых предусмотрено оперативное информирование соревнующихся об итогах их труда. Намечены действенные м е р ы морального и материаль­ ного поощрения передовиков. В апреле в к а ж д о м колхозе и совхозе прошли партийные собрания, совещания партий­ но-хозяйственного актива и м е ­ ханизаторов, на которых была разработана тактика борьбы за урожай. Соревнование земле­ дельцев решили развернуть под девизом: «К аж до му п о л ю — Знак качества». Достичь урожайности зерноаых два­ дцать центнеров с гектара и успешно выполнить задание по хлебозаготовкам — такую задачу поставили перед собой труженики совхоза «Сибирь». Высокие рубежи намечены И ■ других передовых хозяйствах района. Важное значение в быстром и качественном проведении весенне-полевых работ при­ даем культурно-бытовым усло­ виям. В н а ш е м районе около ста полевых станов. О н и по сути дела являются вторым д о м о м 'механизаторов, цент­ р о м политико-массовой и орга­ низаторской работы. В этом году полевые станы приняли механизаторов е щ е до перво­ майского праздника, и теперь жизнь в них не затихнет до по­ следних дней уборки урожая. Полевые станы у нас — это хо­ р о ш и е здания с ленинской комнатой, спальными корпуса­ ми, кухней, столовой, баней, д у ш е в ы м и установками. К ус­ лугам земледельцев — на­ стольные игры, книги, свежие газеты, журналы, радиоприем­ ники, телевизоры. Словом, есть асе необходимое для то­ го, чтобы л ю д и после работы могли х о р о ш о отдохнуть, на­ браться сил для новой тру­ довой смены. Агитаторы и политинформа­ торы постоянно бывают здесь: проводят беседы, о ф о р м л я ю т полевые станы конкретной, от­ ве ча ющ ей современным тре­ бованиям, наглядной агита­ цией. Основное ее содержа­ ние — призыв высокопроизво­ дительно использовать м а ш и ­ ны, выполнять все правила агротехники, активно участво­ вать в соревновании за достой­ н у ю встречу 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Движ ен ие за образцовый коммунистический порядок коснулось и полевых станов. Территории их благоустроены, озеленены, разбиты цветочные клумбы, есть беседки. Н а каж­ д о м стане имеются обществен­ ные огороды, которые дадут свежие о в о щ и к столу механи­ заторов. Питание на полевых станах организовано высоко­ калорийное и дешевое. В м е ­ н ю всегда есть кумыс. Сейчас а районе проходит смотр-конкурс полевых станов, объявленный б ю р о РК КПСС, исполкомом райсовета и рай­ к о м о м пр офсоюзе« сельского хозяйства. Ср ед и лучших — полевые станы Мохиатологое- ского, Полойского, Хабаров­ ского совхозов и ряда других хозяйств. На поля приходит агитпоезд райкома партии. В его составе — лекторы, участники художе­ ственной самодеятельности, автолавка, ма ши на бытового обслуживания. П р и сельских клубах и домах культуры дей­ ствуют двенадцать агитбригад. Пр од ум ан о торговое и м е д и ­ цинское обслуживание труже­ ников полей. На весну и лето пересмотрены часы работы ма­ газинов. В полевых станах ор­ ганизованы лотки без продав­ цов, по четкому графику рабо­ тают автолавки и м а ш и н ы б ы ­ тового обслуживания. Полевые работы идут во всех хозяйст­ вах района. Характерная особенность ны­ нешней посевной — сочетание высоких темпов с высоким ка­ чеством работ. В районе про­ ведено задержание талых вод }<а всей посевной площади, полностью заборонованы пары и зябь, активно ведется пехо­ та, С £* ■' Наши;, земледельцы делают асе для: того, чтобы, используя и м е ю щ и е с я резервы, я сжатые сроки, без малейшего отступ­ ления от агротехники, провести весенний сев, заложить доб­ р у ю основу для высокого уро­ жая, выполнить взятые на ю б и ­ лейный год социалистические обязательства. В. СКОТНИКОВА. Зав. отделом пропаганды и агитации Краснозерского райкома партии. А К Т И В Н А Я ЖИЗНЕННАЯ П О З И Ц И Я Они, как и в других шко­ лах, традиционны: в классах есть свои завучи, организато­ ры культмассовой работы, трудовых дел, шефской ра­ боты. Особенность их в этой школе в том, что у каждого члена классного самоуправ­ ления есть свой актив, кото- ! рый постоянно меняется в зависимости от начинаемого дела. Поручения этого акти­ ва утверждаются н проверя­ ются на заседаниях комсо­ мольского бюро. Таким обра­ зом, общественная актив­ ность каждого находится под постоянным контролем всего коллектива. Вся работа по созданию и укреплению классного са­ моуправления получает за­ вершение в организации школьного самоуправления— совете дружины и комитете ВЛКСМ. Общее руководство деятельностью комитета осу­ ществляет директор Ф. А. Ви­ дяпин. Его позиция, как и по­ зиция классных руководите­ лей в 9— 10 классах, остает­ ся скрытой. Он советуется со своими помощниками, обсуж­ дает, как лучше организовать то или иное дело, приходит вместе с ними на комсомоль­ ские собрания, пионерские сборы, в классы, вызываю­ щие тревогу, обращая внима­ ние комитета на причины неблагополучия, но ведут разговор с ребятами предста­ вители школьного самоуправ­ ления. Заместитель директо­ ра по воспитательной работе А . В. Кожевникова помогает комсомольцам в техническом решении организационных вопросов — налаживании связей, шефами, с Домом культуры, с советом общест- “ венностй. 'Ч'акое руководство помогает укреплять самостоя­ тельность комсомольцев, по­ вышает их ответственность и роль в управлении школьны­ ми делами. Так на основе комплексно­ го подхода к воспитанию, при умелом использовании принципа самодеятельности школа формирует у ребят ак­ тивную жизненную позицию. Н. ЩИТОВА. Заведующая кабинетом воспитательной рабо­ ты областного институ­ та усовершенствования учителей. В К уй быш евск ой ср ед н ей ш коле № 4 накоплен и н тер есны й о п ы т орган и заци и сам оуп ра вл ен и я п и он ер ов и к ом сом ол ьц ев. Ц ен ность его преж де в се го в том , ч то задачи, п оставл ен ны е п едагоги ч еск им коллективом в п ервы й ж е год сущ еств ов а н и я ш колы , предполагали к ом п л ек сны й п од ход к воспи тан ию , то е с т ь со зд а н и е на о сн о в е о бщ е ст в е н н о п ол езн ого тр уда ш к ол ь, ны х тради ц ий , ф ор м и р ов а н и е у р ебя т в ы со к и х м ор ал ьны х ка­ ч еств и активн ой ж и зн ен н ой п озиц и и. тренировка — самостоятель­ ность» мы проследили в пя­ том классе у учительницы М. И. Корневой, в восьмом— у Н. А. Шарашкиной, в де­ вятом — у Л. Я. Летуевой. Интересно, например, что Майна Павловна Корнева на­ чала воспитывать ту же обя­ зательность у ребят, что и Голяшева, но на делах совер­ шенно иного характера. В ее классе пионеры решили за­ няться розыском материалов о пионерах-героях. Она дала детям список, каждый вы­ брал себе одного пионера и стал заниматься поиском ма­ териала, чтобы потом расска­ зать о своем герое товари­ щам. Старт этим поручениям был дан в четвертом классе, за полтора года прочитано более 20 бесед. В восьмом классе главным помощником самоуправле­ ния выступает общешколь­ ный клуб по подготовке в комсомол. Система постоян­ ных, а также временных по­ ручений, разработанная спе­ циально, чтоб научить ребят новым приемам организатор­ ской работы, приобретает для них особую значимость. Выс- У Ч Е Н И Е - Т Р Е Н И Р О В К А - САМОСТОЯТЕЛЪНОСТЬ Но. примеру .старших в об- иЖ эных дела*, инки. Это единое для всех классных руководителей пе­ дагогическое требо в а н н е . Естественно, что решается оно‘В каждом коллективе по- своему, в зависимости от ин­ дивидуальности учителя, но при. условии, что ребята вы­ полняют нужное для всех, ответственное и интересное дело. В 19 70 году для пято­ го «А» таким делом стало самообслуживание. Класс­ ный руководитель Александ­ ра Мироновна Голяшева со­ ставила графики работы и дежурств, отчет за кото­ рые пионеры готовили к ляётеЯ рекомендация в ком­ сомол, невыполнение поруче­ ния влечет за собой отказ в рекомендации. Комсомоль­ цы ставят вопрос так: если не умел — надо было спросить, не знал — прочитать, посо­ ветоваться, а не молчать. На­ учись спрашивать, совето­ ваться, учись учиться. Ины­ ми словами, комсомольское бюро класса выступает как учитель общественной рабо­ ты, а классный руководитель выполняет роль консультан­ та. Свои особенности по сохра­ нению и укреплению коллек­ Каменщики Р. К. М атюш енмо, М. И. Баркова, А . П. Ч ум аков м П. Д. К учер — члены бри гады к ом м у н и сти ч еск ого тр уда, к отор ой р ук овод и т В. П. В оронц ов из СМУ-1 «С и ба м адем стр оя». С ейчас они возвод я т больн ичны й к ор п ус иа 250 к оек в А ка­ дем город к е. В се три бл ока больн ицы обл и ц овы ва ю тся плиткой, к отор ая х о р ош о соч ета е т ся с о светлы м и краскам и б е р е зов о й рощ и. НА СНИМКАХ: каменщмми Р. К. М атюш енко («в е р х у ) и А . П. Ч ум аков, П. Д. К учер и М. И. Баркова. Ф ото Г. Климчука. К а к в а с обслуживают О П Ы Т П Е Р Е Д О В И К О В — В С Е М На базе Кутганекого учеб­ но-исследовательского опор­ ного пункта Новосибирско­ го сельхозинститута были проведены четырехдневные занятия. Учились многие: ди­ ректора совхозов и председа­ тели колхозов, агрономы всех степеней, управляющие отделениями, бригадиры. На занятия попросились и спе­ циалисты Здвинского района — приехали 20 человек. Всю тематику составили с учетом условий степного земледелия. Учли особенно­ сти и отдельных хозяйств, где почвенно-клима+ические условия типичны для всей Кулунды. Не обошли внима­ нием научно-теоретические вопросы. Их на занятиях ос­ ветили проректор сельхозин­ ститута А. А. Конев, ученые СибНИИХИМа, института кормов и других научных уч­ реждений. Очень интересные сообщения о первых резуль­ татах почвозащитной систе­ мы земледелия сделал дирек­ тор совхоза «Мирный» Куй. бышевского района Я. М. Скрыпник. Но самой главной темой для учебы хлеборобов послужили достижения, ошибки и просчеты минувше­ го года в земледелии Купин- ского района, обстоятельный и глубокий анализ которых сделал главный агроном уп­ равления сельского хозяйст­ ва райисполкома В. Г. Кар­ пенко. В Кулундинской степи ку- пинские полеводы являются лидерами высокой культуры земледелия. Лучших резуль­ татов добились и в минув­ шем, остро засушливом го­ ду. Урожай зерновых у них выше в сравнении с Чисто­ озерным районом на 1,8 цент­ нера, с Карасукским — на 1,9 , с Баганскнм — на 2 центнера. А кукурузы с гек­ тара получили почти в пол­ тора ваза больше. Купвицы полнее использовали и потен­ циальные возможности всех сортов пшениц. К примеру, «саратовская-29» оказалась урожайнее в среднем на 1,5 центнера, «мильтурум-321» — на 1,9, а новый с о рт «пи- ротрикс-28» — на 2,7 цент­ нера в расчете на гектар. Это очень большая разница. ста урожайности — выбор оптимальных сроков сева. Жизнь степняков убедила: с севом нельзя торопиться, но в этом случае надо надежно укрыть влагу и дождаться полного прорастания сорня­ ков. Зерновые, размещенные до 15 мая, дали только 4 центнера зерна с гектара, с 15 по 25 мая — на 2,5 центнера больше. Многие резервы выявле­ ны и взяты на учет. Сообра­ зуясь с осваиваемыми четы­ рех- и пятипольными сево­ оборотами, купвнцы уточня­ ют структуру посевов. Ми­ неральные удобрения внесут не разбросным способом по площадям, а в рядки одно­ временно с высевом семян. Расширят фронт химической борьбы с сорняками. И, что очень важно, 40 процентов площадей засеют среднеспе­ лыми сортами зерновых культур, 50 — ереднепозд- нимн и 10 процентов — ран­ неспелыми. Это позволит полнее использовать осадки, выпадающие в развое время лета, более активно бороть­ ся с сорняками. В ответ на Письмо ЦК КПСС сельским труженикам и Постановление о Всесоюз­ ном соревновании купияцы взяли обязательства дать Ро­ дине хлеба 865 тысяч цент­ неров, маслосемян — 36, картофеля — 15 , овощей — 7 тысяч центнеров, запасти на условную голову не ме­ нее 20 центнеров кормовых единиц. Чтобы взять такие рубежи, в хозяйствах актив­ но готовят семена, . кадры, материально-техническую ба­ зу, вдумчиво разрабатывают стратегию и тактику на вес­ ну и лето. Все это в сочета­ нии с высокой агрокультурой позволит приумножить силу гектара земли, вырастить вы­ сокий урожай. Думается, что опыт купинцев, воплотивший в себя новые элементы зем­ леделия, пригодится хлебо­ робам других степных райо­ нов, будет надежным по­ мощником в борьбе за увели­ чение производства хлеба и кормов. Г. ХОБЕНКОВ. Агроном, корреспондент «Советской Сибири». им. Ленина, нм./Ьалинина — по 12 центнеров, а в колхозе «Маяк» — лишь 8.7 центне­ ра. Причина контрастов — в различном апроуровне обра­ ботки почвы. В целом по району пар оказался наилучшим пред­ шественником, дал 9,5 цент­ нера зерновых. В то же вре­ мя в восьми хозяйствах уро­ жайность ниже среднерайон­ ной. Есть колхозы и совхо­ зы, где с гектара парового поля собрали по 5 ,2—5,6 центнера зерновых — намно­ го меньше, чем в других хо­ зяйствах по плоскорезной зя­ би. Это результат бесхозяй­ ственного отношения к зем­ ле. Ратуя за увеличение па­ рового клина,специалисты не организовали своевременную вспашку имеющихся площа­ дей. В частности, это наблю­ далось в совхозах «Кулун- динский» и «Советская Си­ бирь». Кое-где за эталон взя­ ли позорную практику: на оставленных для парования полях до половины июля па­ сут скот, а уж затем присту­ пают к вспашке. И подруби­ ли сук, на коем сидели. Рай­ он недобрал десятки тысяч центнеров зерна. Второй большой резерв по­ вышения урожайности — безотвальная и плоскорезная зябь. Но опыт показывает, что зябь должна быть только ранней. В колхозе им. Лени­ на на всей площади такой зя­ би получили по 1 1 центнеров зерновых — чуть меньше, чем по парам. Хорошие на­ молоты в колхозе «Коллек­ тивный пахарь», им. Чкало­ ва, «Верный путь», им. Жда­ нова. В Купияском совхозе наоборот: с подъемом зяби запоздали и с гектара намо­ лотили 3,7 центнера зерно­ вых — почти вдвое меньше, чем в Стеклянском совхозе по весновспашке. Мизерный урожай сложился в совхозах «Советская Сибирь», «Чанн- ский». «Кулундикский». кол. хозе «Первое мая». Причина: пахоту вели поздно, при­ С Е Р В И С У - ЗНАК КАЧЕСТВА Секрет прост. Здешние хо­ зяйства в основном освоили паро-зерновые севообороты с короткой ротацией, пол­ ностью перешли на почвоза­ щитную систему земледелия, улучшили структуру посевов, в которой до 60 процентов пашни занимают ценные зер­ новые культуры. Купинцы в больших объемах применяют органические и минеральные удобрения, внедрили так на­ зываемую «скрьмгаиков- скую» технологию снетоза. держания, дающую очень вы­ сокий эффект. А весной выбирают приемы обра­ ботки почвы, способству­ ющие сохранению и ра­ циональному использова­ нию влаги. Не удивительно, что купинцы на центнер вы­ ращенного зерна израсходо­ вали только 29,4 тонны вла­ ги, тогда как карасучане — 35,2, чйстоозерцы — 55,4, баганцы — почти 70 тонн. А чем выше расход влаги, тем ниже общая агротехническая культура. В числе вышеперечислен­ ных районов Купинский сеет зерновых на 38 тысяч гекта­ ров больше, площадь же спи­ санных посевов оказалась наименьшей. Это еще один признак более высокой куль­ туры земледелия. Но есть на фоне успехов и просчеты, ошибки. Чтобы лучше уяс­ нить и не повторить их в ны­ нешнюю весенне-летнюю по­ левую кампанию, перед участниками занятий все просчеты раскрыли методом глубокого анализа и сравни­ мости показателей. Известно, что пар — самый могучий накопитель влаги и пищи в почве, главнейший резерв урожая. И там, где с парами обращаются на «ты», они радуют осенью богатой ни­ вой. В колхозе им. Жданова паровые поля хорошо запра­ вили перегноем и фосфорны­ ми туками, содержали в иде­ альной чистоте, с гектара на­ молотили 14 ,2 центнера зер­ новых. В соседних колхозах сяч гектаров. Хорош н ре­ зультат. При такой обработке в засушливые годы купинцы получают наиболее высокую урожайность. Вот и в минув­ шем году. Если плоскорезная и безотвальная зябь дали 5.7 центнера зерновых, вес­ новспашка — 3,8, то мини­ мальная обработка — 6 центнеров с гектара. Есть и получше результаты. В кол­ хозе «Коллективный пахарь» взяли по 14 ,7 центнера зер­ новых. Хороший урожай по­ лучили колхозы им. Кирова, им. Жданова. По мнению .ученых СибНИИСХа н мест­ ных специалистов, этот поло­ жительный эффект объяс­ няется тем, что нетронутые стерневые фоны хорошо за­ держивают снег, сохраняют влагу от испарения, обеспе­ чивают благоприятное сложе­ ние почвы для растений. Зна­ чительно упростилась и тех­ нология подготовки почвы, сева. Во-первых, при «мини- малке» применяется только две операции — ранне-весен­ нее боронование «ЛДГ-10» с игольчатыми дисками и сев. Во-вторых, поскольку стер­ невой фон засевается сеялка­ ми «СЗС-2,1», то в одном проходе агрегата совмещают, ся все технологические опе­ рации: посев, культивация, внесение удобрений в рядки, прикатывание. Расширяют в районе гра­ ницы и так называемой ну­ левой обработки почвы, когда зерновые размещаются вооб­ ще по необработанной стерне с последующим применением гербицидов. И что же? В ми­ нувшем, засушливом году в колхозе им. Кирова гектар «нулевки» дал зерновых больше, чем глубокая без­ отвальная зябь. То же самое получилось в колхозе «Пер­ вое мая», Стеклянском совхо­ зе. В целом по району гектар «нулевки* уступил плоско­ резной и безотвальной зяби всего лишь полцентнера, а в сравнении с весновспашкой том скоростными тракторами «К-700» с отнятыми отвала­ ми. Зябь получилась глыби­ стой, сильно иссушилась. По инициативе главного агронома управления сель­ ского хозяйства В. Г. Кар­ пенко купинцы первыми в области начали внедрять ми­ нимальную обработку почвы. Чем она вызвана? Кулунда — зона, где преобладают почвы легкого механическо­ го состава, солонцы. Средне­ годовое количество осадков не превышает 270 миллимет- зерна дал больше ва 1 ,3 центнера. Сила «мннималки» и «ну­ левки* не только в количе­ стве урожая. Они дают высо­ кий экономвчеокий эффект. Так, при «нулевке» за счет сокращения технологических операций экономия на гекта­ ре составляет почти 6 руб­ лей, при минимальной обра­ ботке затраты уменьшились в 2,5 раза. По данным уп­ равления сельского хозяйст­ ва, в 9-й пятилетке валовой сбор зерна в колхозах увели­ чился на 42 процента, а пол­ ная его себестоимость сни­ зилась на 1 миллион 342 ты­ сячи рублей, т. е. центнер зерна стал дешевле на 1 рубль 5 3 копейки. По­ скольку затраты на возделы­ вание зерновых сократились на 1 5 1 тысячу человеко­ дней, колхозы для других работ высвободили 540 чело­ век. В последнее время чаще стали практиковать посев зерновых по необработанным стерневым фонам и в других районах области. К сожале­ нию, оезультаты неодинако­ вы. Получалось снижение урожайности и в некоторых купинских хозяйствах. Так, в колхозе и.м. Чапаева в ми­ нувшем году «нулевка» дала только 3 центнера зерновых с гектара, в совхозе «Совет­ ская Сибирь» — 2, в Кулун- динском совхозе — 1,8 цент­ нера. Истинная причина в том, что под «минималку» и «нулевку» выделили участ­ ки, идущие не второй куль­ турой после пара, а сильно засоренные с последних по­ лей ротации севооборота. Хуже того, поля засеяли в ранние сроки, и сорняки, всегда опережающие в росте хлеба, заглушили цосевы. Эти просчеты должны стать уроком для всех, кто прак­ тикует посев зерновых по минимальной и нулевой об­ работке почвы. Есть в арсенале купинцев еще олин важный резерв ро­ в ы к о д а УМЕЛОГО ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ров, зато избыток света и тепла. Поэтому многократ­ ные обработки ухудшают структуру и плодородие поч­ вы, распыляют и иссушают ее. Первый опыт по минима- лизацяи заложили еще в 1963 году в колхозе «Куль­ тура». Поле площадью 85 гектаров разделили на две части. Одну из них осенью вспахали на глубину пахотно­ го горизонта, другую часть оставили невспаханной. Вес­ ной ее в два следа пролущи- ли и засеяли пшеницей. Ока­ залось, на участке с мини­ мальной обработкой влаж­ ность почвы выше на 20— 25 процентов, каждый гек­ тар дал 8,9 центнера зерна. Вторая часть поля, где про­ водились осеннее лущение, вспашка, весенняя прибивка влаги в два следа, культива­ ция, боронование, посев и прикатывание, итого 7 тех­ нологических операций, дала только по 4,5 центнера пше­ ницы. Новшество понравилось, и площадь под минимальной обработкой довели до 40 ты-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2